по отношению к детям в семье.
Родительский дом и семья являются для несовершеннолетних детей гарантами стабильности и надежности. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения - все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.
Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление. Ежегодно от 1млн. - 4млн. детей терпят жестокое обращение со стороны родителей или других людей. Жестокое обращение с детьми - это одна из наиболее тревожных проблем на сегодняшний день и является одним из основных критериев выделения семьи в группу "крайнего социального риска".
Что можно считать жестоким обращением по отношению к детям? Умышленные действия (или бездействие) родителей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми можно выделить следующие: безработица или низкая материальная обеспеченность; алкоголизм одного или обоих родителей; одиночество или распавшийся брак; слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность; озлобленность родителей или разочарованность в жизни; физическое или психическое переутомление; незрелость родителей; эгоизм родителей, их стремление к развлечениям; отсутствие привязанности к ребенку; чрезмерная требовательность; рождение другого ребенка; большое количество детей; нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака); преждевременно родившийся в браке ребенок, дающий повод для размолвок и разрыва; внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя; ребенок с физическими и психическими недостатками, от которого хотят избавиться.
Таким образом, можно отметить, что в группу риска родителей входят люди, которые сами подвергались насилию в детстве; люди, страдающие психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия); злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; испытывающие экономические и социальные трудности; молодые матери (до 18 лет); семьи со сложным психологическим климатом.
Последствия жестокого обращения с детьми значительны: ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева; суицидальные попытки; задержка в физическом, речевом развитии; нарушение психических состояний (депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность); негативные последствия для развития личности (нарушения "Я" - концепции, формирование модели "любовь всегда связана с жертвой, болью" и выработка защитной "стратегии выживания" реакцией; нарушение способности строить долгосрочные партнерские отношения; формирование негативных черт характера (импульсивность, вспыльчивость, злобность, непредсказуемость, постоянная амбивалентность переживаний; появление привычки (кусание ногтей, вырывание волос).
Можно сделать вывод: если своевременно не изменить социальную ситуацию развития таких детей, это повлечет за собой тяжелые последствия. Изучая литературу и анализируя выше изложенное, актуальность создания программы по профилактике жестокого обращения по отношению к детям очевидна.
Данная программа предназначена для организации профилактической работы, в условиях социально-реабилитационного центра.
На этом этапе проводится диагностическое обследование, которое позволяет выявить несовершеннолетних подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей или других людей. Устанавливаются причины и условия, способствующие возникновению жестокого обращения по отношению к детям. Обследование проводится в индивидуальной форме.
Подготовка и проведение занятий направленных на решение основных задач программы.
Консультативная работа.
Подготовка и проведение повторной диагностик с целью выявления динамики развития. Информирование специалистов, педагогов центра о результатах развивающей работы.
Программа предусматривает групповую форму организации работы.
Тема | Цель | Содержание | Кол-во часов |
1 блок – диагностический Приложение 1 |
1 методика | Определения уровня социальной защищенности несовершеннолетних, выявление фактов жестокого обращения. | Анкета "Характеристики жестокого обращения в семье глазами детей". | 8 часов |
2 методика | Выявление фактов жестокого обращения. | Анкета "Характеристики жестокого обращения в семье глазами взрослых". |
3 методика | Выявление особенностей межличностного взаимодействия в семье. | Графическая беседа для детей "Мой круг общения". |
4 методика | Диагностика когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о жестокости. | Методика для детей "Незаконченные предложения". |
5 методика | Диагностика случаев насилия и жестокого обращения с детьми. | Методика для детей "Письмо другу". |
6 методика | Определение адаптации или дезадаптации, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем. | Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптирована А. К. Осницким). |
7 методика | Выявление ведущих потребностей и мотивов: особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре); особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами; содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка; особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов; агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации; динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников. | Детский апперцептивный тест (CAT) (Леопольд и Соня Беллак). |
8 методика | Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях. | Опросник для родителей и детей "Детско-родительские отношения". |
9 методика | Определение способности воспринимать, понимать состояние ребенка; определение эмоционального фона взаимодействия между родителем и ребенком. | Опросник для родителей "Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия". |
10 методика | Выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка. | Анкета для родителя "Воздействие". |
11 методика | Диагностика нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей. | Цветовой тест Макса Люшера. |
12 методика | Выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье. | "Цветик - восьми цветик". |
13 методика | Выявление адекватности самооценки, степени выраженности у воспитанника личностных качеств в разных группах с оценками других людей (родителей, учителей, друзей) этого же испытуемого. | "Самооценка личности". |
14 методика | Выявление обычного стиля поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. | Опросник Басса - Дарки |
15 методика | Изучение сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. | Методика Рене Жиля |
2 блок – основной (занятия с несовершеннолетними) Приложение 2 |
Занятие 1. "Знакомство". | Способствовать сплочению группы, формирование навыков установления контакта. | Вводная часть. Упражнение "Знакомство". Обсуждение правил. Основная часть. Теоретический материал: "Общение в нашей жизни". Упражнение "Невербальный контакт". Упражнение "Пустой стул". Упражнение "Фигуры". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. | 1 час |
Занятие 2. "Эмоции". | Обучение умению понимать свои чувства и чувства людей, умению рассказать об этом, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | Вводная часть. Упражнение "Визитка". Основная часть. Упражнение "Изобрази радость". Упражнение "Солнечный зайчик". Упражнение "Пиктограмма". Упражнение "Мне грустно, когда …". Обсуждение "Страхи". Упражнение "Гномы". Упражнение "Угадай эмоции". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Улыбка". | 1 час |
Занятие 3. "Мои удачи и неудачи". | Способствовать осознанию своих проблем, попыток их решений и преодолению трудностей. | 1.Вводная часть. Упражнение "Безусловное принятие". 2.Основная часть. Упражнение "События моей жизни". Создание рисунка "Мой жизненный путь". Упражнение "Радость неудачи". Упражнение "Общая метафора". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Спасибо за…". | 1 час |
Занятие 4. "Одиночество". | Учить анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям; способствовать желанию работать над собой, постигать себя. | 1.Вводная часть. Упражнение "Наследство". 2.Основная часть. Упражнение "Он какой". Беседа-рассуждение "Причины одиночества". Анализ ситуации "Пустое место". Презентация "Советы одиноким". Игра "Разговори молчуна". Тестирование. 3.Заключительная часть. Анализ стихотворения С. Махотина "Случайный номер". | 1 час |
Занятие 5. "Ответственность". | Повышать уровень правовой грамотности. | 1.Вводная часть. Игра "Паровозик". 2.Основная часть. Работа с эпиграфом занятия. Работа в группах (по карточкам). Мозговой штурм "Причины правонарушений". Тест "Выявление правонарушений в школьной среде". 3.Заключительная часть. Творческое задание: примеры правонарушений из художественной литературы. | 1 час |
Занятие 6. "Доверие". | Показать, как строятся законы человеческого общества; актуализация личностных ресурсов. | 1.Вводная часть. Упражнение "На мостике". 2.Основная часть. Упражнение "Гипноз". Упражнение "Необитаемый остров". Упражнение "Передача движений". Упражнение "Маятник". Упражнение "Круг доверия". 3.Заключительная часть. Упражнение "Дружественная ладошка". | 1 час |
Занятие 7. "Помоги себе сам". | Закреплять представление о своей уникальности; формировать дружеские отношения между членами группы. | 1.Вводная часть. Упражнение "Скала". 2.Основная часть. Упражнение "Щепка на реке". Упражнение "Волшебная подушка". Упражнение "Карусель общения". Упражнение "Подчеркивание общности". Упражнение "Подчеркивание значимости". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Встреча взглядами". | 1 час |
Занятие 8. "Линия жизни". | Формировать адекватную самооценку, развивать волевые качества. | 1.Вводная часть. Упражнение "Представление партнера". 2.Основная часть. Упражнение "В детстве я хотел быть". Упражнение "Моя жизнь". Упражнение "Моя планета". Упражнение "Через 3 года". Упражнение "Воздушные шары". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Мое будущее". | 1 час |
Занятие 9. "Искусство общения". | Формировать путем создания доверительной атмосферы общения коммуникативные умения у членов группы. | 1.Вводная часть. Упражнение "Репортер". 2.Основная часть. Упражнение "Я начинаю разговор". Упражнение "Нестандартная ситуация". Упражнение "Пишущая машинка". Упражнение "Сиамские близнецы". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Спасибо за…" | 1 час |
Занятие 10. "Добро и зло". | формирование нравственных ценностей, представлений о добре и зле; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра; развитие умения аргументировать свою точку зрения. | 1.Вводная часть. Обсуждение эпиграфа. 2.Основная часть. Мозговой штурм "Добро - это…". Работа по группам (задания по карточкам). Задание "Расшифровка слов". Упражнение "Найди окончание пословицы". Чтение и обсуждение притчи о добре и зле. 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Волшебная палочка". | 1 час |
Занятие 11. "Страхи". | Снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности. | 1.Вводная часть. Вводное слово. Обсуждение темы. 2.Основная часть. Упражнение "Хорошо-плохо". Упражнение "Сундук со страхами". Упражнение "Нарисуй свой страх". Упражнение "Скала успеха". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Этюд "Я не боюсь". | 1 час |
Занятие 12. "Как победить стресс". | Снятие эмоционально – психического и телесного напряжения; развитие умения анализировать и определять свои психологические характеристики. | 1.Вводная часть. Упражнение "Имя + качество". 2.Основная часть. Упражнение "Приветствие инопланетян". Упражнение "Ассоциации к слову стресс". Упражнение "Конфетки - бараночки". Упражнение "Скульптура стресса". Мозговой штурм "Стресс - это хорошо или плохо?". Упражнение "Ладошка моего стресса". Упражнение "Мой ответ стрессу". Упражнение "Путаница". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Дом моей души". | 1 час |
Занятие 13. "Дружба начинается с улыбки". | Развитие коммуникативных навыков, толерантного отношения к себе и другим. | 1.Вводная часть. Упражнение "Что нас объединяет". 2.Основная часть. Беседа "Друг – это тот, кто". Творческая работа "Мастерская сказки". Упражнение "В чем секреты улыбки". Работа с памяткой "Станьте себе лучшими друзьями". Презентация "Улыбка". Практическая работа "Поделись улыбкою своей". Диалог-размышление "Три подруги". Игра "Кто с кем дружит". Загадки о дружбе. 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Сердце дружбы". | 1 час |
Занятие 14. "Семья". | Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний. | 1.Вводная часть. Упражнение "Семейные истории". 2.Основная часть. Упражнение "Скульптура семьи". Упражнение "Поиграем в семью". Упражнение "Семейный портрет". Упражнение "Представление о своей будущей семье". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Коллаж "Моя семья в будущем". | 1 час |
Занятие 15. "Будем собой". | Помочь находить в себе скрытые особенности личности; способствовать пониманию своего состояния. | 1.Вводная часть. Упражнение "Мой цветок". 2.Основная часть. Упражнение "Волшебная палочка". Упражнение "Марионетка". Упражнение "Художественный фильм". Упражнение "Стул хвастовства". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Угадай, кто". | 1 час |
Занятие16. "Особенная сказка" (психологическая игра). | Обучение сознательному регулированию своего поведения и эмоционального состояния. | 1.Вводная часть. Игра "Сказочные ассоциации". 2.Основная часть. Игра "Скажи от 1-го лица". Упражнение "5 предложений". Упражнение "3 варианта сказки". Упражнение "Общее решение". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Как закончить сказку". | 1 час |
3 блок - информационный (работа с родителями или законными представителями несовершеннолетнего) Приложение 3 |
Занятие 1. Дискуссия "Жестокость". | Информирование о видах жестокого обращения по отношению к детям; выработка умения противостоять жестокости, коррекция нежелательного поведения. | 1.Вводная часть. Стихотворение В. Павлова "Дети". 2.Основная часть. Дискуссия "Что такое жестокость". Работа с буклетом "Права несовершеннолетних детей". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Упражнение "Закончи предложение". | 1 час |
Занятие 2. "Выражение и регуляция эмоций". | Формирование навыков преодоления стресса как предпосылки для предотвращения жестокого обращения с детьми; развитие умения осознавать, называть свои чувства и давать им безопасный выход. | 1.Вводная часть. Упражнение "Барометр настроения". 2.Основная часть. Упражнение "Преодоление стресса". Упражнение "Выражение и отражение чувств". Упражнение "Я злюсь…, на меня злятся…". Упражнение "Похвала". Упражнение "Письмо любви". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. | 1 час |
Занятие 3. Правовой лекторий "Закон". | Систематизировать знания о правовой ответственности, развивать умение анализировать свои и чужие поступки. | 1.Вводная часть. Приветствие. 2.Основная часть. Лекция "Ребенок должен быть защищен". Притча "Уют любви и одобрения". "На заметку: жестокость с экрана". 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Вопросы для обсуждения. | 1 час |
Занятие 4. "Наболевший вопрос". | Просвещение с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. | 1.Вводная часть. Упражнение "Метод трех "Да". 2.Основная часть. Дискуссия "Наболевший вопрос". Просмотр социальных роликов, их обсуждение. 3.Заключительная часть. Рефлексия занятия. Притча "Кувшин". | 1 час |
4 блок - заключительный Приложение 4 |
Методики (3 – 14) первоначальной диагностики |