kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по организации инклюзивного пространства в образовательной среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию  образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по организации инклюзивного пространства в образовательной среде »


Общеобразовательная школа I-III ступеней №34 Симферопольского городского совета Республики Крым








Проект
по организации инклюзивного пространства
в образовательной среде













Автор-разработчик:
Смолянина Светлана Викторовна,
педагог-психолог







2014год

Содержание

 

Введение 3

1.   Стратегия достижения поставленной цели 11

1.1.   Механизм реализации проекта 12
2. Реализация проекта 14
2.1. План мероприятий по реализации проекта 14
2.2.  Ожидаемые результаты 19
2.3. Риски 22
Вывод 23
Литература 24





















ВВЕДЕНИЕ

«… Если мы не можем покончить с

нашими отличиями, мы, по крайней

мере, в состоянии сделать мир местом,

безопасным для многообразия»

Джон Фицджеральд Кеннеди


Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

В нашей школе с 2012 года организован класс инклюзивно обучения и до сегодняшнего дня он функционирует. Появилась потребность в создании условий для образования ребенка с ЗПР и детей с ОВЗ.

В этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения таких детей, проведена психолого-педагогическая диагностика обучающихся, начата работа по ревизированию имеющегося диагностического инструментария и созданию банка данных педагогических диагностик.

На следующем этапе работы были разработаны карты наблюдений, листы достижений для детей с задержкой психического развития и особыми образовательными потребностями, усовершенствованы индивидуальные образовательные маршруты. Педагоги повышали теоретический уровень по вопросам инклюзивного обучения через самообразование и образовательные семинары, проводимые специалистами ИРЦ и в школе.

Назрела необходимость в короткие сроки создавать условия для интеграции детей с ОВЗ в обычный класс. Учителя изучили содержание образовательной программы для детей с ЗПР, внесли дополнения в календарно-тематические планы (изменили количество часов на прохождение тем и объём изучаемого материала для детей с ЗПР). Были составлены индивидуальные образовательные маршруты с учётом проблем каждого интегрированного ребёнка. Для повышения эффективности обучения учащихся учителя на уроках оказывали индивидуальную помощь, использовали дополнительные упражнения, наглядные пособия, индивидуальные карточки, вводили как словесные, так и наглядные планы – алгоритмы, схемы, создавали ситуации успеха на уроках, учитывали индивидуальный темп выполнения задания ребёнком с ЗПР, дозировали объём домашних заданий. В инклюзивном классе есть тьютор, который сопровождает ребенка с ЗПР на тех уроках, на которых он испытывает трудности, и оказывает различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, а где и обучающую. Также был разработан режим проведения коррекционно-развивающих занятий, которые были вынесены за пределы максимальной нагрузки. В это время с детьми с ОВЗ работают психолог и логопед. Ребенок с ЗПР посещает логопедические занятия по преодолению нарушений письменной речи. Так же посещает коррекционные занятия, проводимые психологом.

Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, обучающихся в обычных классах (в 2014-2015 учебном году в школе будет обучаться инклюзивно 2 детей с ЗПР и 1 ребёнок – инвалид с ДЦП). Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода. На данный момент мы видим, что недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ, привлечения их к активному участию и сотрудничеству. Для нас важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с инвалидностью в школу.

Цель проекта:
создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья с их последующей успешной интеграцией в общество

Задачи проекта:

1.Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
2. Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении.
3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
5. Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.

6.   Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

7. Совершенствовать систему оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация проекта рассчитана на 2012 - 2016 годы и далее: с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с задачами и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.

Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, педагогами, специалистами сопровождения ОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом)

Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители, педагоги, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед, тьютор)

Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ

Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного образования для детей с ОВЗ

Гипотеза: дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.

Методы:

  • Педагогическое наблюдение.

  • Анкетирование

  • Диагностирование

  • Коррекционный мониторинг

Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации (ош №34) ориентирован для решения сложной проблемы обучения детей с ОВЗ, детей с инвалидностью в условиях общеобразовательной школы, их социальной адаптации в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Построение эффективной  модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит  решать проблемы  внутри  образовательной  среды учреждения. Новизна работы заключается в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в обеспечении доступности качественного образования детей с задержкой психического развития и детей с инвалидностью в общеобразовательном учреждении.

Описание проекта:

Актуальность проблемы проекта обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность детей с особыми образовательными потребностями.
Существующие виды и формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не учитывают современного состояния проблемы вариативного воспитания и обучения таких детей. При этом реализация мероприятий проекта позволяет не только расширять диапазон оказываемой комплексной помощи детям, но и апробировать и внедрять инновационные модели воспитания и обучения «особых» детей, реализация которых способствует их гармоничному развитию, социализации, становлению личности с последующей успешной интеграцией в общество.
Инновационный характер реализуемого проекта обусловлен тем, что к процессу комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья привлекаются все участники образовательного процесса (педагоги, специалисты в сфере коррекции, администрация ОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья, родительская общественность). В рамках реализации проекта апробируются и внедряются различные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются адаптированные программы обучения, коррекции и реабилитации с использованием механизма постепенной интеграции ребенка в образовательное пространство. 
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь 2012-декабрь 2013 года) 
На подготовительном этапе осуществлялось изучение научно-педагогической литературы по проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья, нормативно-правовая база, осуществлен подбор блока диагностических методик, анализ количественно-качественных данных, изучен опыт организации моделей инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработана модель ранней диагностики ограниченных возможностей у детей.
2. Экспериментально-апробационный этап (январь 2014г.- август 2015г.)
На экпериментально-апробационном этапе осуществляется разработка, апробация и внедрение программ комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений общего образования, разрабатывается модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом типа дизонтогенеза, уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. На данном этапе организована работа по непрерывному повышению квалификации специалистов, реализующих программы комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза.
3. Внедрение (сентябрь 2015г. – и далее)
На этапе внедрения должна быть продолжена работа по совершенствованию технологий комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений общего образования, проведено общественное обсуждение проекта, реализован цикл обучающих семинаров, мастер-классов и конференций по обобщению опыта реализации мероприятий проекта в системе образования Республики Крым, изданы методические сборники из опыта апробации и внедрения программ оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрены модели непрерывного повышения квалификации и специалистов, реализующих программы комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза. 
Ресурсное обеспечение проекта включает в себя следующие компоненты: материально-технический, информационный и кадровый.
Материально-технический компонент
Материально-техническое обеспечение проекта осуществляется на базе общеобразовательной школы, в составе которой функционируют кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинский кабинет, тренажерный зал, актовый зал, спортивный зал.
Информационный компонент
Реализация информационного компонента проекта осуществляется посредством установления обратной взаимосвязи с участниками проекта через интернет-сайт, издания научно-методических сборников и проведения научно-практических семинаров, мастер-классов и круглых столов.
Кадровый компонент
Реализация мероприятий проекта осуществляется с привлечением специалистов, в т. учителей – 14 чел. (высшая квалификационная категория – 4чел., первая квалификационная категория – 8чел., вторая квалификационная категория - 2чел.), педагогов-психологов – 1чел. (высшая квалификационная категория), социальных педагогов – 1чел. (первая квалификационная категория) учителей-логопедов-1чел., педагогов-организаторов – 1чел. (первая квалификационная категория), Тюдор – 1чел., Из специалистов, участвующих в реализации проекта ученых степеней и почетных званий нет.





























  1. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

 Реализация проекта рассчитана на 4 года с выделением следующих этапов: 

Сроки

реализации

Название этапа и мероприятия

по его реализации

Сентябрь-декабрь

2012-2013г.

Подготовительный этап

задачи:

1.Совершенствование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.

2. Накопление банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, округе.

3.Выстраивание многоуровневой системы повышения квалификации (область, район, город).

2014 - 2015г.

Деятельностный этап

задачи:

1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

2.Совершенствование базового пакета документов инклюзивного образования.

3.Формирование и деятельность творческой группы в ОУ по вопросам инклюзивного образования.

4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.

2016г.

Рефлексивный этап

задачи:

1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.

2. Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования.

 

В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы школы.  

    1. Механизм реализации проекта

Мероприятия проекта направлены на улучшение модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

Нормативно-правовое обеспечение: разработка локальных актов

(внесение дополнений в положение об инклюзивном классе, требования к рабочим программам и программам дополнительного образования, должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивную практику).

Финансовое обеспечение: совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

Кадровое обеспечение: повышение квалификации педагогов по интегрированному (инклюзивному) образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.

Методическое обеспечение: разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей - инвалидов.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования:

( размещение раздела об инклюзивном образовании детей с ОВЗ на школьном сайте, публикации, лектории; укрепление социального партнёрства, работа с общественностью).

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с разными образовательными потребностями.

  • Организация системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

  • Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

  • Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ.























  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
    2.1. План реализации мероприятий проекта

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственные

Нормативно - правовое обеспечение

    1. Разработка локальных актов:

- внесение дополнений в положение об инклюзивном классе;

- требования к рабочим программам и программам дополнительного образования;

- должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивное обучение

- заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с ОВЗ

В течение двух лет









директор











Финансовое обеспечение

2.1.Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

В течение времени реализации проекта



директор

Кадровое обеспечение

3.1. Повышение квалификации педагогов школы по интегрированному обучению.

В течение времени реализации проекта

зам. директора по УВР

3.2. Создание системы научно – методического сопровождения педагогов:

  • проведение обучающих (стартовых) и тематических семинаров по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей – инвалидов в ОУ;

  • проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ОУ в условиях интегрированного/ инклюзивного образования;

  • участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с ОВЗ;

  • изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с ОВЗ.





1год реализации проекта



















зам. директора по УВР, педагог-психолог
















Методическое обеспечение

4.1.Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ

В течение двух лет

зам. директора по УВР


4.2 Совершенствование содержания и технологий образования детей с ОВЗ

В течение двух лет

зам. директора по УВР

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

5.1. Приобретение мебели, игрового и технического оборудования.

В течение времени реализации проекта

директор

5.2 Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями

В течение двух лет


5.3 Введение элементов безбарьерной среды

В течение двух лет

директор

6. Информационное обеспечение

6.1.Создание раздела об инклюзивном обучении детей с ОВЗ, детей – инвалидов на школьном сайте, размещение публикаций по данному опыту работы на школьном сайте

В течение двух лет

директор

6.2 Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью

В течение двух лет

директор

7. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

7.1. Внедрение системы сопровождения детей с ОВЗ

В течение года

зам. директора по УВР

7.2. Организация тьюторского сопровождение детей с ОВЗ.

В течение двух лет

зам. директора по УВР

7.3. Комплексная диагностика детей с ОВЗ с целью определения вида интеграции в образовательное пространство.

В течение времени реализации проекта

зам. директора по УВР,

председатель школьного ПМПк,

педагог - психолог

7.4. Создание системы мониторинга и учета детей с ОВЗ.

В течение года

зам. директора по УВР

7.5. Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду.

В течение времени реализации проекта


зам. директора по УВР


7.6. Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с ОВЗ.

В течение года

зам. директора по УВР


8. Создание толерантной среды в ОУ

8.1. Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВ и нормально развивающихся сверстников.

октябрь-декабрь 2012г.

зам. директора по УВР



8.2. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

В течение времени реализации проекта


зам. директора по УВР


8.3. Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».

В течение времени реализации проекта


педагог - организатор

8.4 . Работа с родителями.

Организация работы родительского лектория в ОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования.

В течение времени реализации проекта


зам. директора по ВР


8.5. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ:

с родителями детей-инвалидов;

педагогами ОУ;

обучающимися ОУ.

В течение времени реализации проекта


педагог - психолог


8.6.Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

В течение времени реализации проекта

педагог - организатор

9. Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ

9.1. Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми ОВЗ, детьми - инвалидами;

В течение времени реализации проекта


педагог-психолог


9.2. Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии;

В течение времени реализации проекта


зам. директора по УВР

9.3. Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования;

В течение времени реализации проекта


зам. директора по УВР


9.4. Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательной среде ОУ)

В течение двух лет

зам. директора по УВР



2.2. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели


 Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ

 

Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов


Включенность обучающихся с ОВЗ

в реализацию различного вида конкурсов


Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах


Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса


Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ, работа творческой группы.


Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ

Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио.

Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.


Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников, Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;


Организация работы родительского лектория в ОУ, психологические тренинги, проведение анкетирования родителей

Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ



Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров.



Далее необходимо отметить что:
1. Разработанные, апробированные и внедренные в рамках проекта методики и технологии позволяют включить в организованный педагогический процесс и социализацию тех детей, которые раньше оставались на плечах только своих родителей и учреждений социальной защиты. Дети с ЗПР и с инвалидностью имеют возможность не только обучаться в специализированной педагогической среде, общаться со сверстниками, но и развивать свои потенциальные способности, адаптироваться и социализироваться в современном обществе.
2. Происходит расширение диапазона образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий вариативного образования (дистанционное, инклюзивное и пр.).
4. Реализован принцип доступности всех видов образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от типа дизонтогенеза. 
5. Активно внедряются в целостный педагогический процесс системы образования технологии личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 
6. Внедрены в педагогический процесс технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Постоянно повышается уровень социальной компетентности среди родительской общественности посредством проведения тематических родительских собраний, мастер-классов, индивидуальных консультаций.
8. Апробирована и внедрена адаптированная модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей и зоной ближайшего развития.
Реализация проекта поддерживается родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогами и общественными организациями.

2.3. Риски

  1. Система инклюзивного образования не замещает специального образования, а лишь создает условия для соблюдения Закона об образовании в части права родителей на выбор образовательного учреждения и программы обучения для ребенка.

  1. Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения образовательного учреждения соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием.

  2. Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами.

  3. Включение ребенка в инклюзивное образование невозможно без согласования со специалистами ПМПК, родитель не всегда может реально оценить возможность получения инклюзивного образования.

  4. Возможное неполное освоение учебных программ. Необходимость индивидуальных учебных планов для «включенных» детей.

  5. Отсутствие гибкой системы оценивания достижений учащихся с ОВЗ, заложенной в стандартах.



























ВЫВОД

Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся. При этом дети обучаются в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В результате реализации проекта будет развиваться модель инклюзивной образовательной среды школы.

Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тиражирования опыта среди коллег.

Проанализировав деятельность школы за последние три года, можем отметить, что есть понимание того, как реализовывать заданное направление, разработаны отдельные нормативные документы, есть реальные наработки и есть результаты, которые, конечно, не носят глобального характера. ОУ имеет содержательный ресурс для развития инклюзивного подхода: опыт педагогов школы по обучению и сопровождению детей с ЗПР в инклюзивных классах. Есть педагоги, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ. Также с детьми с особыми образовательными потребностями работают педагог - психолог, учитель - логопед, социальный педагог. Для организации сопровождения детей в условиях образовательного учреждения функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В ОУ существует система обучения, отражающая индивидуальные продвижения ребёнка























ЛИТЕРАТУРА

1.Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.

livejournal.com/2188.htm

2. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., 1993.

3. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовской, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени и др. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

4.«Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра» Брошюра по материалам конференции. Самара   2007г

5.«Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви

6.Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip

7.«Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития» В.А.Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»

8.Поварницына В.А. Воспитателю о развитии личности ребенка // Федеральная целевая программа "дети-сироты". Курган, "Германия", 1995- 61 с.

9.Попугаева М.К. Как помочь ребёнку с задержкой психического развития.// Начальная школа. - 1998. - №5. – с. 94-96.

10.Смелик В.А. Особенности обучения детей с задержкой психического развития.// Начальная школа. - 1994. - №4. – с. 10-11.

11.Специальная педагогика./ Под ред. Н.М.Назаровой. - Москва Академ А, 2001. 400 с.

12. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР./ Под ред. С. Г. Шевченко. - Самара. 1998.





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по организации инклюзивного пространства в образовательной среде

Автор: Смолянина Светлана Викторовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Анализ работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов"
    ["seo_title"] => string(72) "analiz_raboty_po_organizatsii_distantsionnogo_obucheniia_detei_invalidov"
    ["file_id"] => string(6) "477051"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1535998214"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial-naia-rieabilitatsiia-dietiei-s-ogranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "143372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418530310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства