Формирование интереса к музыке у школьников.
Интерес, как прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение произвольное внимание, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг… Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.
Психологической наукой выделены различные уровни развития учебных интересов. Любопытство по отношению к урокам музыки проявляет большинство учащихся. Перед уроком они с огромным интересом расспрашивают, какую песню намечено разучить, какое произведение прослушать. Однако стремления глубже узнать что – то о музыке вообще на стадии любопытства обычно не возникает. Здесь привлекает занимательная сторона: достаточно ли веселая песня, что она «изображает».
Любознательность возникает в процессе музыкального обучения как определенный показатель его результирующего уровня. Учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: песне, произведении, композиторе, жанре и.т.д.
Познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности. В последние годы больше слушателей - подростков воспринимают музыкальное искусство «на интеллектуальном уровне», они восхищаются музыкой осознанно.
Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребности использовать знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (домашнее музицирование, собирание фонотеки, видеотеки, посещение концертов, чтение литературы о музыке) т.е. в музыкальном самообразовании и самовоспитании. Занимательность, одна из сторон познавательности, возникает на основе яркости впечатления, новизны. Такой интерес почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Однако он может широко использоваться в период начального музыкального обучения и развития. Занимательность способствует активному настрою на занятия, помогает освоить трудоемкие виды учебной деятельности: разучивание песни, разбор музыки, освоение специальной терминологии и.т.д
Частный узкий интерес к определенным фактам, музыкальным явлениям, к какой – то одной области музыки тоже побуждает школьника к активной деятельности (вступление в вокальный, танцевальный кружок).
Урок – основная форма музыкального образования. В школе он никогда не потеряет своего значения. Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Процесс создания урока – это для каждого учителя по сути авторское. Главное в деле учителя – чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки могут многое им дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха и художественного вкуса. « Без знаний об искусстве вряд ли сумеешь стать действительно культурным человеком, выбрать для себя из богатого «веера» предлагаемых образцов музыки что-то особенно личностно – значимое».
Огромное значение имеют обобщающие уроки, которые становятся своего рода небольшим экзаменом для учителя (какие способности он смог раскрыть у учащихся, какой творческий потенциал выявлен, сформировался ли интерес к учению?) В подобных уроках используются различные формы, методы и приемы обучения. Это уроки – концерты, уроки – соревнования между Мажориками и Минориками, Знайками и Незнайками, уроки – викторины. В музыкальный материал включают самое яркое, значимое, полюбившееся детям во всех видах деятельности. В комбинированных уроках – путешествиях, уроках – играх по музыкальной азбуке используются звуковые музыкальные кроссворды, эмблемы, награждение учеников по различным номинациям, например: знаток музыки, лучший музыкант, танцор, певец, импровизатор, драматург. Награждение является чрезвычайно важным элементом. Это великий стимул ученику и утверждение веры в то, что он обладает огромным количеством талантов и что нужно лишь открыть их в себе.
Ответы учеников при опросе могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активизации дальнейшего хода урока. При этом учитывается психологическая нагрузка на класс, чтобы создавались благополучные условия проведения урока. Оптимальный подбор отвечающих является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ, как показывает опыт (или пение) тоже бывает «полезным», ведь на ошибках учимся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Используются как индивидуальные ответы, так и «хоровые». Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда этого заслуживают или очень стараются. И чувствуешь, что ребята на уроках ведут себя по - другому. Это «обратная связь»
На уроках формируют интерес также методы наглядно – обобщающего и эмпирико – аналитического обучения (монологически – диалогическое изложение: рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуальное изучение явлений и зрительно – звуковая информация; самостоятельная работа с источником; создание проблемной игровой ситуаций; учебная дискуссия; учебно – критическое выражение.
С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству.Оно основывается на самостоятельном мышлении учащихся. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые открываются при выполнении заданий. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально «не желают входить» в ситуацию, избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства», а другие с большим энтузиазмом выслушают рассказ учителя. Нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответа. В таких случаях надо подвести учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, раскрыть противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ученик убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь и возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, общениях, и учащиеся проявляют интерес к изучаемому. Конечно же, дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы в стенах общеобразовательной школы готовить музыкальных экспертов, теоретиков, критиков. Смысл проблемных заданий – в развитии умения слышать не только саму музыку, но и анализировать ее различное исполнение. Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов. Сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников. Они позволяют, не отвлекаясь от основного содержания урока, практически в каждый нужный момент переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие сознание легкие и способствуют активизации работоспособности детей. Урок музыки – сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Поэтому проблемное обучение на уроке - это неотъемлемая часть музыкальной интеллектуальной работы школьника.
Акцент в системе массового музыкального воспитания и образования имеет смысл ставить не только на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно – образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует использование различных видов деятельности. Включение их в урок – эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес всего коллектива и каждого ученика в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения.
Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на уроках музыки. К, Д. Ушинский считал «хоровое пение средством воспитания». Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что – то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.
Главная задача – побуждать и развивать интерес у школьников к музыке и вызвать яркий эмоциональный оклик на слушаемое. В то время дети учатся осознавать свои музыкальные впечатления, разбираться в них. Основной путь – словесное высказывание о музыке. Ребята стараются фиксировать чувства и настроения, которые вызывает у них музыка, высказываются о ней, учатся различать на слух и понимать выразительность разных элементов музыкальной речи, понимать их роль в создании образа.
«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, а можно быть гениальным слушателем», - говорил Д.Шостакович. Многократное повторение музыкального произведения на уроке и целостное его изучение с первого класса воспитывают привычку прослушивать музыку, прибегая к разным ассоциациям.
Каждый курс гуманитарного цикла своеобразен и отличается от других. Цели и задачи музыкального образования наиболее тесно связаны с главным предназначением общеобразовательной школы – личностным становлением молодого поколения. Поэтому никак нельзя отделять урок музыки от общей системы учебно – воспитательной работы в школе. «Отрывая музыкальную работу на уроках от всей системы воспитания, можно «обескровить» процесс приобщения школьников к музыке, затолкнуть его тесные рамки искусственных теоретических построений»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса к музыке у школьников »
Формирование интереса к музыке у школьников.
Интерес, как прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение произвольное внимание, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг… Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.
Психологической наукой выделены различные уровни развития учебных интересов. Любопытство по отношению к урокам музыки проявляет большинство учащихся. Перед уроком они с огромным интересом расспрашивают, какую песню намечено разучить, какое произведение прослушать. Однако стремления глубже узнать что – то о музыке вообще на стадии любопытства обычно не возникает. Здесь привлекает занимательная сторона: достаточно ли веселая песня, что она «изображает».
Любознательность возникает в процессе музыкального обучения как определенный показатель его результирующего уровня. Учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: песне, произведении, композиторе, жанре и.т.д.
Познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности. В последние годы больше слушателей - подростков воспринимают музыкальное искусство «на интеллектуальном уровне», они восхищаются музыкой осознанно.
Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребности использовать знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (домашнее музицирование, собирание фонотеки, видеотеки, посещение концертов, чтение литературы о музыке) т.е. в музыкальном самообразовании и самовоспитании. Занимательность, одна из сторон познавательности, возникает на основе яркости впечатления, новизны. Такой интерес почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Однако он может широко использоваться в период начального музыкального обучения и развития. Занимательность способствует активному настрою на занятия, помогает освоить трудоемкие виды учебной деятельности: разучивание песни, разбор музыки , освоение специальной терминологии и.т.д
Частный узкий интерес к определенным фактам, музыкальным явлениям, к какой – то одной области музыки тоже побуждает школьника к активной деятельности (вступление в вокальный, танцевальный кружок).
Урок – основная форма музыкального образования. В школе он никогда не потеряет своего значения. Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Процесс создания урока – это для каждого учителя по сути авторское. Главное в деле учителя – чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки могут многое им дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха и художественного вкуса. « Без знаний об искусстве вряд ли сумеешь стать действительно культурным человеком, выбрать для себя из богатого «веера» предлагаемых образцов музыки что-то особенно личностно – значимое».
Огромное значение имеют обобщающие уроки, которые становятся своего рода небольшим экзаменом для учителя (какие способности он смог раскрыть у учащихся, какой творческий потенциал выявлен, сформировался ли интерес к учению?) В подобных уроках используются различные формы, методы и приемы обучения. Это уроки – концерты, уроки – соревнования между Мажориками и Минориками, Знайками и Незнайками, уроки – викторины. В музыкальный материал включают самое яркое, значимое, полюбившееся детям во всех видах деятельности. В комбинированных уроках – путешествиях, уроках – играх по музыкальной азбуке используются звуковые музыкальные кроссворды, эмблемы, награждение учеников по различным номинациям, например: знаток музыки, лучший музыкант, танцор, певец, импровизатор, драматург. Награждение является чрезвычайно важным элементом. Это великий стимул ученику и утверждение веры в то, что он обладает огромным количеством талантов и что нужно лишь открыть их в себе.
Ответы учеников при опросе могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активизации дальнейшего хода урока. При этом учитывается психологическая нагрузка на класс, чтобы создавались благополучные условия проведения урока. Оптимальный подбор отвечающих является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ, как показывает опыт (или пение) тоже бывает «полезным», ведь на ошибках учимся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Используются как индивидуальные ответы, так и «хоровые». Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда этого заслуживают или очень стараются. И чувствуешь, что ребята на уроках ведут себя по - другому. Это «обратная связь»
На уроках формируют интерес также методы наглядно – обобщающего и эмпирико – аналитического обучения (монологически – диалогическое изложение: рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуальное изучение явлений и зрительно – звуковая информация; самостоятельная работа с источником; создание проблемной игровой ситуаций; учебная дискуссия; учебно – критическое выражение.
С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству.Оно основывается на самостоятельном мышлении учащихся. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые открываются при выполнении заданий. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально «не желают входить» в ситуацию, избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства», а другие с большим энтузиазмом выслушают рассказ учителя. Нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответа. В таких случаях надо подвести учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, раскрыть противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ученик убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь и возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, общениях, и учащиеся проявляют интерес к изучаемому. Конечно же, дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы в стенах общеобразовательной школы готовить музыкальных экспертов, теоретиков, критиков. Смысл проблемных заданий – в развитии умения слышать не только саму музыку, но и анализировать ее различное исполнение. Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов. Сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников. Они позволяют, не отвлекаясь от основного содержания урока, практически в каждый нужный момент переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие сознание легкие и способствуют активизации работоспособности детей. Урок музыки – сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Поэтому проблемное обучение на уроке - это неотъемлемая часть музыкальной интеллектуальной работы школьника.
Акцент в системе массового музыкального воспитания и образования имеет смысл ставить не только на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно – образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует использование различных видов деятельности. Включение их в урок – эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес всего коллектива и каждого ученика в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения.
Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на уроках музыки. К, Д. Ушинский считал «хоровое пение средством воспитания». Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что – то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.
Главная задача – побуждать и развивать интерес у школьников к музыке и вызвать яркий эмоциональный оклик на слушаемое. В то время дети учатся осознавать свои музыкальные впечатления, разбираться в них. Основной путь – словесное высказывание о музыке. Ребята стараются фиксировать чувства и настроения, которые вызывает у них музыка, высказываются о ней, учатся различать на слух и понимать выразительность разных элементов музыкальной речи, понимать их роль в создании образа.
«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, а можно быть гениальным слушателем», - говорил Д.Шостакович. Многократное повторение музыкального произведения на уроке и целостное его изучение с первого класса воспитывают привычку прослушивать музыку, прибегая к разным ассоциациям.
Каждый курс гуманитарного цикла своеобразен и отличается от других. Цели и задачи музыкального образования наиболее тесно связаны с главным предназначением общеобразовательной школы – личностным становлением молодого поколения. Поэтому никак нельзя отделять урок музыки от общей системы учебно – воспитательной работы в школе. «Отрывая музыкальную работу на уроках от всей системы воспитания, можно «обескровить» процесс приобщения школьников к музыке, затолкнуть его тесные рамки искусственных теоретических построений»