kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические и физиологические особенности детей на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические и физиологические особенности детей

 на начальном этапе обучения

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями, сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

Упражнение 1. "Здравствуй, я рад (а) тебя сегодня видеть здесь..."

Психолог предлагает продолжить фразу всем членам группы по очереди. Предлагается по кругу сказать друг другу что-то хорошее, приятное, обязательно от всей души.
В конце психолог выясняет у участников, что они почувствовали, выполняя это упражнение.

Поговорим об адаптации первоклассников к школьной жизни. Несомненно, в жизни каждого человека есть воспоминание о первом дне в школе. Дошкольники с нетерпением ждут первого школьного звонка. Всем известно, сколь непросто вступление ребенка на стезю ученичества. Как помочь 7-8 – летнему человеку преодолеть все трудности и обрести себя в школьном коллективе?

Как родители могут определить, насколько ребенок привык к школьной жизни?

Показатели школьной адаптированности:

- соблюдает режим дня (сон, подъем);

- самостоятельно собирает портфель;

- разговаривает, обсуждает с родителями школьные дела;

- старательно выполняет д/з;

- хороший аппетит;

- с хорошим настроением приходит домой из школы (в большинстве случаях).

Поднимите руки те, у которых портрет вашего ребенка совпадает с перечисленными показателями…Если показатели не совпадают, значит, в чем-то испытывают дети трудности в привыкании к школьной жизни, к выполнению требований.

Почему 1, 2-й класс самый трудный и сложный этап в жизни ребенка? Потому, что от ребенка требуется одновременно осваивать учебную деятельность и приобретать навыки самоорганизации. Чтобы радостные ожидания школьника не оказались омраченными, важно правильно объяснять ему, что в школе нужно не столько играть, бегать (как это было в д/саду), сколько много и серьезно трудиться. Что учитель – добрый и строгий человек.

Сможет ли сам ребенок стать организованным, дисциплинированным, ответственным, если на данный момент у него другие желания – поиграть, получить удовольствие, побегать, пошуметь? Ведущей деятельностью дошкольника была игра, был мотив «Делаю, что хочу», а в 1-м классе она переходит в другую деятельность – учебную, и мотив «Я должен». Но сам по себе этот переход не происходит. Основная задача родителей в этом плане – приучение.

Как приучить ребенка быть самостоятельным, ответственным за свои поступки, организованным? Какими воспитательными приемами мы, как родители, пользуемся?

  Обсудим пример: «Мама звонит домой и говорит: «Математику сделай на карандаш, к письму без меня не прикасайся!»

Как вы считаете, правильно мама поступает? Или когда родители собирают портфель? Или когда говорят: «Мы пошли в школу, мы сделали уроки»?

Таким образом, родитель берет на себя ответственность, снимает ответственность с ребенка. Как родитель должен поступить в этом случае? Дайте ребенку возможность учиться на своих ошибках, не предупреждайте все промахи заранее. Необходимо научить ребенка самому планировать свои дела и отчитываться перед родителями за них. Обговаривать с ребенком орг.моменты. Но обсуждения не должны быть негативными (ругань, нотации). Очень важно поддерживать в ребенке радость познания нового. Какой вопрос вы обычно задаете своему ребенку, когда он приходит из школы? (какую оценку получил?). Но правильный подход к ребенку будет в том случае, когда первый вопрос будет таким: «Чему ты научился? Что нового, интересного узнал сегодня в школе?»

И не стоит метать над головой младшего школьника громы и молнии за двойку или тройку. Полезнее тут же выяснить причину неудачи и вместе с ним попытаться исправить положение.

Но если мы начинаем ругать, кричать, то ребенок не получает удовольствия от учебы. Прогноз принуждения – печален, в будущем может привести к тому, что интерес к новому пропадет, познавательные интересы не сформируются и в 6-7 классе мы можем получить плачевный результат: предлагается заслушать ответы на вопросы ученицы 6-го класса.

Вывод: ярко выраженный негативизм, т. е. отказ от учебной деятельности, негативное, агрессивное отношение к учебе, к школе в целом, отсутствие познавательных интересов. Почему так получилось? Возможно, это результат нравоучений со стороны взрослых (родителей, учителей), нотаций, когда желание учиться было отбито чрезмерной тревогой и ответственностью взрослых.

Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить их в том, что неталантливых детей не бывает.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Все искренне любят своих детей, но многие не умеют проявлять свою любовь.  Каждый родитель знает, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.

Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок  усваивает, прежде всего, в семье. Если его любят, с ним считаются,  разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров и счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.

Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки, ребенок  болеет, становится нервным и раздражительным. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета.

(Предоставляется слово врачу)

Чтобы ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.

2. Психологическое упражнение «Каким я был(а) в детстве?»

Психолог. Очень часто взаимоотношения взрослого с ребенком строится по принципу «красного карандаша». Т.е. взрослый указывает на ошибки, которые совершает ребенок, подчеркивая несостоятельность ребенка. Ребенок мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослые ответили применением силы. «Поставили ребенка на место» - мы сильнее, у нас есть система угроз и санкций. Однако такой способ реанимирования чаще всего оказывается непродуктивным, сеет в душе ребенка зерна обиды, которые прорастают мстительностью. В ответ мы получаем достаточно серьезные выходки, которые могут последовать через 2 часа, 2 дня, 2 недели, 2 года, но обязательно последуют.

Задание группе: «Вспомните, пожалуйста, случай из своего детства, когда вы продемонстрировали именно такое поведение. В каких формах это выразилось?»

Проявления: прямые физические акты насилия, драки; непрямые акты насилия, портят что-то, ломают ваши любимые вещи.

Как реагировать на такого рода нарушения поведения?

Работа в группах. Предполагаемые результаты:

1. Трудно прекратить такое поведение здесь и теперь, но главное – не усугублять агрессией по отношению к ребенку.

2. Необходимо выстроить систему взаимодействия с ребенком таким образом, чтобы ребенок чувствовал принятие, внимание, уважение.

Рефлексия.

3. Притча «О бабочке»

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу.  Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках». 

В моих руках «волшебная коробочка», я подойду к каждому из вас, и положу в ваши ладони бабочку, а вы согрейте ее теплом своих рук. Представьте, что бабочка в ваших ладонях – это ваш ребенок. И только от вас зависит его жизнь. Если вы захотите, вы сомкнете плотнее ладони – искалечите и сломаете ему жизнь, а если разомкнете ладони, то позволите увидеть ему весь мир. Поднимите бабочку выше и позвольте ей увидеть красоту голубого неба, дайте ей возможность ощутить ласковое тепло солнца, почувствовать прикосновение прохладного ветра и свежесть дождевых капель. Только мы взрослые можем дать возможность развиваться детям в здоровой семье, в окружении любви, ласки и гармонии.

 Упражнение 4. "На сегодняшнем занятии я..."

Все участники по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что вы сейчас чувствуете? Что особенно понравилось? Что вы заберете с собой?

Свои высказывания начинают со слов: "На сегодняшнем занятии я..."
Заканчивается занятие ритуалом: все берутся за руки и дарят друг другу самую добрую на свете улыбку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические и физиологические особенности детей на начальном этапе обучения »

Психологические и физиологические особенности детей

на начальном этапе обучения


Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями, сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

Упражнение 1. "Здравствуй, я рад (а) тебя сегодня видеть здесь..."

Психолог предлагает продолжить фразу всем членам группы по очереди. Предлагается по кругу сказать друг другу что-то хорошее, приятное, обязательно от всей души.
В конце психолог выясняет у участников, что они почувствовали, выполняя это упражнение.

Поговорим об адаптации первоклассников к школьной жизни. Несомненно, в жизни каждого человека есть воспоминание о первом дне в школе. Дошкольники с нетерпением ждут первого школьного звонка. Всем известно, сколь непросто вступление ребенка на стезю ученичества. Как помочь 7-8 – летнему человеку преодолеть все трудности и обрести себя в школьном коллективе?

Как родители могут определить, насколько ребенок привык к школьной жизни?

Показатели школьной адаптированности:

- соблюдает режим дня (сон, подъем);

- самостоятельно собирает портфель;

- разговаривает, обсуждает с родителями школьные дела;

- старательно выполняет д/з;

- хороший аппетит;

- с хорошим настроением приходит домой из школы (в большинстве случаях).

Поднимите руки те, у которых портрет вашего ребенка совпадает с перечисленными показателями…Если показатели не совпадают, значит, в чем-то испытывают дети трудности в привыкании к школьной жизни, к выполнению требований.

Почему 1, 2-й класс самый трудный и сложный этап в жизни ребенка? Потому, что от ребенка требуется одновременно осваивать учебную деятельность и приобретать навыки самоорганизации. Чтобы радостные ожидания школьника не оказались омраченными, важно правильно объяснять ему, что в школе нужно не столько играть, бегать (как это было в д/саду), сколько много и серьезно трудиться. Что учитель – добрый и строгий человек.

Сможет ли сам ребенок стать организованным, дисциплинированным, ответственным, если на данный момент у него другие желания – поиграть, получить удовольствие, побегать, пошуметь? Ведущей деятельностью дошкольника была игра, был мотив «Делаю, что хочу», а в 1-м классе она переходит в другую деятельность – учебную, и мотив «Я должен». Но сам по себе этот переход не происходит. Основная задача родителей в этом плане – приучение.

Как приучить ребенка быть самостоятельным, ответственным за свои поступки, организованным? Какими воспитательными приемами мы, как родители, пользуемся?

Обсудим пример: «Мама звонит домой и говорит: «Математику сделай на карандаш, к письму без меня не прикасайся!»

Как вы считаете, правильно мама поступает? Или когда родители собирают портфель? Или когда говорят: «Мы пошли в школу, мы сделали уроки»?

Таким образом, родитель берет на себя ответственность, снимает ответственность с ребенка. Как родитель должен поступить в этом случае? Дайте ребенку возможность учиться на своих ошибках, не предупреждайте все промахи заранее. Необходимо научить ребенка самому планировать свои дела и отчитываться перед родителями за них. Обговаривать с ребенком орг.моменты. Но обсуждения не должны быть негативными (ругань, нотации). Очень важно поддерживать в ребенке радость познания нового. Какой вопрос вы обычно задаете своему ребенку, когда он приходит из школы? (какую оценку получил?). Но правильный подход к ребенку будет в том случае, когда первый вопрос будет таким: «Чему ты научился? Что нового, интересного узнал сегодня в школе?»

И не стоит метать над головой младшего школьника громы и молнии за двойку или тройку. Полезнее тут же выяснить причину неудачи и вместе с ним попытаться исправить положение.

Но если мы начинаем ругать, кричать, то ребенок не получает удовольствия от учебы. Прогноз принуждения – печален, в будущем может привести к тому, что интерес к новому пропадет, познавательные интересы не сформируются и в 6-7 классе мы можем получить плачевный результат: предлагается заслушать ответы на вопросы ученицы 6-го класса.

Вывод: ярко выраженный негативизм, т. е. отказ от учебной деятельности, негативное, агрессивное отношение к учебе, к школе в целом, отсутствие познавательных интересов. Почему так получилось? Возможно, это результат нравоучений со стороны взрослых (родителей, учителей), нотаций, когда желание учиться было отбито чрезмерной тревогой и ответственностью взрослых.

Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить их в том, что неталантливых детей не бывает.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Все искренне любят своих детей, но многие не умеют проявлять свою любовь.  Каждый родитель знает, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.

Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок  усваивает, прежде всего, в семье. Если его любят, с ним считаются,  разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров и счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.

Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки, ребенок  болеет, становится нервным и раздражительным. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета.

(Предоставляется слово врачу)

Чтобы ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.

2. Психологическое упражнение «Каким я был(а) в детстве?»

Психолог. Очень часто взаимоотношения взрослого с ребенком строится по принципу «красного карандаша». Т.е. взрослый указывает на ошибки, которые совершает ребенок, подчеркивая несостоятельность ребенка. Ребенок мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослые ответили применением силы. «Поставили ребенка на место» - мы сильнее, у нас есть система угроз и санкций. Однако такой способ реанимирования чаще всего оказывается непродуктивным, сеет в душе ребенка зерна обиды, которые прорастают мстительностью. В ответ мы получаем достаточно серьезные выходки, которые могут последовать через 2 часа, 2 дня, 2 недели, 2 года, но обязательно последуют.

Задание группе: «Вспомните, пожалуйста, случай из своего детства, когда вы продемонстрировали именно такое поведение. В каких формах это выразилось?»

Проявления: прямые физические акты насилия, драки; непрямые акты насилия, портят что-то, ломают ваши любимые вещи.

Как реагировать на такого рода нарушения поведения?

Работа в группах. Предполагаемые результаты:

1. Трудно прекратить такое поведение здесь и теперь, но главное – не усугублять агрессией по отношению к ребенку.

2. Необходимо выстроить систему взаимодействия с ребенком таким образом, чтобы ребенок чувствовал принятие, внимание, уважение.

Рефлексия.

3. Притча «О бабочке»

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу.  Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках». 

В моих руках «волшебная коробочка», я подойду к каждому из вас, и положу в ваши ладони бабочку, а вы согрейте ее теплом своих рук. Представьте, что бабочка в ваших ладонях – это ваш ребенок. И только от вас зависит его жизнь. Если вы захотите, вы сомкнете плотнее ладони – искалечите и сломаете ему жизнь, а если разомкнете ладони, то позволите увидеть ему весь мир. Поднимите бабочку выше и позвольте ей увидеть красоту голубого неба, дайте ей возможность ощутить ласковое тепло солнца, почувствовать прикосновение прохладного ветра и свежесть дождевых капель. Только мы взрослые можем дать возможность развиваться детям в здоровой семье, в окружении любви, ласки и гармонии.

 Упражнение 4. "На сегодняшнем занятии я..."

Все участники по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что вы сейчас чувствуете? Что особенно понравилось? Что вы заберете с собой?

Свои высказывания начинают со слов: "На сегодняшнем занятии я..."
Заканчивается занятие ритуалом: все берутся за руки и дарят друг другу самую добрую на свете улыбку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Психологические и физиологические особенности детей на начальном этапе обучения

Автор: Францева Лариса Анатольевна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА    «ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» "
    ["seo_title"] => string(154) "obobshchieniie-opyta-igrovaia-motivatsiia-kak-faktor-povyshieniia-effiektivnosti-uchiebnogo-protsiessa-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia-angliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164569"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422648362"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Беседа на родительском собрании на тему «Трудности адаптации перехода детей из детского сада в школу» "
    ["seo_title"] => string(112) "biesieda-na-roditiel-skom-sobranii-na-tiemu-trudnosti-adaptatsii-pieriekhoda-dietiei-iz-dietskogho-sada-v-shkolu"
    ["file_id"] => string(6) "194430"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427779586"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "внедрение футбола в образовательный процесс "
    ["seo_title"] => string(49) "vniedrieniie-futbola-v-obrazovatiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "138495"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства