kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о том, какие психологические факторы и личностные особенности педагога могут влиять на возникновение конфликтов в образовательном процессе, даются практические рекомендации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.»

Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности. Маркова Светлана Владимировна,

педагог-психолог МАОУ города Иркутска гимназии №2.



В педагогической деятельности, как и в любой другой, сопровождающейся взаимодействием большого количества людей, неизбежно возникают ситуации, способные привести к конфликтам. Особенность образовательной среды в том, что она включает взаимодействие разноплановых и разновозрастных категорий людей (педагоги, обучающиеся, родители обучающихся), обладающих разными личностными качествами, но при этом объединенных одной общей целью: обучение и воспитание гармоничной, всесторонне развитой, социально адаптированной личности. Возможные противоречия между педагогом и обучающимся, между педагогом и родителями обучающихся, внутри педагогического коллектива отрицательным образом влияют на взаимоотношения, на эмоционально-психологическое состояние участников образовательного процесса и создают препятствия для эффективного выполнения поставленных задач.

В условиях современной школы, где ведущая позиция принадлежит личностно-ориентированному подходу и гуманизации образовательного процесса, огромное значение приобретает личность учителя. Умение избегать конфликтные ситуации, а в случае возникновения разрешать их быстро и конструктивно – важнейшая составляющая часть профессиональных умений педагога. Предупреждение конфликтов способствует сохранению позитивной комфортной атмосферы образовательного пространства, созданию обстановки взаимопонимания и толерантности, сотрудничества и совместного творчества.

Причин возникновения конфликтных ситуаций много и они разнообразны. Мы задались вопросом: какие психологические факторы и личностные особенности педагога могут влиять на возникновение конфликтов?

Для исследования психологических факторов, способных повлиять на возникновение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности были использованы следующие методики:

  1. «Методика диагностики межличностных отношений» (Т.Лири);

  2. Ориентационная анкета «Определение направленности личности» (Б.Басс);

  3. Опросник «Психическое выгорание», разработанный на основе модели К.Маслач и С.Джексон.

  4. Анкетирование с целью выяснить, как часто и насколько педагог испытывает трудности в межличностных отношениях.

По результатам анкетирования были выделены три группы педагогов: педагоги, у которых в процессе работы часто возникают конфликтные ситуации (15%), педагоги, время от времени испытывающие трудности в конфликтных ситуациях (20), педагоги, не испытывающие трудности с конфликтными ситуациями на работе (65%).

В результате диагностики было выявлено, что педагоги, часто испытывающие трудности в конфликтных ситуациях, имеют высокий (67%), либо средний (33%) уровень эмоционального выгорания; высокую (для 33% педагогов) и среднюю (67%) степень деперсонизации, а также значительно выраженную направленность личности на себя (высокая – 67%, средняя – 33%). Педагогам этой группы присущ достаточно выраженный агрессивный и недоверчиво-скептический тип межличностных отношений.

Педагоги, время от времени испытывающие трудности в конфликтных ситуациях, имеют средний (75%) и высокий (25%) уровень эмоционального выгорания. Степень деперсонизации в этой группе средняя (75%) и высокая (25%); у всех наблюдается выраженная направленность личности на себя. Заметное преобладание агрессивного и недоверчиво-скептического типа межличностных отношений не отмечено.

На основании детального анализа полученных результатов были сделаны следующие общие выводы:

  1. Педагоги, испытывающие те или иные трудности в конфликтных ситуациях в процессе педагогической деятельности, имеют высокий (43%) или средний (57%) уровень эмоционального выгорания.





  1. У педагогов, испытывающих трудности в конфликтных ситуациях, отмечается высокая (28%) и средняя(72%) степень деперсонизации.

  2. Педагоги обеих групп обладают выраженной направленностью личности на себя.

  3. У педагогов группы 1 (часто возникающие конфликты) преобладают агрессивный и недоверчиво-скептический типы межличностных отношений, а у педагогов группы 2 (конфликты вызывают затруднения время от времени) такие характеристики не наблюдаются.

Таким образом, можно предположить, что на возникновение и развитие конфликтов в педагогической деятельности среди прочих причин существенное влияние могут оказывать следующие психологические факторы: личностные особенности педагогов (ориентирование личности на себя, преобладающий тип межличностных отношений) и эмоциональное выгорание с сопутствующим ему явлением деперсонизации.

Комфортность образовательного пространства для обучающихся, успешность педагогической деятельности зависят в огромной степени от личности педагога, от его умения создавать оптимальные условия для воспитания и обучения. Поэтому трудно переоценить значение одного из важнейших педагогических умений – умения предупреждать возникновение и развитие конфликтных ситуаций в образовательном процессе.

Одна из задач психолога в школе – выявлять своевременно возможные зоны риска и принимать соответствующие профилактические меры, содействовать повышению психологической грамотности педагогов. Это могут быть групповые тренинги на снятие агрессии, напряжения, на сплочение коллектива, групповые и индивидуальные занятия с применением релаксационных методик, обучение педагогов приемам саморегуляции, просветительская деятельность (лекции и беседы о природе конфликтов и методах их преодоления), практические занятия по овладению способами конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.

Автор: Маркова Светлана Владимировна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Синдром педагогического выгорания "
    ["seo_title"] => string(41) "sindrom-piedaghoghichieskogho-vyghoraniia"
    ["file_id"] => string(6) "185124"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1426150299"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Программа "Развитие коммуникативной компетентности персонала как фактор формирования благоприятного психологического климата в образовательном учреждении" "
    ["seo_title"] => string(171) "proghramma-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-piersonala-kak-faktor-formirovaniia-blaghopriiatnogho-psikhologhichieskogho-klimata-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "145620"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418966858"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Социально- педагогические  технологии работы  социального педагога  с  неблагополучной семьей "
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-s-nieblaghopoluchnoi-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "164073"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422568703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства