Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.
Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.»
Евглевская Л.П.,
педагог-психолог,
МКОУ « СОШ №11»
Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.
Чтобы адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации, необходимо самостоятельно, критически, творчески мыслить, а этому детей нужно научить. За последнее время значительно изменились требования к обучению и развитию младших школьников, которые находят отражение в ФГОС, где особое внимание уделяется развитию логического мышления, умению решать нестандартные задачи.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
О творческом мышлении написано много статей, проведено много исследований, но до сих пор нет точного и ясного ответа на вопрос о психологической природе творческого мышления. Наука располагает только данными, позволяющими описать процесс решения творческих, нестандартных задач, охарактеризовать условия, необходимые для успешного решения таких задач.
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Джой Пол Гилфорд (американский психолог). Он считал, что "творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
1.Беглость - это способность быстро генерировать поток идей и возможных решений. 2. Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем. 3. Оригинальность - это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения. 4. Точность (разработанность)— фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса.
Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который обеспечивает:
1. Построение образов продуктов труда;
2.Создание программного поведения в неопределенных проблемных ситуаций;
3. Средства создания образов, заменяющих активную деятельность (т.е. моделирование процессов или объектов).
Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Приобретенные на занятиях по развитию творческого мышления способности, навыки и умения дети эффективно переносят на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Проблемой развития творческого мышления у младших школьников является несоответствие воображения и уровня интеллекта. Ещё Лев Семёнович Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребёнка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счёт того, что ребёнок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. В младшем школьном возрасте высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству в дальнейшем быстро снижается.
Необходимыми условиями развития творческого мышления в процессе обучения будут и формирование благоприятного эмоционального и интеллектуального фона класса. « На этом фоне учение идет куда лучше, куда увлекательнее, куда быстрее! «Интеллектуальный фон» становится мощным источником общего развития учеников, необходимого для учения. (Соловейчик С. Л. Учение с увлечением, 102с.)
Учитель, работающий над развитием творческого мышления, должен быть сам творческим человеком, умеющим находить новое в уже изученном, умеющим так организовать учебный процесс, чтобы всем детям класса было интересно в нём участвовать.
Необходимо учитывать индивидуальные психологические, возрастные и эмоциональные особенности детей, чтобы добиться положительных результатов работы.
Работая несколько лет с классами для детей с ОВЗ, очень хорошо знаю, как трудно бывает добиться правильного, осмысленного ответа или выполнения какого-либо задания. Учитывая индивидуальные особенности детей, стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы ученики чувствовали желание думать и делиться своими мыслями. Ни один ответ не должен быть неправильным, он исправляется самим учеником или его одноклассниками, но так, чтобы не обидеть ребёнка. Создаются «ситуации успеха», « ситуации сбывшейся радости», хоть это и бывает очень трудно. Приучаю с уважением и вниманием выслушивать мнение каждого ученика, показываю важность опыта самих учеников.
В настоящее время огромное значение имеет формирование у детей общеучебных умений и навыков, то есть умения учиться. Развитие творческого мышления не зависит от успеваемости ученика, но способствует повышению его успеваемости.
На различных уроках, не зависимо от предмета, нужно развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей. Ребёнок накапливает опыт и знания, его интересы расширяются, усложняются его отношения с другими людьми - всё обогащает воображение, позволяет ребёнку строить новые комбинации образов не случайно, а с отчётливым пониманием, насколько возможно совершение того или иного события в действительности.
Использование в учебном процессе проблемно- поисковых методов, организация групповых форм работы также способствует развитию творческого мышления. Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.
Нельзя упускать и нестандартных форм организации уроков: олимпиады, экскурсии, путешествия, концерты, спектакли, викторины, встречи и т.д. И на протяжении всего учебного процесса формировать положительную учебно-познавательную мотивацию. Всякая мыслительная деятельность начинается с вопроса, с удивления. Поскольку удивление рождает мысль, нужно стараться вызвать у ребёнка вопрос, показать предмет так, чтобы ребёнок удивился вдруг открывшейся незнакомой стороне в нём. В любой, казалось бы, давно известной вещи можно найти новые, незнакомые стороны. Это всегда вызывает удивление, пробуждает размышления.
Элис Пол Торренс (американский психолог) выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:
1.Внимательное отношение к необычным вопросам.
2.Уважительное отношение к необычным идеям.
3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.
4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.
5.Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.
Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей.
Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. В противном случае оно просто угасает.
Я думаю, что изучение всех предметов начальной школы необходимо использовать для развития мышления. Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале.
Для развития творческого мышления я на коррекционных занятиях использую задания тестов Торренса и Елены Евгеньевны Туник. Например, такие: Спрятанная форма. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении. Инструкция для испытуемого. Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Эскизы. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Инструкция для испытуемого
Д обавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
"Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).
Формирование творческого мышления во время учебного процесса у младших школьников через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.