Психологические особенности начального этапа обучения младшего школьника
Психологические особенности начального этапа обучения младшего школьника
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменным. Они зависят от готовности ребенка к школьному обучению, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6- летнего возраста, как это происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад; если учение начинается с семилетнего возраста, то соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности начального этапа обучения младшего школьника»
Психологические особенности начального этапа обучениямладшего школьника
Начальный периодшкольной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменным. Они зависят от готовности ребенка к школьному обучению, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6- летнего возраста, как это происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад; если учение начинается с семилетнего возраста, то соответственно , границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы , необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Обычные дети в первом классе вполне способны ,если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал ,чем тот, который дается по действующей программе обучения. Первая задача педагога состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе, научить их учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательными и усидчивыми.
Многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально- психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивациях, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для их одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. В таком случае возникает необходимость психологического выравнивания детей.
Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на одном месте, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать во время уроков. Естественно все это ребенку дается с трудом и педагогу необходимо все учитывать. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому что, ребенок устает именно от умственной работы , а по причине его неспособности к физической саморегуляции.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и познавательных процессов «Домики» (адаптация к школе)
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание № 1.Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник .Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. И так далее.
Найдите задание № 2. Перед вами домики, целая улица. В них живут ваши чувства. Я буду называть чувства ,а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.