kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое сопровождение учащихся 1-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема адаптации учащихся к школе на разных этапах обучения остается актуальной для образования.

Термин «адаптация» происходит от латинского ad – «К»; aptus – «пригодный, удобный»; aptatio – «приглаживание»; adaptatio - «приспособление».

Психологический словарь трактует адаптацию личности как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса.

Адаптация ребёнка в школе может оцениваться в отношении целого ряда областей. Можно оценивать степень, в которой ребенок достигает целей обучения. В области поведения можно оценивать то, обладает ли ребенок умениями самоконтроля, концентрации внимания и другими способностями, позволяющими ему контролировать и направлять свое поведение в желательном направлении. Третья область, социально-эмоциональная адаптация, зависит от социальных умений ребенка и норм группы сверстников.

Это положение предполагает анализ и оказание помощи или поддержки как минимум трёх сфер жизнедеятельности ребёнка в школе: успешность обучения («знаниевая» компонента), энергетическое обеспечение функционального статуса и сферы межличностных коммуникаций.

Кроме того, важным направлением психологической поддержки образовательного процесса является осуществление сопровождения ребёнка на этапе адаптации после длительного перерыва в обучении: переход на следующий этап (из класса в класс после летних каникул), поддержка после зимних каникул или длительного отсутствия из-за болезни или по другим причинам.

В дальнейшем, степень, в которой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен. Когда между этими двумя факторами возникает несоответствие и поведение или учеба ребенка не отвечают школьным ожиданиям, его рассматривают как недостаточно адаптированного и нуждающегося в определенном вмешательстве. Это вмешательство, в свою очередь, может быть связано с коррекцией дефицита умений ребенка или с изменением требований и характеристик самой школьной ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение учащихся 1-х классов»

Проблема адаптации учащихся к школе на разных этапах обучения остается актуальной для образования.

Термин «адаптация» происходит от латинского ad – «К»; aptus – «пригодный, удобный»; aptatio – «приглаживание»; adaptatio - «приспособление».

Психологический словарь трактует адаптацию личности как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса.

Адаптация ребёнка в школе может оцениваться в отношении целого ряда областей. Можно оценивать степень, в которой ребенок достигает целей обучения. В области поведения можно оценивать то, обладает ли ребенок умениями самоконтроля, концентрации внимания и другими способностями, позволяющими ему контролировать и направлять свое поведение в желательном направлении. Третья область, социально-эмоциональная адаптация, зависит от социальных умений ребенка и норм группы сверстников.

Это положение предполагает анализ и оказание помощи или поддержки как минимум трёх сфер жизнедеятельности ребёнка в школе: успешность обучения («знаниевая» компонента), энергетическое обеспечение функционального статуса и сферы межличностных коммуникаций.

Кроме того, важным направлением психологической поддержки образовательного процесса является осуществление сопровождения ребёнка на этапе адаптации после длительного перерыва в обучении: переход на следующий этап (из класса в класс после летних каникул), поддержка после зимних каникул или длительного отсутствия из-за болезни или по другим причинам.

В дальнейшем, степень, в которой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен. Когда между этими двумя факторами возникает несоответствие и поведение или учеба ребенка не отвечают школьным ожиданиям, его рассматривают как недостаточно адаптированного и нуждающегося в определенном вмешательстве. Это вмешательство, в свою очередь, может быть связано с коррекцией дефицита умений ребенка или с изменением требований и характеристик самой школьной ситуации.

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл.) и переход из средней в старшую школу (10 кл.).

На этапе вхождения в школу ребёнку приходится приспосабливаться к новому коллективу, новому статусу («первоклассник»), новой ведущей деятельности (учебной), новому режиму жизни. На этапе перехода от начального обучения к основному, у большинства школьников (кроме гимназистов) остаётся та же школа, многие учителя, учившие в начальной школе (учитель изобразительного искусства, физической культуры, иностранного языка, музыки и ряда других предметов, в зависимости от профиля). Но появляются новые ожидания и требования к общеучебным умениям и навыкам, основам теоретического мышления, зачаткам абстрактного, высокие требования к скоростным характеристикам деятельности пятиклассников. Еще более сложна и многокомпонентна адаптация у десятиклассников.

По нашему мнению, когда речь идет об адаптации школьника к учебной деятельности, то следует рассматривать процесс адаптации через призму этих трех блоков.

Итак, факторами школьной дезадаптации могут выступать как индивидуальные особенности ребенка (дисгармоничность и слабость интеллектуального развития, легкие нарушения функционирования мозга, повышенные тревожность и эмоциональная реактивность), так и неблагоприятная социальная ситуация (обстановка в семье или в школе).

Комплексное психологическое обследование позволяет выявить учащихся группы риска по вероятности развития школьной дезадаптации и оказать соответствующую помощь по её предупреждению. Дезадаптацию у девочки или мальчика можно диагностировать по сдвигам в физиологических и эмоциональных состояниях ребенка.

Процесс социально-психологической адаптации можно характеризовать следующими понятиями:

  • «взаимодействие индивида со средой»,

  • «усвоение норм и ценностей коллектива»,

  • «выработка образцов поведения и общения»,

  • «формирование позитивного отношения к социальным нормам»,

  • «включение в систему деятельности и межличностных отношений»,

  • «самореализация индивида».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическое сопровождение учащихся 1-х классов

Автор: ТАГИБЕРГЕНОВА АЙГУЛЬ КУАНЫШКЕРЕЕВНА

Дата: 22.01.2021

Номер свидетельства: 570986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "План мероприятий по психологическому сопровождению учащихся 4-х классов при подготовке к проведению ВОУД"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_mieropriiatii_po_psikhologhichieskomu_soprovozhdieniiu_uchashchikhsia_4_kh_"
    ["file_id"] => string(6) "466050"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1523589046"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Проблемы психологического сопровождения учащихся среднего и старшего звена в период адаптации к новым условиям обучения. "
    ["seo_title"] => string(147) "probliemy-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-uchashchikhsia-sriedniegho-i-starshiegho-zviena-v-pieriod-adaptatsii-k-novym-usloviiam-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "138520"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417544253"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Психологическое сопровождение детей с  ограниченными возможностями здоровья. "
    ["seo_title"] => string(90) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239360"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444760253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства