Консультация "Интеграция художественно-эстетического развития дошкольников"
Консультация "Интеграция художественно-эстетического развития дошкольников"
МБДОУ детский сад №13 «Росинка»
г. Каменск-Шахтинский Ростовской области
музыкальный руководитель Гордеева Е.Н.
Консультация
музыкального руководителя для педагогов ДОУ
«Интеграция художественно-эстетического
развития дошкольников»
Довольно продолжительное время в дошкольной педагогике преобладал дифференцированный, узко-специализированный подход в области художественно-эстетического развития, направленный на освоение ребенком навыков и умений в различных областях искусства. В последующие десятилетия среди ученых и практиков наметилось устойчивое стремление к синтезу (объединению) искусств, когда с помощью педагога ребенок устанавливает связи музыки, литературы, живописи, движения, и искусства становятся для него целостным способом познания мира и самореализации.Перед современной педагогикой остро стоит задача формирования творческой личности.
Наиболее эффективным путем для достижения этой цели является интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством. Под термином «интеграция» мы понимаем не только синтез, но и взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение различных видов искусства. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, на различные органы его чувств, что способствует наиболее полному и глубокому восприятию художественных образов. Интегративность предполагает создание условий для интеллектуального, социально-нравственнного развития детей, их двигательной активности. Она уводит с позиции пассивного усвоения ребенком навыков, умений, знаний на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности.
Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность: рисование, ручной труд, сочинение песен, историй, рассказов на заданную тему, музыкально-игровые и инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. На таких занятиях педагог без механического заучивания уточняет знания детей, дополняет их новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в литературе, музыке, живописи, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, выводит их к творчеству в практической деятельности. «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться», - писал М. Пришвин. Таким образом, интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют яркие положительные эмоции.
В образовательном процессе интеграция предполагает соединение знаний из различных областей на основе одной сквозной темы, образа или сюжета. Тематика интегрированных занятий может иметь широкий диапазон: времена года, растительный или животный мир, история, экология. Разрабатывая методику их проведения, необходимо учитывать, что художественный образ должен рассматриваться взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать как одно и то же явление отражается в различных видах искусства, какие выразительные средства использовали композитор, художник, поэт.
Определившись с тематикой занятия, педагог подбирает соответствующий музыкальный ряд (произведения русских и зарубежных композиторов, народная музыка, песенный материал, звуки природы),параллельно работает над созданием художественного ряда. Это могут быть репродукции картин художников разных жанров – пейзажи, портреты, натюрморты, абстракция, рисунки, фотоработы. Художественный ряд дополняется видеорядом (слайды, мультфильмы, кинофрагменты). Поэтический ряд, как правило, представлен произведениями русских поэтов, отрывками из литературных произведений.
Для установления ассоциаций художественного образа с цветовой гаммой целесообразно использовать цветные карточки. С их помощью определяются холодные и теплые тона, психологическая характеристика цвета ( красный – агрессия, тревога; желтый – веселье; фиолетовый – торжество, волшебство; розовый - радость).
Для самостоятельного ориентирования в выборе элементов костюма можно предложить детям цветные шарфы, ленты и другие атрибуты. При выполнении пластических этюдов детям предоставляется возможность импровизации, свобода в выборе жестов, мимике, раскрепощенном движении. Побуждая воплотить свои фантазии в музыке, педагог предлагает сочинить мелодии, несложные песенки.
На заключительном этапе детям нужно дать возможность передать полученные в ходе занятия впечатления и эмоции в художественной деятельности. Техника при этом может быть разнообразной ( цветовые пятна, линии, граттаж, аппликация, плетение, работа с тестом). В конце занятия педагог и дети обмениваются впечатлениями, рассматривают и обсуждают выполненные работы.
Интегрированные занятия могут быть как отдельными, так и объединены в циклы. Например, младший возраст – сюжетные занятия «Бычок Буня», средний возраст – «Музыка и настроение», «Холод и тепло», «Добро и зло», старший возраст - «Весенние фантазии», «Женский портрет».
Интегрированные занятия, в отличии от традиционных, более сложные по насыщенности. Они требуют серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность занятия составляет 30-45 минут, в зависимости от темы, его задач и, конечно, возраста детей. Проведение таких занятий возможно и успешно при согласованности работы и тесном взаимодействии всех специалистов и педагогов дошкольно-образовательного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Интеграция художественно-эстетического развития дошкольников"»
МБДОУ детский сад №13 «Росинка»
г. Каменск-Шахтинский Ростовской области
музыкальный руководитель Гордеева Е.Н.
Консультация
музыкального руководителя для педагогов ДОУ
«Интеграция художественно-эстетического
развития дошкольников»
Довольно продолжительное время в дошкольной педагогике преобладал дифференцированный, узко-специализированный подход в области художественно-эстетического развития, направленный на освоение ребенком навыков и умений в различных областях искусства. В последующие десятилетия среди ученых и практиков наметилось устойчивое стремление к синтезу (объединению) искусств, когда с помощью педагога ребенок устанавливает связи музыки, литературы, живописи, движения, и искусства становятся для него целостным способом познания мира и самореализации. Перед современной педагогикой остро стоит задача формирования творческой личности.
Наиболее эффективным путем для достижения этой цели является интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством. Под термином «интеграция» мы понимаем не только синтез, но и взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение различных видов искусства. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, на различные органы его чувств, что способствует наиболее полному и глубокому восприятию художественных образов. Интегративность предполагает создание условий для интеллектуального, социально-нравственнного развития детей, их двигательной активности. Она уводит с позиции пассивного усвоения ребенком навыков, умений, знаний на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности.
Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность: рисование, ручной труд, сочинение песен, историй, рассказов на заданную тему, музыкально-игровые и инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. На таких занятиях педагог без механического заучивания уточняет знания детей, дополняет их новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в литературе, музыке, живописи, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, выводит их к творчеству в практической деятельности. «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться», - писал М. Пришвин. Таким образом, интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют яркие положительные эмоции.
В образовательном процессе интеграция предполагает соединение знаний из различных областей на основе одной сквозной темы, образа или сюжета. Тематика интегрированных занятий может иметь широкий диапазон: времена года, растительный или животный мир, история, экология. Разрабатывая методику их проведения, необходимо учитывать, что художественный образ должен рассматриваться взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать как одно и то же явление отражается в различных видах искусства, какие средства использовали композитор, художник, поэт.
Определившись с тематикой занятия, подбирают соответствующий музыкальный ряд (произведения русских и зарубежных композиторов, народная музыка, песенный материал, звуки природы). Параллельно работают над созданием художественного ряда. Это могут быть репродукции картин художников разных жанров – пейзажи, портреты, натюрморты, абстракция, рисунки, фотоработы. Художественный ряд дополняется видеорядом (слайды, мультфильмы, кинофрагменты). Поэтический ряд, как правило, представлен произведениями русских поэтов, отрывками из литературных произведений.
Для установления ассоциаций художественного образа с цветовой гаммой целесообразно использовать цветные карточки. С их помощью определяются холодные и теплые тона, психологическую характеристику цвета ( красный – агрессия, тревога; желтый – веселье; фиолетовый – торжество, волшебство; розовый - радость).
Для самостоятельного ориентирования в выборе элементов костюма можно предложить детям цветные шарфы, ленты и другие атрибуты. При выполнении пластических этюдов детям предоставляется возможность импровизации, свобода в выборе жестов, мимике, раскрепощенном движении. Побуждая воплотить свои фантазии в музыке, педагог предлагает сочинить мелодии, несложные песенки.
На заключительном этапе детям нужно дать возможность передать полученные в ходе занятия впечатления и эмоции в художественной деятельности. Техника при этом может быть разнообразной ( цветовые пятна, линии, граттаж, аппликация, плетение, работа с тестом). В конце занятия педагог и дети обмениваются впечатлениями, рассматривают и обсуждают выполненные работы .
Интегрированные занятия могут быть как отдельными, так и объединены в циклы. Например, младший возраст – сюжетные занятия «Бычок Буня», средний возраст – «Музыка и настроение», «Холод и тепло», «Добро и зло», старший возраст - «Весенние фантазии», «Женский портрет».
Интегрированные занятия, в отличии от традиционных, более сложные по насыщенности. Они требуют серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность составляет 30-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей. Проведение таких занятий возможно и успешно при согласованности работы и тесном взаимодействии всех специалистов и педагогов дошкольно-образовательного учреждения.