Разработка родительского собрания "Психологические особенности обучающихся разных возрастов"
Разработка родительского собрания "Психологические особенности обучающихся разных возрастов"
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологические особенности детей разного возраста. Ведущим видом деятельности для каждого возраста будет не та деятельность, которым больше всего занимается школьная, а такой вид, который на данном возрастном этапе обуславливает важнейшие изменения в психике ребенка (игра, учение, труд).
В психическом развитии ребенка происходит ряд периодов, каждый из которых отличается определенными особенностями. Мы рассмотрим младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый (от 11 до 15 лет), раннюю юность (от 15 до 18 лет). В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, о движущейся силе. Каждый возрастной период отличается характеристикой, он подготавливается предыдущим этапом и готовит основу новому периоду.
В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Поэтому на каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношений между ними. Развитие отдельных функций зависит от того, в какую систему межфункциональных.
Рассмотрим младший школьный возраст. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни. Это внутренняя позиция школьника. На появление желания к учебе влияют отношения близких, возможность подняться на более высокую ступень. Младший школьный возраст- это перелом развития, может начаться в 6, 8 лет. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире, он открывает для себя значение новой социальной позиции. Период 7 лет – это период рождения социального «я». Изменения самосознания приводят к переоценению ценностей, т.е. от игровой деятельности переходит к учебной деятельности. То, что было значимо ранее, становится второстепенным. Старые мотивы теряют свою силу, но на смену им приходят новые.
Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания "Психологические особенности обучающихся разных возрастов" »
Выступление на родительском собрании на тему: «Психологические особенности обучающихся разных возрастов».
2007 год
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на психологические особенности детей разного возраста. Ведущим видом деятельности для каждого возраста будет не та деятельность, которым больше всего занимается школьная, а такой вид, который на данном возрастном этапе обуславливает важнейшие изменения в психике ребенка (игра, учение, труд).
В психическом развитии ребенка происходит ряд периодов, каждый из которых отличается определенными особенностями. Мы рассмотрим младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый (от 11 до 15 лет), раннюю юность (от 15 до 18 лет). В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, о движущейся силе. Каждый возрастной период отличается характеристикой, он подготавливается предыдущим этапом и готовит основу новому периоду.
В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Поэтому на каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношений между ними. Развитие отдельных функций зависит от того, в какую систему межфункциональных.
Рассмотрим младший школьный возраст. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни. Это внутренняя позиция школьника. На появление желания к учебе влияют отношения близких, возможность подняться на более высокую ступень. Младший школьный возраст- это перелом развития, может начаться в 6, 8 лет. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире, он открывает для себя значение новой социальной позиции. Период 7 лет – это период рождения социального «я». Изменения самосознания приводят к переоценению ценностей, т.е. от игровой деятельности переходит к учебной деятельности. То, что было значимо ранее, становится второстепенным. Старые мотивы теряют свою силу, но на смену им приходят новые.
Рассмотрим психические процессы в младшем школьном возрасте. Мышление – это доминирующий процесс на данном этапе (на 1, 2 году обучения учитель использует наглядный материал, а на 3 году обучения школьника резко сокращается объем наглядного материала). В концепции младшего школьного возраста появляются индивидуальные различия. Это теоретики, практики, художники. Теоретики – они легко усваивают учебный материал в словесной форме. Практикам – необходимо наличие наглядности. Художникам – им характерно наличие ярких образов в памяти.
В процессе обучения формируются научные понятия. Для того чтобы их усвоить, необходимо наличие хороших житейских понятий. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о том развитии у младшего школьника основании понятийного и теоретического мышления.
Восприятие не очень хорошо дифференцировано, следовательно, из-за этого дети путают буквы, звуки, цифры. Хоть и ребенок может целенаправленно наблюдать, они видят яркие свойства предмета (цвет, форма, величина). Учителю нужно обучать детей наблюдению для более тонкого анализа качеств предмета. В результате у ребенка формируется синтезирующее восприятие, это установление связей между элементами воспринимаемого.
Память развивается в 2-х направлениях осмысленности и в непроизвольности.
Младший школьник обладает хорошей лаконичной памятью, он успешно может запомнить непонятный им текст и воспроизвести его. Поэтому взрослый должен контролировать процесс запоминания. Учитель должен обучать ребенка пользоваться анемическими способами запоминания, т.е. деление текста на части, выявление опорных слов. В результате ребенок пропускает учебный материал через себя, понимает, связывает с предыдущей и вовлекает в общую систему знании.
Я проводила диагностику комплексной памяти в 4-5 классах, и по итогам тестирования получились такой результат: у детей хорошо развита зрительная память, а запоминание на слух чуть слабее.
Внимание. Без произвольного внимания не будет успешной учебной деятельности. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешнее впечатление сильно отвлекающий факт. Им трудно сосредоточиться на непонятном материале. Контроль за процессом своей деятельности и есть произвольное внимание ученика. Дети внимательны по-разному: одни дети имеют устойчивое, но плохо переключимое внимание, другие хорошо переключаются, но такие хорошо и отвлекаются, у третьих хорошая организация внимания.
Следующий период (от 11 до 15 лет). По-другому называют пубертатным кризисом, т.е сложный период в развитии подростка.
Гипофиз и щитовидная железа начинают усиленно вырабатывать гормоны, стимулирующие работу большинства эндокринных желез. Это сложное взаимодействие (гормоны роста и половые гормоны вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие). В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, головного мозга.
Подростковый период – это самый сложный и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Здесь формируются основы нравственности, социальной установки, отношений к себе, людям, к обществу. Главное стремление – к самосовершенству.
Есть такое понятие подражание. Подражание – это внешне объективные проявления взрослости. Подражание становится управляемой волей и сознанием.
Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона личности и считается центральным новообразием этого периода. Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Прежде всего, ребенок требует, чтобы взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому человеку. Чувство взрослости связано с этическими нормами, которые усваиваются в это время, появляется моральный кодекс, предписывающий четки стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
К 15 годам четко формируется «я – концепция». «Я - концепция» подразделяется на я – реальную (каков ребенок на самом деле), я – идеальную (каким ребенок хочет видеть себя). В случае, когда я – реальная далеко от я – идеальной формируется комплекс неполноценности, это выражается в нервозности, капризах, упрямстве, в другом случае, когда я- реальная почти что достигаемо до я- идеального ребенок склонен к саморазвитию и самосовершенству.
В процессе учения очень совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности развивают способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы. В процессе учебной деятельности подросток приобретает способность к сложному восприятию предметов или явлении. Восприятие становится плановым: последовательным, всесторонним.
Труд подростка – охотно трудиться, в этом возрасте выражается яркая возрастная черта – активность. В труде они могут реализовать чувство взрослости. Участвуя в процессе труда, подростки обогащают теоретические знания, труд становится для них новым источником знаний, ребята приобретают новые практические знания и умения. В коллективном общем полезном труде формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, трудолюбие, инициативность.
В этот период важным является интимно- личностное отношение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – это противоречивое и сложное явление. Подросток стремиться иметь близкого и верного друга и лихорадочно меняет друзей. В друге он ищет понимание, поддержку, принятие своих переживании. В этом возрасте подросток может объединиться в группу не только по взаимной симпатии, но и где общие интересы, занятия, способы развлечения. Для ребенка важно иметь референтную группу, т.е. какие ценности принимает, на чьи оценки поведения он ориентируется.
В 7, 8, 9 классах проводила тест на межличностные отношения в классе. По результатам выявлялся социальный статус ребенка ( лидер ли он в классе, предпочитаемый, принятый, или же отверженный). По подсчетам получились следующие данные:
В 9 классе лидеров – 70%
предпочитаемых _ 20%
принятых – 10%
изолированных, отверженных нет
В 8 классе лидеров – 80%
предпочитаемых – 15%
принятых – 5%
отверженных нет
В 7 классе лидеров – 30%
предпочитаемых – 30%
принятых – 25%
отверженных – 15%
В отношении с родителями подросток любит быть правым, доказывать свое. Как в дальнейшим сложатся взаимоотношения между взрослыми и детьми зависит от младшего подросткового перехода. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля. Очень подробный контроль – это авторитарный жесткий контроль. Другая крайность – это либеральная. Когда подросток предоставлен самому себе (т.е. без надзора).
На сегодняшний день проблема отцов и детей остается актуальным. С учащимися проводились групповые так и индивидуальные беседы. Многих детей волнует непонимание со стороны родителей, нежелание соглашаться с ними. Дети хотят чтобы с ними тоже советовались, считались с их мнением. По итогам анкетирования можно сказать, что у 60% - трудно сложившиеся отношения с родителями, а у 40% - доброжелательные отношения, взаимопонимание в семье.
Для более конкретного изучения отношений в семье проводила тест «Дом, дерево, человек» и «Моя семья». По результатам выявила, с кем ребенок находится в конфликтных ситуациях, или что конкретно беспокоит ребенка.
От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, при этом ребенок должен разобраться в своих собственных способностях и склонностях, иметь представление о своей будущей профессии. Конкретный способ достижения профессионального мастерства – это крайне сложная задача. Многие дети тревожны и боятся любого выбора, а другие просто не хотят менять что-то. Также в этом периоде усиливается значимость собственных ценностей. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если например ребенок раньше судил котигорично о себе, то теперь более точно ( я не лучше и не хуже других). В переходном периоде усложняются отношения со сверстниками. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогут им ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью. Будущая жизнь интересует детей с точки зрения профессионализма. А что касается межличностных отношении в семье, то оно становятся менее значимыми.
В старших классах (10, 11 классах) проводила тест на выявление уровня тревожности (тревожность заключалась в поступлении учиться, школьная тревожность). У 45% - чрезмерное спокойствие, у 25% - нормальный уровень тревожности, у 30% - высокий уровень тревожности.
Все нам стоит призадуматься, и надо уже начать заниматься профориентационной работой также над положительным настроем выпускников.