Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.
Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.
В статье рассказывается о том, какие психологические факторы и личностные особенности педагога могут влиять на возникновение конфликтов в образовательном процессе, даются практические рекомендации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.»
Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности. Маркова Светлана Владимировна,
педагог-психолог МАОУ города Иркутска гимназии №2.
В педагогической деятельности, как и в любой другой, сопровождающейся взаимодействием большого количества людей, неизбежно возникают ситуации, способные привести к конфликтам. Особенность образовательной среды в том, что она включает взаимодействие разноплановых и разновозрастных категорий людей (педагоги, обучающиеся, родители обучающихся), обладающих разными личностными качествами, но при этом объединенных одной общей целью: обучение и воспитание гармоничной, всесторонне развитой, социально адаптированной личности. Возможные противоречия между педагогом и обучающимся, между педагогом и родителями обучающихся, внутри педагогического коллектива отрицательным образом влияют на взаимоотношения, на эмоционально-психологическое состояние участников образовательного процесса и создают препятствия для эффективного выполнения поставленных задач.
В условиях современной школы, где ведущая позиция принадлежит личностно-ориентированному подходу и гуманизации образовательного процесса, огромное значение приобретает личность учителя. Умение избегать конфликтные ситуации, а в случае возникновения разрешать их быстро и конструктивно – важнейшая составляющая часть профессиональных умений педагога. Предупреждение конфликтов способствует сохранению позитивной комфортной атмосферы образовательного пространства, созданию обстановки взаимопонимания и толерантности, сотрудничества и совместного творчества.
Причин возникновения конфликтных ситуаций много и они разнообразны. Мы задались вопросом: какие психологические факторы и личностные особенности педагога могут влиять на возникновение конфликтов?
Для исследования психологических факторов, способных повлиять на возникновение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности были использованы следующие методики:
Опросник «Психическое выгорание», разработанный на основе модели К.Маслач и С.Джексон.
Анкетирование с целью выяснить, как часто и насколько педагог испытывает трудности в межличностных отношениях.
По результатам анкетирования были выделены три группы педагогов: педагоги, у которых в процессе работы часто возникают конфликтные ситуации (15%), педагоги, время от времени испытывающие трудности в конфликтных ситуациях (20), педагоги, не испытывающие трудности с конфликтными ситуациями на работе (65%).
В результате диагностики было выявлено, что педагоги, часто испытывающие трудности в конфликтных ситуациях, имеют высокий (67%), либо средний (33%) уровень эмоционального выгорания; высокую (для 33% педагогов) и среднюю (67%) степень деперсонизации, а также значительно выраженную направленность личности на себя (высокая – 67%, средняя – 33%). Педагогам этой группы присущ достаточно выраженный агрессивный и недоверчиво-скептический тип межличностных отношений.
Педагоги, время от времени испытывающие трудности в конфликтных ситуациях, имеют средний (75%) и высокий (25%) уровень эмоционального выгорания. Степень деперсонизации в этой группе средняя (75%) и высокая (25%); у всех наблюдается выраженная направленность личности на себя. Заметное преобладание агрессивного и недоверчиво-скептического типа межличностных отношений не отмечено.
На основании детального анализа полученных результатов были сделаны следующие общие выводы:
Педагоги, испытывающие те или иные трудности в конфликтных ситуациях в процессе педагогической деятельности, имеют высокий (43%) или средний (57%) уровень эмоционального выгорания.
У педагогов, испытывающих трудности в конфликтных ситуациях, отмечается высокая (28%) и средняя(72%) степень деперсонизации.
Педагоги обеих групп обладают выраженной направленностью личности на себя.
У педагогов группы 1 (часто возникающие конфликты) преобладают агрессивный и недоверчиво-скептический типы межличностных отношений, а у педагогов группы 2 (конфликты вызывают затруднения время от времени) такие характеристики не наблюдаются.
Таким образом, можно предположить, что на возникновение и развитие конфликтов в педагогической деятельности среди прочих причин существенное влияние могут оказывать следующие психологические факторы: личностные особенности педагогов (ориентирование личности на себя, преобладающий тип межличностных отношений) и эмоциональное выгорание с сопутствующим ему явлением деперсонизации.
Комфортность образовательного пространства для обучающихся, успешность педагогической деятельности зависят в огромной степени от личности педагога, от его умения создавать оптимальные условия для воспитания и обучения. Поэтому трудно переоценить значение одного из важнейших педагогических умений – умения предупреждать возникновение и развитие конфликтных ситуаций в образовательном процессе.
Одна из задач психолога в школе – выявлять своевременно возможные зоны риска и принимать соответствующие профилактические меры, содействовать повышению психологической грамотности педагогов. Это могут быть групповые тренинги на снятие агрессии, напряжения, на сплочение коллектива, групповые и индивидуальные занятия с применением релаксационных методик, обучение педагогов приемам саморегуляции, просветительская деятельность (лекции и беседы о природе конфликтов и методах их преодоления), практические занятия по овладению способами конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.