Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Конспект
арт-тренинга «Мои самые обыкновенные превращения настроения»
Педагог-психолог
Марина Юрьевна Коннова
г. Череповец
2012 г.
Цели: Создание психолого-педагогических образовательных условий, способствующих профилактике тревожности.
Задачи:
- Способствовать расширению эмоционального опыта детей старшей группы. Подвести к пониманию и узнаванию эмоционального состояния.
- Активизировать у детей понимание индивидуальности внутреннего мира "я" и мира "другого", сопричастности к происходящим событиям.
- Помочь детям звуковыми, пластическими, художественными образами установить ассоциативные аналогии между действительностью в природе и эмоциональными состояниями людей.
- Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность в выборе способов действий.
- Побуждать детей к проявлению чувства принадлежности к группе, где можно чувствовать себя защищенным.
Форма проведения: арт-тренинга.
Условия развивающей среды на арт-тренинге. Рисунок 1
Пространство "Диалог настроений". (1)
1. Из стульев формируется круг.
В центре круга "прозрачный столик подставка", на нем стоит пустой кувшин; вокруг крышки стола размещены цветные ленточки 1,5 м длиной в большом количестве. Внизу на подставке находится разнос, на нем размещены: детский пластмассовый половник, маленькое ведерко, лейка, кружка, тарелочка с глиной, металлическая палочка.
2. Пространство: "источник", "колодец". (2,3). На клеенке 1,5*1,5м бассейн с водой, акварельные краски, подставка для кисточек, салфетки, альбомные листы, плотные клеенки для альбомных листов. Бассейны закрыты шелковой тканью, в середине вырезан круг иллюстрации двусторонние (кошка-ночь), (приведение-гном), (огонь-медуза).
3. Пространство "Движения"
Ковровые покрытия.
4. Музыкальные средства:
- магнитофон,
- аудиозаписи Звуки живой природы "Ручей" Laras theme
Классика "Сюита старинных танцев: Алеманд, Шутка, Вальс, Контр-танец.
Фонограмма песни "Радуга" муз. Архиповой Е., сл. Голосовой Р.
Методическое обеспечение при подготовке к комплексной деятельности с детьми.
Программа "Истоки" (старший дошкольный возраст) под редакцией Л. А. Парамоновой.
Структура арт-тренинга
Взаимодействие в группе детей
а) сюрпризный момент,
б) объединение в подгруппы,
в) приветствие.
Элементы АРТ-тренинга
Ритуал встречи
а) рефлексия эмоционального состояния детей "вчера, сегодня"
б) активизация общения.
Решение проблемной ситуации
а) самостоятельный выбор средств достижения цели
б) "рефлексия эмоционального состояния"
в) наглядно-образное исследование эмоционального состояния
Художественно-эстетическое взаимодействие
а) поиск "пластического образа" при помощи движений
б) отдых - релаксационная пауза
в) самовыражение эмоционального состояния при помощи цвета, в рисунке
г) самоанализ рисунков.
Ритуал прощания.
Исполнение завершающей песенки.
Ход деятельности с детьми
1часть. Подготовительный этап.
Педагог-психолог приходит в группу детей, вступает во взаимодействие в соответствии с их мотивацией осуществляемой деятельности.
Сюрпризный момент Игра-выбор "Сюрприз.
На 2-х разносах лежат картинки абстрактной формы и разные по цвету.
Педагог- психолог: "Я принесла для вас сюрпризы. Посмотрите, они разные по форме, цвету. Предлагаю вам выбрать понравившееся изображение по цвету".
(Дети выбирают, обращают внимание, что с другой стороны нарисована " капелька", у других "солнечный лучик".)
Педагог-психолог: "Как вы думаете, что у вас изображено на сюрпризе"?
(Капелька, дождь, солнце, солнечный луч).
Объединение в подгруппы.
Педагог-психолог: "Объединитесь, пожалуйста, вместе у кого одинаковые картинки".
(Воспитатель и педагог - психолог участвуют в выборе сюрпризов.)
Педагог-психолог: "Уважаемые "Лучики", к вам на помощь спешит "Капелька", рисунок, которой находится у вашего воспитателя.
А, я (педагог-психолог) помогу, Вам, уважаемые "капельки. (Взрослые пишут имена, а дети, дорисовывают изображения).
Педагог-психолог: "У нас получилась визитка. Тебя, "лучик", зовут Ира. Тебя, "капелька", зовут Дима. Хотелось бы познакомиться и поприветствовать вас всех добрым словом.
"Лучик" пригласит "Капельку" и мы сделаем большой круг".
Приветствие (Дети становятся в круг.)
Педагог-психолог: "Я рада тебя видеть, Ира" - дети жестом или словом передают приветствие, произносят имя рядом стоящего друга.
Педагог-психолог: "Капельки, я хотела бы собрать вас всех вместе. Если капель будет много, то это похоже.. Что у нас получится, уважаемые лучики?
("Лучики" отвечают: "Туча, море, лужа, река, ручеек, родник, источник").
Педагог-психолог. "Капельки, а на что похожи наши лучи, если собрать их всех вместе"?
(Капельки отвечают : "Они похожи на солнышко".)
Педагог-психолог: "А если теплые солнечные лучи светят на капельки. Какое превращение может произойти"?
(Испаряются, высыхают, превращаются в пар.)
Педагог-психолог: "Да, можно сказать, что становятся невидимыми. Уважаемые "Лучи", от вашего тепла, света мы "Капельки" растворимся в воздухе на некоторое время, а потом вернемся.
Но пока мы будем собираться вместе, вы солнечные "Лучики", полюбуйтесь на себя в зеркальце. Какие превращения произойдут с вами - это для нас пока секрет. До встречи".
I -я группа детей "Лучи" остаются в группе с воспитателем проводят экспериментальную деятельность "Поймай солнечного зайчика", "Появление радуги при "распылении" воды". Коммуникативная игра "Свет мой зеркальце, скажи". Цель: повышать уверенность в себе.
II-я группа детей переходит в музыкальный зал с педагогом-психологом.
Движение детей к музыкальному залу по коридору детского сада.
Имитационная игра "Туча- дождь, ручеек".
Капельки собираются под зонтиком и "улетают".
Дети с картинкой "капелька" идут в музыкальный зал. Дети идут по лестнице.
Педагог-психолог: "Представьте, что мы сейчас большая туча, в ней много воды, она летит тяжело, она передвигается медленно, ветер подгоняет тучу, но она не торопится, ветер зацепил тучу за макушку высокой сосны. Туча стала пытаться оторваться, и в это время все вокруг услышали: "кап, кап". Что же произошло? (Ответы детей.) Из тучки пролились на землю звенящие капли. Они как будто поднимались на носочки, касаясь земли".
2 часть арт-тренинга.
В зале звучит аудиозапись "Ручей" Laras theme.
Педагог-психолог: "Капельки дождя превращаются в ручеек. Маленький ручеек похож на речку. А место, где начинается ручей, называется "исток". Для ручейка это "Дом". Выбежал ручеек из дома, куда приведут его путешествия"?
Ритуал встречи: созерцание пространства в движении.
Дети берутся за руки и "ручейком" проникают в зал. "Протекают" по пространству, останавливаются и присаживаются на стулья.
Рефлексия эмоционального состояния.
Педагог-психолог: "Что интересного на своем пути увидела "Капелька" Оля"?
"Капелька" Оля говорит, а все "Капельки "слушают.
"Капелька" Оля ладошкой дотрагивается до того кто сидит рядом. Этот жест означает: "Поделись своим наблюдением. Что интересного в этом зале увидела капелька".
(Дети говорят, что заинтересовало их в зале.)
Коммуникативная игра.
"Дотроньтесь до уха, носа, колена, локтя те, кто вчера приходил в детский сад, кто вчера ел конфеты, кто был обижен, кто сегодня не хотел идти в детский сад, кто играл вчера с папой, мамой, кто грустил. Те, кто наливал воду в кувшин?".
Педагог-психолог: "Я тоже сегодня набирала в графин воду. Вот смотрите (поднимает графин, воды там нет). Странно, нет водицы в графине на столе. Психолог выражает удивление. Возникающие версии у детей, следует поддержать.