kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психология для вас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе». В настоящее время предметом изучения психологии является психика. Как наука психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе. 

    Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психология для вас »









Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе». В настоящее время предметом изучения психологии является психика. Как наука психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.


Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.


Психика есть субъективный образ объективного мира.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека.


Психические отражение не является зеркальным и пассивным, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека. Оно имеет свои особенности:

  1. дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

  2. совершается в процессе активной деятельности;

  3. углубляется и совершенствуется;

  4. преломляется через индивидуальность человека;

  5. носит избирательный характер;

  6. обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

  7. носит опережающий характер.



Психика имеет сложную структуру и включает в себя следующие психические явления:

  • Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на: познавательные, эмоциональные и волевые.


  • Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени (активность, пассивность, добрость, усталость, апатия и др.).



  • Психические свойства личности – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно – количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.


Задачи психологии:

  1. качественное изучение психических явлений;

  2. анализ формирования и развития психических явлений;

  3. содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.




Основные методологические принципы современной психологии:

  1. принцип детерминизма – причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

  2. принцип развития – генетический подход к явлениям, исследование их в развитии;

  3. принцип единства сознания и деятельности – признание неразрывной взаимосвязи между психикой и деятельностью;

  4. изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.






























Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60 – годах ХІХ в. Оно было связано с созданием специальных научно – исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В1879 г. В Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.


Термин «психология» введен немецким философом ХVІІІ Христианом Вольфом.

Путь развития психологии как науки состоял из определенных этапов.



1-й этап (5 век до н.э.) Психология как наука о душе. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» впервые выделил психологию как своеобразную область знания, распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.



2-й этап. Психология как наука о сознании. Начинается 17 веке в связи с развитием естественных наук. Роберт Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие из вне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.



3-й этап. Психология как наука о поведении. В начале 20 века основатель бихевиоризма американский психолог Дж. Уотсон указал на несостоятельность декартолокковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е на поведении человека. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведением, поступками, реакцией человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.


4-й этап. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Основой науки является закономерное осмысление теории отражения.


К основным психологическим теориям относят бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, теорию деятельности, гуманистическую психологию.




































Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.


Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния личности.


Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.


Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.


Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения.


Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования личности человека и его умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п.


Патопсихология основное внимание уделяет особенностям нарушений психики в связи с тем или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.


Основными методами исследования в психологии являются наблюдение и эксперимент. Основное преимущество наблюдения в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Виды наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, внутреннее), внешнее (наблюдение со стороны), свободное, стандартизированное (выборочное), включенное, стороннее, срез (кратковременное), лонгитюдное (длительное, многолетнее).


Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Виды: лабораторный (специально создаются условия, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать) и естественный (проводится в естественных условиях, люди не подозревают, что являются участниками эксперимента. Также выделяют констатирующий и формирующий (обучающий, развивающий) эксперименты.


Текст- кратковременное, стандартизированное (одинаковое для всех) задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психологических особенностей человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики. Виды: тест-опростник, тест-задание, проективный тест.




Опрос-метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Виды: устный, письменный (анкета), свободный (беседа), стандартизированный.


Моделирование- создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. Модели могут быть техническими (создаются при помощи специальных моделирующих устройств – приборов, пультов, тренажеров), математическими (представляют собой выражение или формулу), кибернетическими (используются понятия из области информатики и кибернетики), логическими (основано на идеях и символике, применяемых в математической логике).























В последнее время традиционным в деятельности детских психологов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются личностные и индивидуальные параметры, батареи методов исследования, межличностные отношения и т.д. Попытки же рассмотреть психические свойства как материально – структурные, более характерные для вульгарно-материалистического подхода не увенчались успехом, так как внутренний мир личности не доступен прямому наблюдению и может раскрыть только путем научного анализа тех систем, к которым принадлежит человек. Поэтому вполне уместно рассмотреть работу школьных психологов через призму системного подхода.

Можно выделить два основных признака системности воззрений: системная терминология, в которой воплощены системные конструкции мысли, и содержательная полнота отображения объекта как системы в рамках данного направления исследования. Системная терминология – система, элемент, структура, связь и т.д. – обеспечивает известную четкость и единообразие формы описания, организуя соответственно мысль исследователя. Однако это еще гарантирует системы работы. В связи с этим необходимо введение содержательного признака системности – содержательной полноты отображения изучаемого объекта в качестве системы. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, человеческому бытию присущи многоплановость и многослойность: чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира человека и определить особенности его психики, необходимо рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств.

Согласно системному подходу, подчеркнул Б.Ф.Ломов, любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений. При этом важно, что связи между явлениями, которые относятся к данной системе,


выступают не как эпизодические и случайные взаимодействия, а являются существенными условиями возникновения, существования и развития, существования и развития каждого из них, а вместе с тем и системы в целом. Принадлежность человека к различным системам так или иначе проявляется в его психологических качествах. Множественность оснований этих качеств порождает их многообразие и многосторонность.

Так как деятельность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, их родители или учителя, то основной целью психологической службы в целом можно считать содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекцию разного рода затруднений в ее развитии. Системность работы психолога обеспечивается следующим образом. Во-первых , психолог рассматривает личность ученика как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений (от собственной внутренней активности индивида, до участия в различных группах, оказывающих на него определенное влияние). Во-вторых, используемый работниками психологической службы методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика с тем, чтобы помочь его развитию.

В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися необходимо вести на пяти важнейших уровнях.

  1. Психологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.

  2. Индивидуально-психологический уровень определяет развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональное и т.д.) субъекта.

  3. Личностный уровень выражает специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.

  4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.

  5. Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

Кроме того, в систему работы психологической службы должны быть включены различные виды работ с персоналом учреждений образования (совместные комплексные исследования, консультации, семинары и т.д.), направленные не только на повышение психологической компетентности педагогов, но и на преодоление оторванности школы от реальной жизни. Необходимость этой формы работы вызвана также тем, чтобы избежать превращения психологической службы в «скорую помощь» или «стол заказов», выполняющий только порученные задания, чтобы психолог мог владеть психологической ситуацией в школе, сам определял перспективы своего развития, стратегию и тактику взаимодействия с различными группами учащихся и индивидами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психология для вас

Автор: Свинцицкая Александра Александровна

Дата: 23.05.2015

Номер свидетельства: 214545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект открытого занятия педагога-психолога для детей 5-7 лет "В гости к принцессе Смешинке""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_zaniatiia_piedaghogha_psikhologha_dlia_dietiei_5_7_liet_v_g"
    ["file_id"] => string(6) "412612"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493671047"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Час психологии для учащихся начальных классов  «МИР ПРАВ РЕБЕНКА»"
    ["seo_title"] => string(67) "chaspsikhologhiidliauchashchikhsianachalnykhklassovmirpravriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "280066"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453311379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект Арт-тренинга педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Мои самые обыкновенные превращения настроения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_art_trieningha_piedaghogha_psikhologha_s_diet_mi_starshiegho_doshkol_n"
    ["file_id"] => string(6) "412611"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493670034"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект арт-тренинга педагога-психолога с детьми 5-7 лет "Мои самые обыкновенные превращения настроения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_art_trieningha_piedaghogha_psikhologha_s_diet_mi_5_7_liet_moi_samyie_o"
    ["file_id"] => string(6) "412619"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493674165"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Мероприятие для родителей на тему: "Каков он успешный родитель?" "
    ["seo_title"] => string(69) "mieropriiatiie-dlia-roditieliei-na-tiemu-kakov-on-uspieshnyi-roditiel"
    ["file_id"] => string(6) "101368"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402415369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства