kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Реализация принципов включения в инклюзию учащихся с РАС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.

Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания

условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их

сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной

задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся

с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.

           Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.

          Цели и задачи методических рекомендаций.

          Целью данных методических рекомендаций является оказание содействия педагогическим работникам в проведении мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди школьников.

           В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи:

¾ определение теоретических основ формирования толерантных установок у обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью;

¾ совершенствование умений по разработке структуры «Уроков доброты» и содержания каждого его этапа;

¾ характеристика особенностей людей с инвалидностью;

 ¾ характеристика способов сопровождения обучающихся с ОВЗ;

¾ определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.

            Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.

               Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.

              Организация Уроков Доброты в ходе интерактивного обучения предусматривает децентрализацию позиции педагога. Он лишь регулирует процесс и занимается организацией занятия (готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения и анализа, контролирует работу на каждом этапе занятия).

               Основными формами организации занятий должны быть: Case-study (анализ конкретных ситуаций) Мини-лекция Дискуссия Дебаты Мозговой штурм (брейнсторм) Деловая игра Мастер класс Дискуссионная технология «Аквариум» Социально-психологический тренинг Методика «Займи позицию» Групповое обсуждение Методика «Дерево решений» Методика «Попс-формула» Выбор формы занятия осуществляется с учетом возраста обучающихся.

На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий. Длительность одного занятия для обучающихся 1-4 классов – 30-35 минут, для обучающихся 5-11 классов - 45 минут.

               Рекомендуемое количество детей на занятии 20-25. При большей наполняемости класса возможно расширение количества участников при условии деления их на подгруппы при выполнении практических заданий.

              Периодичность Уроков Доброты определяется образовательной организацией самостоятельно. Рекомендуемая периодичность уроков не менее 1-2 раз в месяц. Курс занятий рассчитан на 12 занятий в течение одного учебного года. Такое количество занятий позволяет изучить особенности каждой нозологической группы из числа людей с ОВЗ, а также включает занятия установочного цикла о понимании инвалидности и занятия итогового цикла, обобщающие знания и представления обучающихся о людях с ОВЗ и своем участии в их жизни.

               Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях образовательной организации, а также вне ее (на спортплощадке, во дворе школы, в другой образовательной организации, на стадионе, в парке и т.д.)

                При проведении урока в помещении класса рекомендуется создать комфортную атмосферу для дискуссии (отодвинуть столы, организовать полукруг, подготовить пространство для безопасного проведения практических тренировок и т.д.) Уроки Доброты должны проводить подготовленные педагоги, знающие особенности людей с ОВЗ и способы общения и взаимодействия с ними.

                  Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности.

                      Необходимым условием проведения уроков является тщательно подготовительная работа. В ходе ее проведения осуществляются подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. Кроме того при подготовке урока должна быть четко определена цель занятия; подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или названия технических средств, используемых людьми с ОВЗ в своей жизнедеятельности; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни.

                   Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Реализация принципов включения в инклюзию учащихся с РАС»»

«Реализация принципов включения в инклюзию учащихся с РАС»



В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.

Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания

условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их

сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной

задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся

с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.

Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.

Цели и задачи методических рекомендаций.

Целью данных методических рекомендаций является оказание содействия педагогическим работникам в проведении мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди школьников.

В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи:

 определение теоретических основ формирования толерантных установок у обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью;

 совершенствование умений по разработке структуры «Уроков доброты» и содержания каждого его этапа;

 характеристика особенностей людей с инвалидностью;

 характеристика способов сопровождения обучающихся с ОВЗ;

 определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.

Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.

Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.

Организация Уроков Доброты в ходе интерактивного обучения предусматривает децентрализацию позиции педагога. Он лишь регулирует процесс и занимается организацией занятия (готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения и анализа, контролирует работу на каждом этапе занятия).

Основными формами организации занятий должны быть: Case-study (анализ конкретных ситуаций) Мини-лекция Дискуссия Дебаты Мозговой штурм (брейнсторм) Деловая игра Мастер класс Дискуссионная технология «Аквариум» Социально-психологический тренинг Методика «Займи позицию» Групповое обсуждение Методика «Дерево решений» Методика «Попс-формула» Выбор формы занятия осуществляется с учетом возраста обучающихся.

На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий. Длительность одного занятия для обучающихся 1-4 классов – 30-35 минут, для обучающихся 5-11 классов - 45 минут.

Рекомендуемое количество детей на занятии 20-25. При большей наполняемости класса возможно расширение количества участников при условии деления их на подгруппы при выполнении практических заданий.

Периодичность Уроков Доброты определяется образовательной организацией самостоятельно. Рекомендуемая периодичность уроков не менее 1-2 раз в месяц. Курс занятий рассчитан на 12 занятий в течение одного учебного года. Такое количество занятий позволяет изучить особенности каждой нозологической группы из числа людей с ОВЗ, а также включает занятия установочного цикла о понимании инвалидности и занятия итогового цикла, обобщающие знания и представления обучающихся о людях с ОВЗ и своем участии в их жизни.

Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях образовательной организации, а также вне ее (на спортплощадке, во дворе школы, в другой образовательной организации, на стадионе, в парке и т.д.)

При проведении урока в помещении класса рекомендуется создать комфортную атмосферу для дискуссии (отодвинуть столы, организовать полукруг, подготовить пространство для безопасного проведения практических тренировок и т.д.) Уроки Доброты должны проводить подготовленные педагоги, знающие особенности людей с ОВЗ и способы общения и взаимодействия с ними.

Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности.

Необходимым условием проведения уроков является тщательно подготовительная работа. В ходе ее проведения осуществляются подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. Кроме того при подготовке урока должна быть четко определена цель занятия; подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или названия технических средств, используемых людьми с ОВЗ в своей жизнедеятельности; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни.

Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.


Список используемых источников:

1. Баряева Л. Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А. П. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб. - Сотис. - 2001.

2. Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов. - Москва, 2012.

3. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос. – 2014. - 256 с.

4. Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушением интеллекта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 7-8 ноября 2012 / под ред. И.М. Яковлевой. – М.: ГБОУ ВПО МГПУЮ 2012.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Реализация принципов включения в инклюзию учащихся с РАС»

Автор: Пизюр Анастасия Юрьевна

Дата: 23.12.2024

Номер свидетельства: 662545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства