В рамках родительского лектория предлагается разработка "Родителям о кризисе переходного возраста". Рассматриваются вопросы личностного изменения подростка и сам кризис подрасткового возраста. Даны советы родителям правильного общения с подростками. Предлагаются пожелания подростков родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родителям о кризисе переходного возраста»
РОДИТЕЛЯМ О КРИЗИСЕ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением; во- вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».
I. Личностные изменения.
В наше время подростковым периодом считается возраст от 11 до 15-16 лет. Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, то ,что теперь в драму развития вступает действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - -личность самого подростка.
Важнейшая психологическая особенность — чувство взрослости. Он выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положения, которого фактически еще не достиг. Свою развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Но на этом этапе развития ребенок не может быть полностью самостоятельным. Следовательно, для формирования самостоятельности надо совершать самостоятельные поступки. Однако для того, чтобы хотя бы раз поступить самостоятельно, надо уже быть относительно независимым от социального окружения, иметь механизмы личностного саморегулирования. Появляется замкнутый круг, и перед подростком стоит задача его разорвать. Главная задача заключается в обретении внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно. Подросток ждет от взрослых понимания и доверия — тогда исчезнут обиды и разнообразные формы протеста (грубость, негативизм, упрямство, непослушание и т.д.) .
Ошибочно представления о том, что подросток не способен к появлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, препятствует возможности сотрудничества с ним, как следствие —протест.
Возможность осознать, оценить себя как личность, подросток получает в системе взаимодействия со сверстниками.
II. Кризис подросткового возраста
Изучение зарождения и прохождения кризиса подросткового возраста можно рассматривать в исторической перспективе (И.С. Кон, Л.С. Выготский и т. д.).
В науке накопились факты, свидетельствующие о том , что особенности подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых.
Немецкий психолог Курт Левин констатировал, что в современном обществе существует две самостоятельные группы — взрослых и детей. У каждого — свои привилегии . Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами: он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремиться приблизиться, перейти в мир взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности К. Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал ,что чем больше разрыв между двумя группами и , соответственно , чем длиннее период неприкаянности подростка ,тем с большими трудностями протекает подростковый период .
Советы родителям
Проявлять и оказывать :
-любовь; -доверие;
-уважение; -терпимость;
-сочувствие; -поддержку;
- сопереживание; - понимание;
Подростки родителям
- никогда нас не унижайте
- не критикуйте;
- не высмеивайте;
- не сравнивайте с кем-либо;
- не демонстрируйте враждебность;
- не обсуждайте наших друзей, проявите доверие, поддержите наш уровень социализации.
Цитаты, афоризмы, высказывания
1. Я знаю все, но не знаю ничего хорошего.
Ф. М. Достоевский
2. Есть люди с которыми нелегко жить, но которых невозможно покинуть.
Томас Манн
3. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, видеть в глазах его духовный мир — радость, горе, беду.
В. А. Сухомлинский
4. Люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Я. Корчак
Литература:
1. Миронов А. И. Критические периоды детства. - Изд-во «Знание». - М. 1979 г.
2. Кон И. С. Психология ранней юности. - Изд-во «Просвещение». - М. 1989 г.
3. Олейникова М. В. Возрастная психология (конспект лекций). - Изд-во СОВА. Санкт-Петербург.
4. Корчак Януш 10 заповедей для родителей
5. Интернет-ресурсы
Материал подготовлен
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 18» г. Симферополь Л. Д. Пузина