kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический портрет дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический портрет дошкольника (6-7 лет)

Старший дошкольный возраст ребенка – это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.

К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной «Я-концепции». Границы мира ребенка расширяются: кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди – чужие, но каким-либо образом имеющие отношения к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви  (присущей в нормально функционирующей семьи) существует чужой, тот человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним. Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологический портрет дошкольника »






Лекционный материал








Психологический портрет дошкольника (6-7 лет)








Составила: педагог-психолог Тулаева О.Н.







Суджа, 2010

Психологический портрет дошкольника (6-7 лет)


Старший дошкольный возраст ребенка – это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.

К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной «Я-концепции». Границы мира ребенка расширяются: кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди – чужие, но каким-либо образом имеющие отношения к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви (присущей в нормально функционирующей семьи) существует чужой, тот человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним. Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих.

В этот период ребенок активно экспериментирует собственным «я», он исследует свое тело – это помогает осознать границы собственного психологического пространства. В это же время он решает задачу своей половой идентификации. Он начинает усваивать социальные и культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т.д. К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола; образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре6 в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола, он стремится подчеркнуть свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.

К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия «плохо-хорошо», «правда-неправда», у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку.

Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. Так, к шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться «агрессивные фантазии». Ребенок может сказать: «мама, ты плохая, я тебя не люблю». Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации.

В 6 лет ребенок стремиться активно познавать окружающий мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно-ролевая игра, из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности – она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками.

В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами «выяснять отношения» с другими. Ребенок осознает особенности своего «я» через то, как сверстники относятся к его игровым качествам.

При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком – только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого. В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности – тем качествам, которое позволяет им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми.

Успехи н неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваемые им оценки взрослых влияют на его образ самого себя. Если в этом возрасте у ребенка формируется негативный образ собственного «я», если он испытывает дефицит самодоверия, то этот определяет низкий уровень его притязаний на успех в выполнении учебной деятельности, а также негативные ожидания от общения со сверстниками. Поэтому степень готовности ребенка к школе определяет не только уровень его интеллектуального развития, но и то, насколько у него развито чувство собственного достоинства, понимаемое как глобальное переживание собственной ценности, насколько он верит в свои возможности и не испытывает страха в проявлении самого себя.

К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должна быть сформирована психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Она включает в себя следующие взаимосвязанные аспекты:

- физиологическую готовность;

- социально-психологическую готовность;

- психологическую готовность.


Физическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и составлением здоровья ребенка. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами – медиками в соответствии с установленными критериями. В основу этих критериев положена способность и готовность ребенка 6-7 лет переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, в том числе с восприятием и переработкой большого объема информации, необходимостью длительной контрацепции внимания, сохранения вынужденной позы, интеллектуального и физического напряжения и т.д. При этом нужно учитывать, что именно в этом возрасте происходит существенная перестройка всего организма, всех физиологических систем ребенка. Ребенок оказывается готов начать систематическое обучение к школе, но в тоже время он обладает повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям среды. Особенно к чрезмерному интеллектуальному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, поступающий в школу. Тем труднее ему будет справляться с повышенными нагрузками и тем выше будет вероятность возникновения различных нарушений в его здоровье. Поэтому поступающие в общеобразовательную школу дети обязательном порядке должны проходить медицинское обследование. На основании обследования дается заключение о физиологической готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок считается готовым к обучению в школе, если по своему физиологическому и биологическому уровню развития он соответствует формальному возрасту или опереживает его и не имеет медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

При определении физического развития проводят оценку следующих основных показателей: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Критериями биологического возраста являются: количество прорезавших постоянных зубов и достижение возрастной пропорции (соотношение окружности головы и длины тела, которое к этому возрасту становится почти таким же, как и у взрослого человека; кроме того, существенно увеличивается длина рук и ног).

Также необходимо учитывать, что в этом возрасте происходит существенное развитие опорно-двигательной системы (скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата). Однако процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается (фаланги пальцев, запястья). Поэтому неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения могут привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. Кроме того, большое значение при определении готовности ребенка к школе имеет уровень развития мелкой моторики, от которой зависит степень подготовленности руки к письму.

Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности во многом связано с возрастным кризисом 6-7 лет.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в жизни ребенка, когда он еще не школьник, но уже не ощущает себя дошкольником. Негативная симптоматика начинает проявляться в полной мере. Ребенок резко меняется, он становится более трудным в общении – проявляются негативизм, упрямство, строптивость. Кроме того, могут проявляться другие, характерные именно для данного возрастного кризиса, особенности: нарочитость, нелепость, искусственное поведение, паясничество, вертлявость, клоунада. Ребенок может ходить вертлявой походкой, говорить писклявым голосом, корчить рожи и т.д. При этом такое поведение вызывает у окружающих не улыбку, а, наоборот, раздражение, осуждение. Такие особенности поведения (по мнению Л.С. Выготского) свидетельствует об утрате детской непосредственности. Старшие дошкольники перестают быть непосредственными и наивными, как раньше, и становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника свидетельствует о возникновении некоторых интеллектуальных элементов, которые вклиниваются между переживаниями и поступками ребенка. Его поведение становится более осознанным и строится уже по схеме « захотел – осознал-сделал». При этом в его сознание включаются постепенно все сферы жизни. Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое собственное к ним отношение. А также свое отношение к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты своей деятельности и т.д. Но уже в этот период начинается становление важнейшего компонента психического самовоспитания – это осознание своего социального «я». Начинает формироваться внутренняя социальная позиция ребенка.

Симптомы кризиса свидетельствуют о том, что ребенок перешел на новую, более высокую ступень своего развития, а требования и меры воздействия, которые предъявляются к нему, отстают от нового уровня развития его потребностей и возможностей. Если своевременно изменить требования к ребенку, то, как правило, это приводит к тому, что кризис постепенно затухает. При этом замечено, что чем живее, активнее ребенок, тем более ярко у него может проявиться кризис, но и тем быстрее может проходить его адаптация к школе. Многие дети, внешне благополучные в дошкольный период, с приходом в первый класс переживают адаптацию намного болезненнее других, так как кризис у них может совпасть с началом школьного обучения.


Психологическая готовность - это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает:

- общий уровень психологического развития ребенка;

-уровень развития учебно-важных качеств.

К учебно-важным качествам относятся:

-личностно-мотивационный блок готовности;

-принятие учебной задачи;

- развитие познавательных процессов;

-уровень развития речи;

- управление деятельностью.


Личностно-мотивационный блок готовности определяет то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задание педагога.


В блок принятие учебной задачи входит понимание ребенком задач, поставленных педагогов, желание их выполнить, стремление к успеху или желание избежать неудачи.

Развитие познавательных процессов это:

-развитие восприятия формы, величины, цвета, времени, художественных произведений;

-развитие наглядно-образной памяти, эмоциональной памяти, словесно-логической памяти, двигательной памяти и произвольной;

-развитие произвольного внимания ( способность удерживать внимание на выполняемой работе);

-развитие логического мышления ( способность находить сходство и различие разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

- развитие воображения;

- развитие речи.



С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровье ребенка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья. Число учащихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы настигает 30% и более.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1 классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижением ими к первому сентября возраста не менее 6,5 лет. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года проводится в условиях детского сада или в подготовительном классе на базе образовательного учреждения.


Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?


  1. Развитие мелких мышц руки:

● работа с конструкторами разного типа;

● работа с ножницами пластилином;

● рисование в альбомах (карандашами, красками)


  1. Развитие познавательных способностей ( развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).


Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?


Развитие речи и готовность в овладению грамотой

  1. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

● Умение интонационно выделять звук в словах;

● Умение выделять заданный звук в потоке речи;

● Умение определять позицию звука в словах ( в начале, в середине, в конце);

● Владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков.


  1. Умение членить слова на слоги.

  2. Умение членить простые предложения на слова.

  3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

  4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

  5. Умение составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

  6. Уметь составлять рассказ о предметах.

  7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.


Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике


1.Счет и отчет предметов заданного количества.

2.Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4.Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) из двух меньших чисел.

5. Значение цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

6. Значение знаков: +,-,=, умение пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8. Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки.

9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

10. Значение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

11. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

12. Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.


Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний.



  1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

  2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

  3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

  4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

  5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.


Крайне важно понимать, что задача дошкольного образования – не подменить собой школу, а обеспечить ребенку всестороннюю подготовку и общее развитие для освоения современных программ в начальной школе.

Всегда следует помнить о душе ребенка, его внутреннем мире – трепетном и ранимом. Понять и сохранить эту чистоту, вырастить из малыша умного, благородного, творческого человека – согласитесь, это главная задача.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Психологический портрет дошкольника

Автор: Тулаева Оксана Николаевна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Выступление психолога на родительском собрании в средней группе ДОУ Тема: "Психологическое здоровье дошкольника" "
    ["seo_title"] => string(126) "vystuplieniie-psikhologha-na-roditiel-skom-sobranii-v-sriedniei-ghruppie-dou-tiema-psikhologhichieskoie-zdorov-ie-doshkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "211003"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431528368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация на тему: "Роль игрушек в гендерной социализации дошкольников""
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiianatiemurolighrushiekvghiendiernoisotsializatsiidoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "331949"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1464788114"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Психологические и физиологические особенности детей на начальном этапе обучения "
    ["seo_title"] => string(96) "psikhologhichieskiie-i-fiziologhichieskiie-osobiennosti-dietiei-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108225"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403616137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Консультация "Интеграция художественно-эстетического развития дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_intieghratsiia_khudozhiestvienno_estietichieskogho_razvitiia_dosh"
    ["file_id"] => string(6) "359275"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479239750"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Семинар практикум «Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыки»"
    ["seo_title"] => string(74) "seminar_praktikum_polikulturnoe_vospitanie_doshkolnikov_posredstvom_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "497470"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548667582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства