Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Роль игрушек в гендерной социализации дошкольников"»
РОЛЬ ИГРУШЕК В ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Составила: Неясова Н.В.
Принципы построения развивающей среды в ДОУ:
дистанции, позиции при взаимодействии;
активности, самостоятельности, творчества;
стабильности – динамичности;
комплексирования и гибкого зонирования;
эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации;
открытости – закрытости;
учёта половых и возрастных различий детей.
Принцип учёта половых различий детей
Представляется как предоставление возможностей для любимых игр с игрушками и занятий как мальчикам, так и девочкам.
*Развивающие игрушки, игры, пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательными прежде всего для них, но по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки…) они должны быть равноценными для обоих полов.
*Среда развития должна помогать детям реализовывать интересы, наклонности, способности. Ребёнок знает, где лежит любимая игра или игрушка.
*В группе ДОУ необходимо организовать пространство для игр мальчиков, девочек, совместных игр.
*Наполнение игрушками и игровым оборудованием групповой комнаты должно позволять ребёнку делать открытия, фантазировать, становиться героем придуманных сюжетов, реализовывать свои половозрастные потребности в самостоятельной и организованной деятельности.
Учёт психологических портретов мальчиков и девочек при подборе игр, игрушек, игрового оборудования
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» – кукол, украшения – играют в ограниченном пространстве, в уголке.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель… Им требуется большее пространство, чем девочкам.
Девочки лучше чувствуют и понимают назначение вещи, её пользу в быту.
У мальчиков склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.
Сломанную игрушку девочка отбрасывает в сторону, как негодную вещь. Как правило, используют игрушки по назначению.
Мальчики больше интересуются устройством вещей. Нередко они смотрят как она устроена, так и не использовав её в деле. Могут использовать игрушку не по назначению, находя ей неожиданное применение.
В конструктивных играх девочки действуют по образцу. Они строят дома с мебелью, предметами быта, украшениями.
Мальчики проявляют большую изобретательность: строят города, вокзалы, железные дороги.
Полоразвивающую предметную среду составляют:
*Мини – центры, содержащие материалы, необходимые для выполнения мужских и женских домашних дел: для мальчиков «мастерские» с набором простых инструментов, плотной бумагой, клеем, ножницами…; для девочек – уголок «маленькая хозяйка», где есть столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья и салфеток, тазик для стирки кукольного белья и мытья игрушек, шкафы с посудой…
*Куклы – мальчики и куклы – девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, позволяющими выполнять различные социальные роли (кукла – хозяйка, кукла – мать, кукла – леди, кукла – мастер…)
*Атрибуты для сюжетно – ролевых игр. сюжетно – ролевые игры способствуют закреплению гендерных стереотипов, позволяют заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.
*Схемы действий, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола, сюжетные картинки, показывающие смелые, добрые поступки, заботливость, силу…
*Материалы, которые могут потребоваться девочкам для игры «Ателье»: лоскутки, нитки, ножницы, мел, карандаши, лекала, иглы, картонные куклы, журналы мод…
*Уголок красоты, где ребёнок может привести себя в порядок.
*Мини – центр этикета, в котором сосредоточены различные вещи: костюмы, шляпы, галстуки, цветы, музыкальные игрушки и многое другое, необходимое для организации игр «Театр», «Званный обед», «Концерт», «Знакомство» и т.п. в ходе которых ребёнок изучает способы мужского и женского поведения в различных ситуациях;
*Макеты квартир, которые обустраивают девочки, а мальчики изготавливают для них мебель.
Игрушки должны быть безопасными для физического здоровья детей и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
*При покупки игрушки необходимо обязательно убедиться в наличии :
*Вновь приобретённые игрушки перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой.
(игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки не рекомендуют детям до года, т.к. они сложны в обработке)
*Игрушки должны обеспечивать всестороннее развитие ребёнка.
*Игрушки должны обеспечивать психическую безопасность ребёнка.
Следует ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
провоцируют ребёнка на агрессивные действия;
вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнёры;
вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
провоцируют ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Соблюдение этих требований способствует полноценному развитию личности ребёнка и формированию его полоролевых представлений.
Педагогически ценные игрушки должны обладать следующими качествами:
1.Полифункциональность:
игрушки могут быть использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях.
2.Возможность применения игрушки в совместной деятельности:
игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры…
3.Дидактические свойства игрушки:
игрушки, несущие в себе способы обучения конструированию, ознакомлению с цветом и формой…
4.Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов:
эти игрушки являются средством художественно – эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства, знакомят с народным художественным творчеством.
Создание игровой зоны для ребёнка в семье
Для игровой зоны ребёнка необходимо отвести определённое место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.
Игровое оборудование должно быть устойчивым и прочно закреплено.
Не должно быть избытка игрушек и материалов.
Игрушки и материалы, размещённые на открытых местах, должны создавать приятную для глаз цветовую гамму.
Желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности.
Необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала («игрушек-заместителей).
Игрушки, которые перестали быть интересными для ребёнка могут на время убираться.
Необходимо приучать ребёнка убирать игрушки на свои места после игр и занятий.
Взрослым необходимо поддерживать игры детей и принимать в них участие.
ЛИТЕРАТУРА
Н.А.Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» – методическое пособие.
А.М.Щетинина, О.И.Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» – методическое пособие.