«Развитие у детей и подростков познавательного интереса и потребности в поиске»
«Развитие у детей и подростков познавательного интереса и потребности в поиске»
В методразработке вскрываются психолого- педагогические причины пассивности у детей как на уроках, так и дома.Описываются условия, при которыхвозникает и развивается интерес к познанию. Приводятся типы вопросов, стимулирующие активную умственную деятельность и вызывающие познавательный интерес у детей и т.д. Материал будет полезен для педагогов всех типов образовательных учреждений, педагогов- психологов, родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие у детей и подростков познавательного интереса и потребности в поиске»»
Орловское СУВУ
«Развитие у детей и подростков познавательного интереса и потребности в поиске»
Подготовила
педагог-психолог
Колеватова Л.М.
Потребность в поиске
Последнее время и родители, и педагоги все чаще сетуют на лень и пассивность детей: «Ничего не хотят делать», «На уроках спят или занимаются посторонними делами»… На родительском собрании учительница жалуется на своих учеников: «Я целый день на всех уроках говорю, даже голос потеряла, а они меня не слышат, такие пассивные. Всем «двойки» сегодня поставила …»
Пассивность детей и подростков беспокоит и врачей и ученых: откуда она берется? Что происходит с целым поколением детей? И только ли они в этом виноваты?
Пассивность - основная питательная почва скуки и лени, а значит, является основной причиной отсутствия интереса к познанию нового и к жизни вообще.
Только активность, только постоянный поиск формируют настоящую личность – личность с развитым интеллектом и мужественную в бедах, испытаниях и болезнях.
Человек с низкой поисковой активностью хуже подготовлен к столкновению с жизненными трудностями и быстрее отказывается от поиска выхода из сложных жизненных ситуаций. И хотя этот отказ переживается им не так тяжело, сопротивляемость организма все - равно снижается.
В одной из стран была прослежена на протяжении ряда лет судьба людей, в характере и поведении которых преобладало чувство апатии, безразличия к жизни, людей с крайне низкой активностью. Оказалось, что они в среднем умирают в более раннем возрасте, чем люди исходно активные. И погибают они от причин, которые не являются фатальными для других.
Можно вспомнить Илью Обломова, человека с чрезвычайно низкой потребностью в поиске (с детства эта потребность у него не была востребована, т.к. все подавалось в готовом виде). Он был вполне доволен своей жизнью, вернее, своей полной отгороженностью от нее, и умер в довольно молодом возрасте по непонятной причине.
Постоянное отсутствие поисковой активности, потребности в поиске приводит к тому, что человек оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. Так что низкая потребность в поиске, а тем более полное ее отсутствие, не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия. А определяющим фактором этого является поведение человека в процессе переживания отрицательных эмоций.
Поведение этого может быть 2 видов: пассивно-оборонительное, при котором человек прячется от проблем, испытывая при этом чувство тревоги, страха, безнадежности, и активно-оборонительное, когда человек ищет пути выхода из сложившейся ситуации.
При первом поведении человек, потеряв работу, отчаивается и отсиживается дома, молча страдая и не прилагая никаких усилий, чтобы найти другую (в центре занятости населения чаще стоят на учете именно такие люди).
Второе поведение заставляет человека мобилизовать все силы на то, чтобы найти не просто замену прежней работе, но и подобрать более престижную, интересную и с высоким заработком.
Если привести примеры из криминальной хроники, то здесь легко можно проследить поведение потерпевших во время преступлений: один становится жертвой, другой дает отпор (ограбление, похищение человека, нанесение побоев и т.д…).
Действительно, одни люди не предпринимают никаких попыток спастись, безвольно смиряются со своей участью; их мозг парализован. Другие пытаются сопротивляться, бежать из плена, искать пути спасения; их мозг активен. Существует даже наука «виктимология», изучающая поведение потерпевших.
Люди с низкой потребностью в поиске имеют высокий уровень виктимности (способности стать жертвой). Если поведение потерпевшего будет правильным, то преступник может отказаться от своего преступного намерения.
А в последние годы в науке наметилось целое направление, исследующее влияние поведения человека на его пристрастие к алкоголю.
Было установлено, что активные люди, неизменно добивающиеся успеха, лидирующего положения, люди творческие избегают алкоголя. И напротив, пассивные и нелюбознательные индивиды, постоянно терпящие поражение в борьбе «за место под солнцем», принимающие это поражение, как должное и склонные к подчинению, довольно часто употребляют алкоголь и даже спиваются. А подростки употребляющие спиртное для «смелости», «с горя» быстро привыкают к нему и только под его воздействием обретают храбрость и бесстрашие (80% всех преступлений совершаются людьми под воздействием алкоголя).
Протрезвев, человек приходит в ужас от содеянного и признается, что никогда бы не сделал этого, будучи трезвым.
Исследования ученых (психологов, психиатров, врачей) доказывают, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействия является поисковая активность человека и его потребность в этом поиске.
Поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношение к ней (если саму ситуацию невозможно изменить), или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств.
Откуда берется поисковая активность? Что побуждает человека к поиску?
Есть основание считать, что поиск вызван внутренними обстоятельствами, самостоятельной потребностью в поисковой активности. Является ли потребность в поиске врожденной или она приобретается в течение жизни?
Безусловно, определенные биологические предпосылки для ее возникновения существуют: ведь даже младенец пытается проявлять поисковую активность, увидев яркую игрушку: берет ее в руки, рассматривает, тянет в рот. Но при рождении ребенок обладает лишь задатками к развитию этой потребности, а окончательно она формируется лишь в процессе развития его личности и общения с людьми.
Предпосылки к поисковому поведению могут получить свое развитие, но могут быть, и уничтожены в самом начале.
Если маленькому ребенку создавать слишком комфортные, разнеживающие условия, при которых ему не нужно прилагать никаких усилий, преодолевать препятствий, он очень быстро привыкнет к полному удовлетворению своих потребностей и откажется от поиска: а зачем? У него же все есть…
Такой ребенок с трудом выживает в чужом социуме: у него не складываются отношения в детском саду, его обижают в школе; любое неудовлетворенное желание вызывает у него страх, обиду, бессилие, отчаяние и даже панический ужас.
Отсюда – нежелание ходить в школу, боязнь всего нового и непонятного (новый коллектив, новая работа).
Ребенок растет, а страх и отказ от поиска растут вместе с ним. В повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся с такими повзрослевшими, но инфантильными людьми, неспособными самостоятельно справиться с проблемами, преодолеть трудности. (маленькая девочка, привыкшая жаловаться маме по каждому пустяку на своих одноклассников и ставшая учительницей в 30 лет все еще жалуется своей мамочке на непослушных учеников: она не знает, что с ними делать, ведь за нее всегда принимала все решения ее мама).
Конечно, родители должны быть всегда готовы прийти на помощь ребенку, если он с чем-то не справляется, прежде, чем он впадет в отчаяние от своего бессилия. Однако не следует и спешить с предложением помощи, пока ребенок обнаруживает готовность попытаться решить задачу самостоятельно еще и еще раз (достать мяч из-под дивана, построить домик из кирпичиков, нарисовать солнышко..).
Успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, ибо такой успех убивает поисковую активность. (мама пишет реферат за взрослую дочь; папа делает кормушку для птиц за своего сына шестиклассника….).
Достижение любой цели у ребенка должно быть связано с преодолением препятствий, но сами они должны быть преодолимы.
Потребность в поиске – это еще и потребность в постоянном изменении самого себя.
Эта потребность требует удовлетворения любым путем, и если человек закрывает для себя путь вперед, в сторону новых свершений, - он неизбежно начинает двигаться назад, прежде всего в морально-этическом аспекте. В этом случае активность может приобрести разрушительный характер и найти выход в преступлении, т.к. потребность в поиске должна удовлетворяться любым способом.
Наиболее важно это понимание для тех, кто работает с подростками: в этом возрасте потребность в поиске особенно высока, но и опасна, т.к несформированность морально-эстетических понятий, размытость ценностей, жизненных ориентиров и установок может направить поисковую активность на саморазрушение незрелой личности, а не на ее совершенствование. Кругозор таких детей крайне ограничен из-за отсутствия познавательных интересов и направлен только на удовлетворение своих биологических и физических потребностей. Не эта ли ограниченность толкает подростков к алкоголю, наркомании и преступности?
Изучая характеристики несовершеннолетних правонарушителей, мы можем проследить общую для всех воспитанников СУВУ закономерность: подростки не ходили в школу, прогуливали уроки, не любили учиться, имели крайне низкие показатели успеваемости.
У ребенка, которому не привито интереса к познанию, к умственному труду, никогда не возникнет желания углублять свои познания, не разовьется любовь к окружающему миру, к людям, к самому себе, его жизнь не будет успешной и благополучной.
Познавательный интерес
Потребность в поиске тесно связана с развитием познавательного интереса.
И одно из важнейших условий эффективности учебно-воспитательного процесса – это формирование познавательного интереса у детей и подростков.
Когда у ребенка (да и у взрослого тоже) есть интерес, появляется потребность в поиске («я хочу научиться так же …», «а как это сделать?»)
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на врожденной потребности познавать, на любознательности.
Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.
Отсутствие интереса у школьников горит о серьезных недостатках в организации обучения и воспитания.
Проблема интереса – это не только хорошее эмоциональное состояние детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым, никому не нужным грузом или станут активным достоянием учащегося. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Именно благодаря интересу и знания и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитании полноценной личности.
Интерес содействует формированию волевых качеств ребенка, а так же укреплению его активной, творческой и жизненной позиции.
Древние римляне считали, что «корень учения» должен быть «горек» . и в наше время бытует мнение, что учение не должно быть легким. «Учиться – все – ровно, что плыть против течения» - говорят, сторонники «горького корня». И это правда – без усилий, без преодоления трудностей не получишь новых знаний. Но. … Когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения становится по вкусу совсем другим и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.
Ведь интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь интереса с вниманием, в первую очередь с непроизвольным. «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши, говорил один немецкий педагог.
Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное в памяти «укладывается» с большим трудом и легко вытесняется из нее. Интерес способствует значительному повышению работоспособности. Всем известны факты, когда дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживали 10-12 часов ежедневно.
Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время (можно не принимать эту информацию педагогам, но если вспомнить скучные и нудные педсоветы и совещания, информация с которых не запоминается и на 5%, то все же можно поверить, каково детям на таких же уроках).
Тем не менее, у сторонников обучения, основанного на интересе, всегда были и будут противники, которые считают, что не следует увлекать, а тем более развлекать ребенка, т.к. учебный труд должен строиться на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. «Увлекательное обучение не способствует развитию воли, а ребенок должен развивать волю и настойчивость» - таковы основные аргументы сторонников «горького корня».
Конечно, дети должны быть дисциплинированными, воспитывать в себе силу воли и чувство долга. Но достаточно ли сказать ребенку, каким он должен быть, чтобы он таким стал?
В реальной жизни становление силы воли и чувства долга у растущего человека так же мало регулируется разговорами о том, что «ребенок должен, как ощущение сладости в известной восточной пословице: «Сколько не кричи – «халва! Халва!» - во рту сладко не станет». Поэтому рассчитывать на сознательное отношение ребенка к учебным обязанностям как на готовую почву длительного и сложного учебного труда было бы опрометчиво. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. У него еще очень слабо работают произвольное внимание и произвольное запоминание, если учеба не захватывает сама по себе.
Даже если не только учителя и родители, но и он сам будет постоянно твердить себе слово «должен», то все ровно рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» или начинает вертеться на парте, смеяться, тормошить соседа.
Он не увлекся уроком, его не заинтересовала, не зацепила тема занятия. А мы считаем в этом случае, что он ленивый, несобранный, неорганизованный.
Если же все-таки представить себе такого чудо-ребенка, который выполняет и выучивает все, что от него требуется, добросовестно, но без всякого увлечения, то мы столкнемся с одним из самых печальных явлений в школе – с формальными знаниями. А ведь знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительными отношением, не становятся активным достоянием человека.
Они становятся лишним грузом, не пригодным к применению, т.е. к тому, во имя чего их стоит приобретать. Трудно представить, что такое обучение может способствовать развитию творческого ума.
«Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать, находить радость в том, чтобы искать» - писал Альберт Эйнштейн.
А К. Ушинский считал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Т.о., вопрос о воспитании познавательного интереса – это в огромной мере и вопрос о воспитании личности человека, его духовного мира. Сторонники принуждения утверждают, что силу воли у подростка развивает именно скучная работа.
Но жизнь показывает совсем другое: именно скучная, лишенная привлекательности работа порождает отлынивание, стремление под тем или иным предлогам отвертеться от задания, сбежать с уроков или совсем не ходить в школу.
«….Нерасположение к трудной или малопонятной школьной работе переносится на работу вообще, воспитывается нелюбовь к труду, мало – помалу и незаметно вкореняется убеждение, что вверх блаженства – ничегонеделание, отсутствие работы. В то же время интерес, увлеченность, любовь к делу являются огромной силой, помогающей быть настойчивым в достижении цели, воспитывающей упорство и волю.
Т.о., противопоставление скучного обучении как трудного интересному, как легкому по сути своей ложно. Дисциплину, писал Бенджамин Спок, не наденешь на ребенка, как наручники.
Воспитание познавательного интереса – задача, не противостоящая воспитанию воли, чувства долга и дисциплины, а сопутствующая. Конечно, ребенок должен делать и неинтересную работу, но он проявит больше воли и упорства, если эта работа связана с захватывающими его интеллектуальными интересами (например: кормушка для птиц). Именно интерес к конечному результату побуждает ученого к кропотливым утомительным измерениям, к многократному повторению одного и того же опыта, к рутинной работе – и к тому же позволяет ему не воспринимать ее как обузу. Но увлечение подстегивается не только жаждой конечного результата («что же в конце концов получится?»), - увлекательным становится сам процесс поиска, т.е. когда интересно, рождается потребность в поиске («как сделать лучше?»).
То же относится к процессу обучения.
Однако пословица о «горьком корне учения», родившаяся много столетий назад, жива до сих пор. Ее существование на протяжении веков было связано с тем, что книжную премудрость вколачивали в детей розгами. Это нашло отражение в русской пословице «грамоту учат – на всю избу кричат». Яснополянские крестьяне колебались, стоит ли отдавать детей в школу Л.Н. Толстого, т.к. сомневались в серьезности обучения без битья. Остатки этих «традиций» нет – нет да и проглядывают в наше время. Учитель, столкнувшийся с нежеланием детей учиться, нередко в первую очередь думает о том, как заставить, а не о том, как заинтересовать, приохотить. Как развить у наших детей познавательный интерес , особенно у тех, кто труден для воспитания? Что нужно делать, чтобы интерес постоянно присутствовал в школе, в отделении, на производстве?
Развитие познавательного интереса и потребности в поиске.
Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к познанию:
Развитию познавательных интересов способствует такая организация обучения, при которой воспитанник вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и способы действия быстро вызывают скуку.
Для появления интереса к изучаемому предмету или к выполнению какого-либо задания необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета или выполнения задания.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интересен для учащихся.
Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа воспитанника, тем интереснее ему работать.
Яркость учебного материала, эмоциональная подача его педагогом с огромной силой воздействует на детей и на их отношение к тому, что они делают или будут делать.
Вся система современного обучения и воспитания должна строиться по принципу поискового, проблемного обучения. Учащийся должен находиться в постоянном поиске, уметь рассуждать, делать выводы. А это возможно только при условии активной творческой деятельности самого педагога. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать педагог сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать, т.е. он должен быть в постоянном поиске сам.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед воспитанниками.
Существуют разнообразные типы вопросов, стимулирующие активную умственную деятельность и вызывающие познавательный интерес у детей. Это так называемые проблемные вопросы.
В первую очередь, это вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Необходимость преодолеть противоречия – один из самых сильных двигателей ищущей мысли. Эти противоречия бесконечно разнообразны. Прежде всего – противоречия между старыми, сложившимися в житейском опыте представлениями (стереотипами) и новыми знаниями, например в группах СПО по учебной дисциплине «Введение в профессию» перед учащимися ставится вопрос: «Принято считать женский пол слабым, а мужской – сильным. Почему же женщина открывает свое дело (бизнес) всегда одна, а мужчина только с компаньонами ?» Или. «Почему удовлетворенные работой люди часто имеют показатели работы ниже, чем те, которые не совсем удовлетворены своей работой?»
Такие вопросы вызывают неподдельный интерес учащихся, и даже у самых пассивных из них умственное напряжение становится высоким: все ищут правильный вариант ответа.
Активную работу мысли вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить. Пример: чем отличаются и что общего у понятий «мираж», «иллюзия», «галлюцинация»?
Поисковую деятельность стимулируют вопросы, требующие выбрать из багажа самых разнообразных знаний те единственные, которые необходимы в данной ситуации. Вопросы, которые ставятся педагогом перед детьми, могут направлять их мысль на «открытие» не только новых знаний и закономерностей, но и новых способов действия.
Одним из видов активного поиска является действие выбора, основанного на «взвешивании» и сопоставлении друг с другом различных вариантов: например, не все представляют материал в форме реферата, можно сделать его в виде таблицы, рисунка, коллажа, опорного конспекта или кроссворда.
Учащиеся буквально оживают, если для заучивания наизусть предлагается не одно и то же, а выбор понравившегося стихотворения или отрывка из поэмы. В этом случае к учебному занятию готовы бывают практически все.
Одна из наиболее глубоких и серьезных форм умственного поиска – установление причинно – следственных связей. «Открытие» каждой причины – шаг к более глубокому пониманию учебного материала. Можно дать ребятам готовый ответ на вопрос, можно дать возможность подискуссировать, а можно провести собственные исследования, выбрав объектом свой коллектив.
Составив анкету из 2-3 вопросов (можно больше) воспитанники могут провести опрос среди сверстников и выяснить, какие причины заставляют подростка первый раз попробовать алкоголь (сигарету, наркотики), совершить преступление.
Анкетирование среди сотрудников поможет воспитанникам понять причины выбора своей профессии.
Получив готовые ответы на вопросы воспитанник приобретет формальные знании, усвоенные без познавательного интереса. Не окрашенные собственным отношением, не пронесенные через свой внутренний мир, такие знания не заденут за живое, не вызовут положительной эмоциональной реакции. Если же учащиеся проделают все этапы работы самостоятельно (разработают вопросы для анкеты, проведут опрос, проанализируют ответы, сделают выводы), добытые ими знания будут разительно отличатся от прослушанных, как истина отличается от банальности.
И, конечно, без чего никак нельзя представить познавательный интерес и потребность в поиске – это игра.
Без игры ни один ребенок не может расти и развиваться так же, как и взрослый человек не может существовать без труда. Игра для учащегося не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действие. Энергия ребенка требует выхода …. Младшие и средние классы – это время упоительных игр. Для учителя игра – это главный помощник на уроке.
Но у игры тоже есть защитники и противники. Нужна ли она в учебной деятельности? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. В одних условиях нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Если у воспитанников уже сформировался к чему-либо устойчивый и глубокий интерес, то игра им не обязательна. Если же такого интереса еще нет и педагог стремится его создать, то игра станет добрым помощником взрослому. Пример: ученик никак не может решить задачу по физике и вычислить величину давления. На помощь приходит педагог: «Ты командир танка, твоя боевая машина должна придти на помощь группе бойцов, которые держат оборону. Дороги нет, впереди болото. Если ты не поможешь, то фашисты выиграют бой. Пройдет ли твой танк через болото? Исход боя зависит от величины давления, которое приходится на площадь опоры гусеницы танка». Надо ли говорить, что ученик будет решать такую задачу гораздо охотнее, чем просто задачу с числами.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную и трудовую деятельность интеллектуально-слабых и пассивных детей (детей с У.О., ЗПР…) .
В процессе игры такие дети способны выполнить намного больше работы, чем в обычной ситуации.
Потребность в поиске и познавательный интерес являются движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого человека, делая его активным соучастником прогресса всего общества. Кроме того, установлено, что между поисковой активностью и здоровьем человека сложилась положительная обратная связь. Ведь в процессе поисковой активности человек неминуемо сталкивается с неожиданностями и препятствиями, преодоление которых требует, в частности, хорошего физического и психического здоровья. Поэтому, с одной стороны, потребность в поиске повышает устойчивость организма к всевозможным стрессам и обеспечивает его энергетическими ресурсами. С другой стороны – если будет расти количество людей, склонных к отказу от поиска, это вредно скажется на развитии всего общества. А если в дальнейшем все же будут доминировать те, кто склонен отказываться от поиска, то эта потребность не будет формироваться и у новых поколений и развернется цепная реакция отказа. Тогда мир снова, как когда-то миллионы лет назад, может погрузиться в хаос.
Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал наших детей счастливыми. А если дети будут счастливы в школе, они пронесут этот эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы эта жизнь ни сложилась. Недаром наши лучшие педагоги стараются создать атмосферу бодрости, радости, жизнелюбия в своих учебных заведениях. Творчески работающий педагог может сегодня сделать очень много, чтобы окрасить жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания, которая является важным условием нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Обучение, приучающее детей к постоянной активности, даст на «выходе» не слабого человека, ломающегося физически и психически при неблагоприятных обстоятельствах, не инфантильного потребителя, не пассивного исполнителя, не человека, бегущего от реальности, а деятельного, ищущего, борющегося человека, чья воля к преодолению сильнее неблагоприятных условий, болезней и бед.