Разработка родительского собрания "Психологические особенности обучающихся разных возрастов"
Разработка родительского собрания "Психологические особенности обучающихся разных возрастов"
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологические особенности детей разного возраста. Ведущим видом деятельности для каждого возраста будет не та деятельность, которым больше всего занимается школьная, а такой вид, который на данном возрастном этапе обуславливает важнейшие изменения в психике ребенка (игра, учение, труд).
В психическом развитии ребенка происходит ряд периодов, каждый из которых отличается определенными особенностями. Мы рассмотрим младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый (от 11 до 15 лет), раннюю юность (от 15 до 18 лет). В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, о движущейся силе. Каждый возрастной период отличается характеристикой, он подготавливается предыдущим этапом и готовит основу новому периоду.
В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Поэтому на каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношений между ними. Развитие отдельных функций зависит от того, в какую систему межфункциональных.
Рассмотрим младший школьный возраст. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни. Это внутренняя позиция школьника. На появление желания к учебе влияют отношения близких, возможность подняться на более высокую ступень. Младший школьный возраст- это перелом развития, может начаться в 6, 8 лет. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире, он открывает для себя значение новой социальной позиции. Период 7 лет – это период рождения социального «я». Изменения самосознания приводят к переоценению ценностей, т.е. от игровой деятельности переходит к учебной деятельности. То, что было значимо ранее, становится второстепенным. Старые мотивы теряют свою силу, но на смену им приходят новые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания "Психологические особенности обучающихся разных возрастов" »
Выступление на родительском собрании на тему: «Психологические особенности обучающихся разных возрастов».
2007 год
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологические особенности детей разного возраста. Ведущим видом деятельности для каждого возраста будет не та деятельность, которым больше всего занимается школьная, а такой вид, который на данном возрастном этапе обуславливает важнейшие изменения в психике ребенка (игра, учение, труд).
В психическом развитии ребенка происходит ряд периодов, каждый из которых отличается определенными особенностями. Мы рассмотрим младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый (от 11 до 15 лет), раннюю юность (от 15 до 18 лет). В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, о движущейся силе. Каждый возрастной период отличается характеристикой, он подготавливается предыдущим этапом и готовит основу новому периоду.
В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Поэтому на каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношений между ними. Развитие отдельных функций зависит от того, в какую систему межфункциональных.
Рассмотрим младший школьный возраст. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни. Это внутренняя позиция школьника. На появление желания к учебе влияют отношения близких, возможность подняться на более высокую ступень. Младший школьный возраст- это перелом развития, может начаться в 6, 8 лет. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире, он открывает для себя значение новой социальной позиции. Период 7 лет – это период рождения социального «я». Изменения самосознания приводят к переоценению ценностей, т.е. от игровой деятельности переходит к учебной деятельности. То, что было значимо ранее, становится второстепенным. Старые мотивы теряют свою силу, но на смену им приходят новые.
Рассмотрим психические процессы в младшем школьном возрасте. Мышление – это доминирующий процесс на данном этапе (на 1, 2 году обучения учитель использует наглядный материал, а на 3 году обучения школьника резко сокращается объем наглядного материала). В концепции младшего школьного возраста появляются индивидуальные различия. Это теоретики, практики, художники. Теоретики – они легко усваивают учебный материал в словесной форме. Практикам – необходимо наличие наглядности. Художникам – им характерно наличие ярких образов в памяти.
В процессе обучения формируются научные понятия. Для того чтобы их усвоить, необходимо наличие хороших житейских понятий. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о том развитии у младшего школьника основании понятийного и теоретического мышления.
Восприятие не очень хорошо дифференцировано, следовательно, из-за этого дети путают буквы, звуки, цифры. Хоть и ребенок может целенаправленно наблюдать, они видят яркие свойства предмета (цвет, форма, величина). Учителю нужно обучать детей наблюдению для более тонкого анализа качеств предмета. В результате у ребенка формируется синтезирующее восприятие, это установление связей между элементами воспринимаемого.
Память развивается в 2-х направлениях осмысленности и в непроизвольности.
Младший школьник обладает хорошей лаконичной памятью, он успешно может запомнить непонятный им текст и воспроизвести его. Поэтому взрослый должен контролировать процесс запоминания. Учитель должен обучать ребенка пользоваться анемическими способами запоминания, т.е. деление текста на части, выявление опорных слов. В результате ребенок пропускает учебный материал через себя, понимает, связывает с предыдущей и вовлекает в общую систему знании.
Я проводила диагностику комплексной памяти в 4-5 классах, и по итогам тестирования получились такой результат: у детей хорошо развита зрительная память, а запоминание на слух чуть слабее.
Внимание. Без произвольного внимания не будет успешной учебной деятельности. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешнее впечатление сильно отвлекающий факт. Им трудно сосредоточиться на непонятном материале. Контроль за процессом своей деятельности и есть произвольное внимание ученика. Дети внимательны по-разному: одни дети имеют устойчивое, но плохо переключимое внимание, другие хорошо переключаются, но такие хорошо и отвлекаются, у третьих хорошая организация внимания.
Следующий период (от 11 до 15 лет). По-другому называют пубертатным кризисом, т.е сложный период в развитии подростка.
Гипофиз и щитовидная железа начинают усиленно вырабатывать гормоны, стимулирующие работу большинства эндокринных желез. Это сложное взаимодействие (гормоны роста и половые гормоны вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие). В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, головного мозга.
Подростковый период – это самый сложный и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Здесь формируются основы нравственности, социальной установки, отношений к себе, людям, к обществу. Главное стремление – к самосовершенству.
Есть такое понятие подражание. Подражание – это внешне объективные проявления взрослости. Подражание становится управляемой волей и сознанием.
Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона личности и считается центральным новообразием этого периода. Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Прежде всего, ребенок требует, чтобы взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому человеку. Чувство взрослости связано с этическими нормами, которые усваиваются в это время, появляется моральный кодекс, предписывающий четки стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
К 15 годам четко формируется «я – концепция». «Я - концепция» подразделяется на я – реальную (каков ребенок на самом деле), я – идеальную (каким ребенок хочет видеть себя). В случае, когда я – реальная далеко от я – идеальной формируется комплекс неполноценности, это выражается в нервозности, капризах, упрямстве, в другом случае, когда я- реальная почти что достигаемо до я- идеального ребенок склонен к саморазвитию и самосовершенству.
В процессе учения очень совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности развивают способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы. В процессе учебной деятельности подросток приобретает способность к сложному восприятию предметов или явлении. Восприятие становится плановым: последовательным, всесторонним.
Труд подростка – охотно трудиться, в этом возрасте выражается яркая возрастная черта – активность. В труде они могут реализовать чувство взрослости. Участвуя в процессе труда, подростки обогащают теоретические знания, труд становится для них новым источником знаний, ребята приобретают новые практические знания и умения. В коллективном общем полезном труде формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, трудолюбие, инициативность.
В этот период важным является интимно- личностное отношение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – это противоречивое и сложное явление. Подросток стремиться иметь близкого и верного друга и лихорадочно меняет друзей. В друге он ищет понимание, поддержку, принятие своих переживании. В этом возрасте подросток может объединиться в группу не только по взаимной симпатии, но и где общие интересы, занятия, способы развлечения. Для ребенка важно иметь референтную группу, т.е. какие ценности принимает, на чьи оценки поведения он ориентируется.
В 7, 8, 9 классах проводила тест на межличностные отношения в классе. По результатам выявлялся социальный статус ребенка ( лидер ли он в классе, предпочитаемый, принятый, или же отверженный). По подсчетам получились следующие данные:
В 9 классе лидеров – 70%
предпочитаемых _ 20%
принятых – 10%
изолированных, отверженных нет
В 8 классе лидеров – 80%
предпочитаемых – 15%
принятых – 5%
отверженных нет
В 7 классе лидеров – 30%
предпочитаемых – 30%
принятых – 25%
отверженных – 15%
В отношении с родителями подросток любит быть правым, доказывать свое. Как в дальнейшим сложатся взаимоотношения между взрослыми и детьми зависит от младшего подросткового перехода. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля. Очень подробный контроль – это авторитарный жесткий контроль. Другая крайность – это либеральная. Когда подросток предоставлен самому себе (т.е. без надзора).
На сегодняшний день проблема отцов и детей остается актуальным. С учащимися проводились групповые так и индивидуальные беседы. Многих детей волнует непонимание со стороны родителей, нежелание соглашаться с ними. Дети хотят чтобы с ними тоже советовались, считались с их мнением. По итогам анкетирования можно сказать, что у 60% - трудно сложившиеся отношения с родителями, а у 40% - доброжелательные отношения, взаимопонимание в семье.
Для более конкретного изучения отношений в семье проводила тест «Дом, дерево, человек» и «Моя семья». По результатам выявила, с кем ребенок находится в конфликтных ситуациях, или что конкретно беспокоит ребенка.
От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, при этом ребенок должен разобраться в своих собственных способностях и склонностях, иметь представление о своей будущей профессии. Конкретный способ достижения профессионального мастерства – это крайне сложная задача. Многие дети тревожны и боятся любого выбора, а другие просто не хотят менять что-то. Также в этом периоде усиливается значимость собственных ценностей. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если например ребенок раньше судил котигорично о себе, то теперь более точно ( я не лучше и не хуже других). В переходном периоде усложняются отношения со сверстниками. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогут им ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью. Будущая жизнь интересует детей с точки зрения профессионализма. А что касается межличностных отношении в семье, то оно становятся менее значимыми.
В старших классах (10, 11 классах) проводила тест на выявление уровня тревожности (тревожность заключалась в поступлении учиться, школьная тревожность). У 45% - чрезмерное спокойствие, у 25% - нормальный уровень тревожности, у 30% - высокий уровень тревожности.
Все нам стоит призадуматься, и надо уже начать заниматься профориентационной работой также над положительным настроем выпускников.