Проблема адаптации учащихся к школе на разных этапах обучения остается актуальной для образования.
Термин «адаптация» происходит от латинского ad – «К»; aptus – «пригодный, удобный»; aptatio – «приглаживание»; adaptatio - «приспособление».
Психологический словарь трактует адаптацию личности как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса.
Адаптация ребёнка в школе может оцениваться в отношении целого ряда областей. Можно оценивать степень, в которой ребенок достигает целей обучения. В области поведения можно оценивать то, обладает ли ребенок умениями самоконтроля, концентрации внимания и другими способностями, позволяющими ему контролировать и направлять свое поведение в желательном направлении. Третья область, социально-эмоциональная адаптация, зависит от социальных умений ребенка и норм группы сверстников.
Это положение предполагает анализ и оказание помощи или поддержки как минимум трёх сфер жизнедеятельности ребёнка в школе: успешность обучения («знаниевая» компонента), энергетическое обеспечение функционального статуса и сферы межличностных коммуникаций.
Кроме того, важным направлением психологической поддержки образовательного процесса является осуществление сопровождения ребёнка на этапе адаптации после длительного перерыва в обучении: переход на следующий этап (из класса в класс после летних каникул), поддержка после зимних каникул или длительного отсутствия из-за болезни или по другим причинам.
В дальнейшем, степень, в которой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен. Когда между этими двумя факторами возникает несоответствие и поведение или учеба ребенка не отвечают школьным ожиданиям, его рассматривают как недостаточно адаптированного и нуждающегося в определенном вмешательстве. Это вмешательство, в свою очередь, может быть связано с коррекцией дефицита умений ребенка или с изменением требований и характеристик самой школьной ситуации.