Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе». В настоящее время предметом изучения психологии является психика. Как наука психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.
Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психология для вас »
Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе». В настоящее время предметом изучения психологии является психика. Как наука психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.
Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Психика есть субъективный образ объективного мира.
Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека.
Психические отражение не является зеркальным и пассивным, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека. Оно имеет свои особенности:
дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
совершается в процессе активной деятельности;
углубляется и совершенствуется;
преломляется через индивидуальность человека;
носит избирательный характер;
обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
носит опережающий характер.
Психика имеет сложную структуру и включает в себя следующие психические явления:
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на: познавательные, эмоциональные и волевые.
Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени (активность, пассивность, добрость, усталость, апатия и др.).
Психические свойства личности – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно – количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.
Задачи психологии:
качественное изучение психических явлений;
анализ формирования и развития психических явлений;
содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
Основные методологические принципы современной психологии:
принцип детерминизма – причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;
принцип развития – генетический подход к явлениям, исследование их в развитии;
принцип единства сознания и деятельности – признание неразрывной взаимосвязи между психикой и деятельностью;
изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60 – годах ХІХ в. Оно было связано с созданием специальных научно – исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В1879 г. В Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Термин «психология» введен немецким философом ХVІІІ Христианом Вольфом.
Путь развития психологии как науки состоял из определенных этапов.
1-й этап (5 век до н.э.) Психология как наука о душе. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» впервые выделил психологию как своеобразную область знания, распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2-й этап. Психология как наука о сознании. Начинается 17 веке в связи с развитием естественных наук. Роберт Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие из вне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3-й этап. Психология как наука о поведении. В начале 20 века основатель бихевиоризма американский психолог Дж. Уотсон указал на несостоятельность декартолокковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е на поведении человека. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведением, поступками, реакцией человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
4-й этап. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Основой науки является закономерное осмысление теории отражения.
К основным психологическим теориям относят бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, теорию деятельности, гуманистическую психологию.
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния личности.
Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения.
Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования личности человека и его умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п.
Патопсихология основное внимание уделяет особенностям нарушений психики в связи с тем или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.
Основными методами исследования в психологии являются наблюдение и эксперимент. Основное преимущество наблюдения в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Виды наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, внутреннее), внешнее (наблюдение со стороны), свободное, стандартизированное (выборочное), включенное, стороннее, срез (кратковременное), лонгитюдное (длительное, многолетнее).
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Виды: лабораторный (специально создаются условия, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать) и естественный (проводится в естественных условиях, люди не подозревают, что являются участниками эксперимента. Также выделяют констатирующий и формирующий (обучающий, развивающий) эксперименты.
Текст- кратковременное, стандартизированное (одинаковое для всех) задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психологических особенностей человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики. Виды: тест-опростник, тест-задание, проективный тест.
Опрос-метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Виды: устный, письменный (анкета), свободный (беседа), стандартизированный.
Моделирование- создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. Модели могут быть техническими (создаются при помощи специальных моделирующих устройств – приборов, пультов, тренажеров), математическими (представляют собой выражение или формулу), кибернетическими (используются понятия из области информатики и кибернетики), логическими (основано на идеях и символике, применяемых в математической логике).
В последнее время традиционным в деятельности детских психологов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются личностные и индивидуальные параметры, батареи методов исследования, межличностные отношения и т.д. Попытки же рассмотреть психические свойства как материально – структурные, более характерные для вульгарно-материалистического подхода не увенчались успехом, так как внутренний мир личности не доступен прямому наблюдению и может раскрыть только путем научного анализа тех систем, к которым принадлежит человек. Поэтому вполне уместно рассмотреть работу школьных психологов через призму системного подхода.
Можно выделить два основных признака системности воззрений: системная терминология, в которой воплощены системные конструкции мысли, и содержательная полнота отображения объекта как системы в рамках данного направления исследования. Системная терминология – система, элемент, структура, связь и т.д. – обеспечивает известную четкость и единообразие формы описания, организуя соответственно мысль исследователя. Однако это еще гарантирует системы работы. В связи с этим необходимо введение содержательного признака системности – содержательной полноты отображения изучаемого объекта в качестве системы. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, человеческому бытию присущи многоплановость и многослойность: чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира человека и определить особенности его психики, необходимо рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств.
Согласно системному подходу, подчеркнул Б.Ф.Ломов, любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений. При этом важно, что связи между явлениями, которые относятся к данной системе,
выступают не как эпизодические и случайные взаимодействия, а являются существенными условиями возникновения, существования и развития, существования и развития каждого из них, а вместе с тем и системы в целом. Принадлежность человека к различным системам так или иначе проявляется в его психологических качествах. Множественность оснований этих качеств порождает их многообразие и многосторонность.
Так как деятельность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, их родители или учителя, то основной целью психологической службы в целом можно считать содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекцию разного рода затруднений в ее развитии. Системность работы психолога обеспечивается следующим образом. Во-первых , психолог рассматривает личность ученика как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений (от собственной внутренней активности индивида, до участия в различных группах, оказывающих на него определенное влияние). Во-вторых, используемый работниками психологической службы методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика с тем, чтобы помочь его развитию.
В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися необходимо вести на пяти важнейших уровнях.
Психологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.
Индивидуально-психологический уровень определяет развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональное и т.д.) субъекта.
Личностный уровень выражает специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.
Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.
Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.
Кроме того, в систему работы психологической службы должны быть включены различные виды работ с персоналом учреждений образования (совместные комплексные исследования, консультации, семинары и т.д.), направленные не только на повышение психологической компетентности педагогов, но и на преодоление оторванности школы от реальной жизни. Необходимость этой формы работы вызвана также тем, чтобы избежать превращения психологической службы в «скорую помощь» или «стол заказов», выполняющий только порученные задания, чтобы психолог мог владеть психологической ситуацией в школе, сам определял перспективы своего развития, стратегию и тактику взаимодействия с различными группами учащихся и индивидами.