Проблемы психологического сопровождения учащихся среднего и старшего звена в период адаптации к новым условиям обучения.
Проблемы психологического сопровождения учащихся среднего и старшего звена в период адаптации к новым условиям обучения.
Выступление педагога-психолога на методическом объединении педагогов-психологов. Выступление знакомит с системой работы по психологическому сопровождению 4,5 и 10 классов во время адаптационного периода к новым условиям обучения на примере опыта работы психолога Перовского УВК. Предлагается диагностический минимум необходимый для диагностики обучающихся данных возрастных категорий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы психологического сопровождения учащихся среднего и старшего звена в период адаптации к новым условиям обучения. »
Проблемы психологического сопровождения учащихся среднего и старшего звена в период адаптации к новым условиям обучения.
Выступление практического психолога Перовского УВК Н.Д.Юнацкой на семинаре-практикуме практических психологов Симферопольского района.
Проблемы психологического сопровождения учащихся в период адаптации к новым условиям обучения являются одним из главных направлений деятельности практического психолога в школе. Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально- деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
-в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);
-в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;
-в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;
-в сфере взаимосвязей с экологической средой.
Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:
-экологическую психологическую адаптацию личности. Кроме того, выделяют так называемые интегральные или системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую, личностно-досуговую и др. Они представляют собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.
Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.
Переадаптация - это процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности (например, с мирного на военное время, с семейной на одинокую жизнь и др.). При невозможности переадаптации личности происходит её дезадаптация.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов.
Дезадаптация рассматривается как процесс, т. е. снижение адаптационных возможностей человека к условиям среды жизнедеятельности, как проявление - характеризуется нетипичным для данного человека поведением в определенных условиях; как результат - свидетельствует о том, что поведение, отношения и результативность деятельности не соответствуют тем нормам, которые характерны для него в данных условиях. Дезадаптация ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным и социальным нормам в сравнении с основной массой сверстников Выделяют несколько видов школьной дезадаптации:
Интеллектуальная– нарушение мышления;
Поведенческая – несоответствие поведения нормам;
Коммуникативная – затруднения в общении;
Соматическая – отклонения в здоровье;
Эмоциональная – тревога и переживания по школьным проблемам.
Адаптация и переадаптация выражают лишь степень перестройки отдельных структур личности и их коррекции или степень перестройки личности в целом. Процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, доформированием, частичной перестройкой либо отдельных функциональных систем психики, либо личности в целом. Переадаптация касается ценностей, целей, норм, смысловых образований личности и её потребностно-мотивационной сферы, которые перестраиваются (или нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации.
Мы соответственно, занимаемся социально- психологической адаптацией личности в сфере учебно-познавательной деятельности и отношений личности.
Все мы знаем , что во время обучения в школе ребенок как минимум 3 раза вынужден приспосабливаться к изменившимся условиям обучения: в 1 классе, 5 классе и 10 классе.
Мое выступление сегодня будет посвящено системе работы психологической службы школы по сопровождению периода адаптации в среднем и старшем звене школы.
Прежде чем говорить о профилактической работе в 5 классах хотелось бы напомнить: кто же такие пятиклассники. Итак, возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка, которое проявляется в новой личностной позиции:
1) по отношению к учебной деятельности;
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
. Возрастные психологические особенности пятиклассников:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению «худшего»;
- ярко выраженная эмоциональность.
В начальной школе дети привыкают исполнять требования одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе у некоторых учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – это является довольно серьезным испытанием для психики ребёнка.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. У большинства детей процесс адаптации длится 2 - 4 недели.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Итак, система работы по профилактике дезадаптации учащихся при переходе из младшей в среднюю школу начинается в нашей задолго до того, как дети попадают в 5 класс. Во втором полугодии 4 класса с будущими пятиклассниками проводиться диагностическая и развивающая работа, с родителями- психологическое просвещение.
-диагностика познавательных процессов( ведущий вид памяти, уровень мышления, внимания);
- социометрические исследования( Дж.Морено);
- диагностика тревожности(Филипс-тест);
- анкетирование учащихся.
Развивающая работа:
- проведение занятий по сплочению классного коллектива;
- индивидуальные развивающие занятия( по запросу);
Психологическое просвещение:
- вступление на родительских собраниях.
Итогом работы является педконсилиум по 4 классам, который традиционно проводится у нас в УВК в мае, на котором преподавателям, которым предстоит работать в 5 классах даются рекомендации по особенностям работы с учащимися, знакомят с индивидуальными особенностями учащихся. Также на педконсилиуме решается вопрос, кому из учащихся 4-х классов рекомендуется походить собеседование и тестирование по английскому языку для поступления в 5 гимназический класс с углубленным изучение иностранных языков. То есть на момент поступления учащихся в 5 класс большинство учителей и учащихся уже представляют себе с кем они встретятся на уроках, а родители ознакомлены с возможными трудностями, с которыми их ребенок может столкнуться в 5 классе и рекомендациями, как их избежать.
Непосредственно в 5 классе начинается работа практического психолога по сопровождению адаптационного периода. Она включает в себя: диагностическую, крнсультационную, развивающую и просветительскую работу.
Диагностическая работа проводиться с учащимися и их родителями. Диагностика учащихся состоит из:
-наблюдение за учащимися в урочное и внеурочное время;
анкетирование родителей.
Просветительская деятельность практического психолога проводится с родителями в виде выступления на родительских собраниях и индивидуальных консультаций и с педагогами- выступления на заседаниях МО , индивидуальных беседах с классными руководителями и учителями- предметниками.
Развивающая деятельность проводиться с учащимися в виде адаптационных занятий, которые проводятся с сентября по декабрь месяц, 1-2 раза в месяц. В целом в каждом классе я провожу от 4 до 8 занятий. Занятия разрабатывала самостоятельно на основе программы адаптационных занятий Е.Г.Коблик « Первый раз в пятый класс». Занятия Коблик брались мной за основу , но видоизменялись в связи с особенностями нашего УВК( единое время проведения классного часа, 30 минут для проведения). Обычно одно занятие содержит от 3 до 5 упражнений, в зависимости от их продолжительности. При проведении занятий используются методы: ролевые игры, дискуссии, моделирование образцов поведения, методы арт-терапии.
По итогам первых месяцев обучения в октябре мы проводим педконсилиум, посвященный изучению процесса адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы. На педконсилиум приглашаются все учителя, преподающие в 5 классах, медсестра, практический психолог, классные руководители, библиотекарь, администрация школы. На педагогическом консилиуме выступают классные руководители с характеристиками классов и первыми результатами обучения в 5 классе, медсестра с анализом здоровья учащихся классов, практический психолог с результатами диагностики учащихся и сравнительной характеристикой уровня тревожности и мотивации по сравнению с 4 классом и итогами наблюдения за классами. Обсуждаются спорные вопросы, вырабатываются рекомендации по работе с классами. Но работа на этом для психолога не заканчивается: продолжаются адаптационные встречи с учащимися, индивидуальные консультации по запросу с родителями, учащимися и учителями. И в конце 1 семестра, обычно на каникулах мы с классными руководителями собираемся и обсуждаем итоги адаптации классов к обучению в средней школе, обсуждаем трудности с которыми столкнулись учащиеся, родители и педагоги и пути их преодоления в дальнейшем.
Прежде чем говорить об особенностях адаптационного периода у 10-классников хотелось бы напомнить- кто же эти самые десятиклассники. В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).
Как следствие: формируется половое влечение, резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость), неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций. Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. Происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно). Изменения в этом возрасте сопровождаются:
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).
Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности. Половые отличия в общении: мальчики менее общительны, девочки тянутся к мальчикам старше себя.
Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.
Взаимоотношения с взрослыми строятся по следующим правилам:
а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (новый состав класса и новые учителя) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в измененном коллективе класса и пр.
Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Профильное обучение предполагает углубленное изучение одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку. Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями.
Необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как серьезный шаг к будущему виду деятельности.
10 класс в нашей школе профильный и уже в течение 4 лет учащиеся выбирают профиль Иностранная филология, так как они с 5 по 9 класс обучались в гимназических классах с углубленным изучением английского языка. Работа с учащимися, учителями и родителями проводится по таким направлениям как диагностика, консультирование и просвещение.
Диагностическая работа проводиться с учащимися и их родителями. Диагностика учащихся состоит из:
-анкетирование « Отношение к профильному обучению»
-диагностика мотивации обучения и эмоционального отношения к учению.
-выявление учебных предпочтений ( ранжирование предметов)
-исследование межличностных отношений в классном коллективе - «Социометрия» авт. Дж. Морено;
- наблюдение за учащимися в урочное и внеурочное время.
Проводятся индивидуальные консультации по итогам диагностики и в порядке необходимости с учащимися, родителями и педагогами. Обязательно проводятся классные часы в 10 классе на сплочение классного коллектива и снятие тревожности. Нравятся учащимся ассоциативные игры, подвижные упражнения. К сожалению в связи с отсутствием фиксированного времени для занятий с классами у психолога и высокой нагрузкой у 10-классников такие встречи не проводятся так часто, как у 5- классников, но 2-3 адаптационных занятия в 10 классе я стараюсь провести. В ноябре по итогам первых месяцев обучения мы проводим педконсилиум, посвященный изучению процесса адаптации учащихся в условиях профильного обучения. На педконсилиум приглашаются все учителя, преподающие в 10 классе, медсестра, практический психолог, классный руководитель, библиотекарь, администрация школы. На педагогическом консилиуме выступают классный руководитель с характеристикой класса и первыми результатами обучения в 10 классе, медсестра с анализом здоровья учащихся классов, практический психолог с результатами диагностики учащихся и итогами наблюдения за классами. Обсуждаются спорные вопросы, вырабатываются рекомендации по работе с классами. Во многом успешность адаптационного периода зависит от того насколько верно был выбран профиль обучения, насколько значимыми являются для ребенка те знания которые он получает в старшей школе. Обычно адаптация 10-классников в нашей школе проходит более спокойно и не вызывает особых трудностей как у учащихся так и у педагогического коллектива, так как учащиеся в подавляющем большинстве обучались до этого в одном классе. Во втором полугодии проходит повторная диагностика « Отношение к профильному обучению», проводится сравнительный анализ с результатами 1 семестра.
Сопровождение адаптационного периода является одним из главных направлений в работе практического психолога в школе. Успешная адаптация к новым условиям обучения зависит от согласованных действий всех участников учебного процесса, поэтому работайте во взаимосвязи с классными руководителями, учителями и родителями, тогда возрастет эффективность вашего труда. Успехов в работе.