Программа по внеурочной деятельности "Психология Общения"
Программа по внеурочной деятельности "Психология Общения"
Данная прграмма ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существенные стандарты, нормы и законы общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Психология Общения"»
РАССМОТРЕНА
на заседании методического совета
(протокол № 1 от 30 августа 2017 г.)
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по воспитательной работе
_________________ Кузнецова Ю.Б.
«_______» 2017 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора школы №_____ от ____ августа 2017 г.
Директор средней школы №12
Толстякова Е.Б.
Рабочая развивающая программа
по внеурочной деятельности « Психология общения»
2 класс
2017 – 2018 учебный год
Количество часов по учебному плану:34 часов, 1 час в неделю
Количество часов по программе: 34 часов, 1 час в неделю
Программа: Учебная программа для общеобразовательных учреждений по курсу комплексного развития младшего школьника/ В. Н. Карандашев, А. С. Лисянская, Т. А. Крылова. – Волгоград:Учитель, 2011
Учебник:1.Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/ В. Н. Карандашев, А. С. Лисянская, Т. А. Крылова. – Волгоград:Учитель, 2011.-319 с.
2.Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы/Никольская И.М., Бардиер Г. Л.- С-Пб, Рига ПЦ «Эксперимент», 1996.-80 с.
Составитель:педагог-психолог А.М. Пантюк
«_______» __________________ 2017 г.
Пояснительная записка
Уровень программы: учебная программа для общеобразовательных учреждений.
Срок обучения: 34 часов, 1 час в неделю.
Целевые группы, на которые рассчитанапрограмма: учащиеся 2-х классов общеобразовательных учреждений.
Актуальность программы обусловлена высокой потребностью в повышении психологической культуры школьников. В современных условиях приоритетной задачей государственной образовательной политики становится компетентностный подход, развитие ключевых компетенций детей. В решении этой задачи педагогам начальной школы требуется качественное психологическое обеспечение образовательного процесса, развитие психологической грамотности младших школьников, что является хорошим ресурсом для развития у них личностных, познавательных, организационных компетенций. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существенные стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребёнка в социальную среду, усвоение социального опыта учащимися образовательного учреждения.
Цель курса: интеллектуальное и личностное развитие учащихся как основа формирования благоприятных взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Основные задачи курса:
- познание мира психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
- знакомство с методами и упражнениями для развития психических функций: внимания. памяти
- развитие механизмов эмоционально- волевого регулирования поведения
- развитие личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки
-изучение проблем, возникающих в процессе общения
- знакомство воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе
Формируемые знания и умения:
Учащиеся должны знать: элементарные психические процессы, методы и упражнения для их развития, виды общения, их роль в жизни, основные этико-психологические понятия: что такое вежливость и уважение к другому человеку, что такое справедливость, сопереживание, поддержка, взаимопонимание, особенности культуры общения, способы решения конфликтных ситуаций.
Учащиеся должны объяснять: сущность основных психических функций, настроение, состояние свое и окружающих людей.
Учащиеся должны понимать: значение психических процессов для самопознания и саморазвития, роль общения в жизни людей.
Учащиеся должны называть: виды элементарных психических процессов, функции общения, основные этико-психологические понятия.
Учащиеся должны уметь: применять психологические знания в процессе обучения и в повседневной жизни.
Основные направления деятельности ( развитие личности)
1.Что изучает психология. Повторение и закрепление понятия « психология»
2.Внимание Повторить и закрепить понятие « внимание и восприятие». Виды внимания. Свойства внимания. Правила самоорганизации внимания.
3. Мышление Что такое мышление. Логическое мышление. Мышление образное и абстрактное. Что такое аналогия. Что такое закономерность.
4. Память- запоминание сложных образов Виды памяти. Что такое образ. Что такое ассоциация.
5. Воображение Что такое воображение. Роль воображения в жизни человека.
6. Уроки общения Что такое общение. Язык общения, его секреты. Культура общения. Правила вежливости. Культурный человек: кто он такой.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
1
Что изучает психология
1
2
Внимание
5
3
Мышление
5
4
Память- запоминание сложных образов
8
5
Воображение
2
6
Уроки общения
14
Итого
34 часа
Календарно-тематическое планирование учебной программы «Психология общения» для вторых классов
№ п./п.
Тема занятия
Цель занятия
Кол-во часов
Что изучает психология
1
1
Что изучает психология. Применяли вы на практике знания психологии?
Повторить и закрепить понятие «психология»
1
Внимание
5
2
Внимание и восприятие
Повторить и закрепить понятие « внимание и восприятие»
1
3
Что такое внимание. Виды внимания: внешнее и внутреннее Виды внимание: произвольное и непроизвольное
Закрепить понятие «внимание», » внимание внешнее и внутреннее».
Раскрыть понятие « произвольное и непроизвольное»
1
4
Свойства внимания.
Колебания внимания. Причины рассевания внимания
Раскрыть свойства внимания: концентрация, распределения, переключения.
Раскрыть причины рассеивания внимания.
1
5
Отвлечения внимания, его отличия от переключения
Правила самоорганизации внимания
Рассмотреть причины отвлечения внимания, выяснить отличия отвлечения от переключения.
Освоить приемы, способствующие самоорганизации внимания
1
6
Обобщающее занятие по теме « Внимание»
Закрепить понятия «внимание», раскрыть свойства внимания: концентрации, распределения, переключения, отвлечения
1
Мышление
5
7
Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное. Что такое понятие.
Закрепить понятия «мышление», «мышление образное и абстрактное»
Ознакомить с лексическим значением слова «понятие»
1
8
Логическое мышление. Игры на развитие логического мышления.
Раскрыть понятие «логического мышления».Развивать логическое мышление через игровой практикум.
1
9
Что такое аналогия. Игры на распознавание и построение аналогий.
Раскрыть понятие» аналогия». Рассмотреть приёмы распознавания и построения аналогий.
1
10
Что такое закономерность. Игры на нахождение и построения закономерностей.
Раскрыть понятие »закономерность». Рассмотреть приёмы нахождения и построения закономерностей.
1
11
Обобщающие занятие по теме «Мышление»
Закрепить знания о разнообразных видах между понятиями.
1
Память- запоминание сложных образов
8
12
Память. Виды памяти
Повторить и закрепить понятие «память», »виды памяти»
1
13
Что такое образ
Повторить и закрепить понятие « образ»
1
14
Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминание образов
Раскрыть понятия « ассоциация»,его роль в жизни человека; рассмотреть ассоциации по близости в пространстве и по времени по сходству, контрасту
1
15
Сюжетные ассоциации при запоминании
Раскрыть понятие «сюжетные ассоциации»
1
16
Восприятие физического облика человека
Восприятие и запоминание лица
Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в физическом облике человека
Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в физическом облике человека
1
17
Сложный образ
Запоминание сложных образов
Раскрыть понятие « сложный образ»
Рассмотреть и опробовать способы запоминания сложного образа
1
18
Запоминание сложных зрительных образов. Сравнение, анализ и синтез при запоминание «сложных образов»
Рассмотреть и опробовать способы запоминания сложного образа через анализ, синтез, сравнение
1
19
Обобщающие занятие по теме» Память- запоминание сложных образов»
Закрепить понятия «образ», «сложный образ», «ассоциация»
1
20
Воображение
2
Что такое воображение, фантазия.
Повторить и понятие «фантазия и воображение»
1
21
Роль воображения в жизни человека
Рассмотреть роль воображения в жизни человека.
1
Уроки общения
13
22
Что такое общение. Язык общения, его секреты.
Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации.
1
23
Слово- мостик понимания между людьми
Раскрыть понятие «слово», показать важную роль слова, которым можно поддержать в трудную минуту, пожалеть, обидеть, огорчить.
1
24
Сочувствие, внимание, взаимоуважение
Развить умение проявлять сочувствие, внимание, взаимопонимание к окружающим людям.
1
25
Внимательный ли ты слушатель
Развивать монологическую и диалогическую речь. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным.
1
26
Ссоры и споры
Рассмотреть конструктивные решения конфликта, навыки ведения спора.
1
27
Культура общения
Развивать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
1
28
Правила вежливости
Рассмотреть правила поведения за столом, в транспорте, в магазине.
1
29
Телефон – важное средство короткого общения
Правила общения по телефону.
1
30
Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы
Познакомить со способами обращения к знакомым и незнакомым людям.
1
31
Умеет ли разговаривать природа
Рассмотреть правила поведения общения с природой.
1
32
Культурный человек: кто он такой
Раскрыть понятие «культурный человек», как он выглядит, какими качествами обладает.
1
33
Настроение
Саморегуляция состояния: релаксация
Раскрыть понятие «настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей.
Научить регулировать своё состояние во время отдыха.
1
34
Обобщающие занятие по теме « уроки общения»
Развивать умения общаться с окружающими людьми в различных жизненных ситуациях.
1
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Психология общения» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты
мотивация на самопознание и самоизменение, интерес к своему внутреннему миру;
осознание ребенком своих личностных особенностей, формирование адекватного отношения к себе;
развитие стремления к самостоятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные
преодоление импульсивности, развитие произвольности;
развитие умения контролировать свои эмоции
овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности.
закрепить опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
задавать вопросы;
излагать свое мнение;
признавать возможность существования различных точек зрения;
благодарить;
извиняться;
предложить помощь другу, проявить заботу;
просить помощи;
соблюдать правила игры;
слушать и слышать собеседника;
осознавать свои чувства и выражать их;
Методическое оснащение программы:
1. Дидактические материалы:
1) Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/ Карандашев В. Н., Лисянская А. С., Крылова Т. А.. – Волгоград:Учитель, 2011 – 319 с.;
2) Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/ Свешникова Л. В.- 2-е издание- Волгоград : Учитель. 2011. – 79 с.;
3) Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы/ Никольская И.М., Бардиер Г. Л.- С-Пб, Рига ПЦ «Эксперимент», 1996 -80 с.;
4) Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей/ Моргулец Г.Г.- Волгоград: Учитель, 2011.- 183 с.;
5) Психология. Развивающие занятия 2 класс Д.А. Глазунов Издательство «Глобус» Москва 2008 г.
2. Демонстрационные материалы (карточки с иллюстрациями, презентации), альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.