kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы (1-4-х классов) "Физический фейерверк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная  записка

     Программа внеурочной деятельности кружка «Физический фейерверк » рассчитана на учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа кружка «Физический фейерверк» предусматривает поэтапное изучение разделов физики, физических закономерностях, выполнение простых практических и лабораторных работ  с физическими приборами.

     Учащиеся познают не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.

      Дети приобретают умения трудиться, научиться любить близких, познакомятся с некоторыми явлениями природы, научатся беречь природу

     Программа рассчитана: в 1-м классе — 2 часа в неделю, 66 часов в год;

во 2-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 3-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 4-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Цель программы:

1. Показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно,

2. Создать условия  для развития поисково-познавательной деятельности учащихся 1-4-х классов как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

 Задачи программы:

1. учить  детей  мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы;

2. расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;

3. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

4. развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество);

5. развивать у ребенка познавательный  интерес и исследовательскую  деятельность;

6. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Решать задачи:

а) дети проводят эксперимент, не зная его ре­зультата и, таким образом, приобретают новые знания;

 б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

 

Содержательные линии программы:

образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности природы;

ценностная – предполагает формирование научного мировоззрения;

деятельная – способствует пространственному мышлению, логику и правильное понимание мира и законов природы;

 

творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами самоподготовки к выполнению творческих работ.

Воспитательные цели:

- формирование основных мировоззренческих идей;
- профориентация младших  школьников;
- воспитанию моральных качеств младших школьников;

- этических норм, гуманизма, активной позиции в обучении и жизни;
- воспитанию у школьников эстетичных взглядов, умений.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы (1-4-х классов) "Физический фейерверк" »

Обсуждено УТВЕРЖДЕНО

на методическом объединении Приказом директора

учителей начальных классов МБУ СОШ №49

Протокол № от «__»_________20__г

Руководитель МО

_____________Е.Б.Сорокина

Директор________Т.Н.Подоляко









  1. Программа внеурочной деятельности
  2. для учащихся начальной школы
  3. (1-4-х классов)
  4. «Физический фейерверк»















Составитель: учитель физики

Шаронова С.М.

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности кружка «Физический фейерверк » рассчитана на учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа кружка «Физический фейерверк» предусматривает поэтапное изучение разделов физики, физических закономерностях, выполнение простых практических и лабораторных работ с физическими приборами.

Учащиеся познают не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.

Дети приобретают умения трудиться, научиться любить близких, познакомятся с некоторыми явлениями природы, научатся беречь природу

Программа рассчитана: в 1-м классе — 2 часа в неделю, 66 часов в год;

во 2-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 3-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 4-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Цель программы:

1. Показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно,

2. Создать условия  для развития поисково-познавательной деятельности учащихся 1-4-х классов как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

Задачи программы:

1. учить  детей  мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы;

2. расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;

3. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

4. развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество);

5. развивать у ребенка познавательный  интерес и исследовательскую  деятельность;

6. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Решать задачи:

а) дети проводят эксперимент, не зная его ре­зультата и, таким образом, приобретают новые знания;

 б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.



Содержательные линии программы:

образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности природы;


ценностная – предполагает формирование научного мировоззрения;


деятельная – способствует пространственному мышлению, логику и правильное понимание мира и законов природы;


творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами самоподготовки к выполнению творческих работ.


Воспитательные цели:

- формирование основных мировоззренческих идей;
- профориентация младших школьников;
- воспитанию моральных качеств младших школьников;

- этических норм, гуманизма, активной позиции в обучении и жизни;
- воспитанию у школьников эстетичных взглядов, умений.



















Тематическое планирование первого года обучения


№ разд

Тематическое планиро

вание

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Что такое физика


16

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся; формирование представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках, изучающих ее


Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Жидкие, газообраз

ные и твёрдые тела. Теплота

19

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представления об агрегатных состояниях веществ в зависимости от природы частиц и характера взаимодействия между ними; изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать некоторые понятия перехода из одного состояния вещества в другое

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Свет. Звук

16

Формирование научных понятий: звуковая волна; скорость звука; зависимость скорости звука от агрегатного состояния вещества; значение слухового анализатора в восприятии аудиальной информации; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий при изучении световых явлений (свет как волна, как частица); формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Занимательная практичес

кая часть


15

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности


Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь


Итого

66




Календарно-тематическое планирование первого года обучения


п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические

16

Что такое физика

1

Что такое физика?

1

-

2

Окружающий мир физики

1

-

3

Разговоры по утрам

1

-

4

Первый рассказ солнечного зайчика

1

-

5

Второй рассказ солнечного зайчика

1

-

6

Третий рассказ солнечного зайчика

1

-

7

Четвёртый рассказ солнечного зайчика

1

-

8

Пятый рассказ солнечного зайчика

1

-

9

Рассказ Мишеньки

1

-

10

Рассказ ветерка о звуке

1

-

11

Рассказ Радио об электрическом токе

1

-

12

Путешествие по комнате

-

1

13

История: «Давно ли люди знают о физических телах и веществах?»

1

-

14

Как человек заставил работать мыльные пузыри?

1

-

15

Зачем воду пьют?

1

-

19

Жидкие, твёрдые и газообразные вещества

16

Жидкие, твёрдые и газообразные вещества

-

1

17

Игра «Мы можем многое»

1

-

18

Почему идёт дождь?

1

-

19

Почему дует ветер?

1


20

Воздушный шар и другие летательные аппараты

-

1

21

Как шаги переделать в огонь?

1

-

22

Термометр из бутылки

1

-

23

Почему идёт снег?

1

-

24

Твёрдая вода

-

1

25

Плавающий лёд

-

1

26

Исчезающая вода

1

-

27

Стирка и сушка

1

-

28

Вода из воздуха

1

-

29

Жидкие камни

1

-

30

Почему нельзя кататься на коньках по полу?

1

-

31

Сказка «Как январь был уволен из магнитов»

1

-

32

Дома изо льда

1

-

33

Игра «Загадка природы»

-

1

16

Свет. звук

34

Что такое звук?

-

1

35

Спичечный телефон

1

-

36

Как звук сделать громче?

1

-

37

Зачем зайцу длинные уши?

1

-

38

Как увидеть свой голос?

1


39

Почему поёт пластинка?

1

-

40

Как аукнется, так и откликнется

1

-

41

Что такое свет? Первобытный фотоаппарат

-

1

42

История: «Как изжарить яичницу на солнышке?»

1

-

43

Мастерская фокусника. Фокусы с зеркалами

-

1

44

Что такое линза?

1

-

45

Для чего нам Солнце?

1


46

Солнце на столе. Щепка. Факел. Лампа. Труба (эксперименты)

-

1

47

Игра «Чудеса в решете»

-

1

15

Занимательная практическая часть

48

Почему платье греет?

1

-

49

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

1

-

50

Делаем свой холодильник

-

1

51

Почему мы используем разную одежду?

1

-

52

Рассказ о скорости и ускорении

1

-

53

Бывают ли твёрдые жидкости?

1

-

54

Важные родственники кухонного горшка

1

-

55

Семь вещей – семь загадок.

Искусственная еда

0,5

0,5

56

Элементарные опыты «Цветы лотоса», «Чудесные спички»

0,5

0,5

57

Эксперименты «Загадочная вода»

-

1

58

Стекло, которое не лопается

1

-

59

Что у нас в шкафу? Физические тела и вещества

-

1

60

Бывают ли стены из воздуха?

1

-

61

Почему летом вредно носить шерстяное платье?

1

-

62

Путеводитель по комнате

1

-

63

Делаем измеритель уровня осадков

-

1

64

Игра «Времена года»

-

1

65

Игра «Угадай и назови»

1







Итого

49

17


Всего

66 часов







Тематическое планирование второго года обучения


№ разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Физические явления и законы

15

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний формирование представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках, изучающих ее, гипотеза, факт, рассуждение, модель; научиться видеть разницу между опытом и наблюдением, системой и процессом


Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Путешествие в страну физических знаний

18

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представ-ления об агрегатных состояниях веществ в зависимости от природы частиц и характера взаимодействия между ними; изучить физичес-кие особенности различных агрегатных состоя-ний вещества, сформировать некоторые понятия перехода из одного состояния вещества в другое

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Динамика движения и молекулярная структура

14

Формирование научных понятий: динамика, движение, виды движений, молекула, молекулярная структура веществ; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий; формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Занимательная практическая часть


11

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности


Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь


Календарно-тематическое планирование второго года обучения


п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические

15

Физические явления и законы

1

Что такое гипотеза, факт, рассуждение.

1

-

2

Что такое моделирование в физике?

1

-

3

Теоретические модели систем и процессов: физические модели

1

-

4

Теоретические модели систем и процессов: математические модели

1

-

5

Теоретические модели систем и процессов: погрешности теоретических моделей

1

-

6

Что такое информация, виды физической информации?

1

-

7

Что такое явление и как они помогают нам в быту?

1

-

8

Что такое закон физики и каким законам мы подчиняемся?

1

-

9

Что такое случайности – условия – запоминание?

1

-

10

Что такое наблюдение и опыт? Чем они отличаются?

1

-

11

  1. Как устроена природа (и как происходят природные явления)

1

-

12

  1. Почему природа является именно такой, а не другой

-

1

13

Физический процесс и химическая реакция

1

-

14

Явления живой и неживой природы

1

-

15

Возможно ли смоделировать на компьютере физические явления?

1

-

18

Путешествие в страну физических знаний

16

Как реактивная лодка доказывает, что её движение это необычное научное шоу и наглядно демонстрирует работу реактивных механизмов

-

1

17

Естествоиспытатели. Кто они? Свет и цвет – законы восприятия

1

-

18

Что такое энергия? Какая энергия действует на поезд и самолёт?

1

-

19

Как изобрести вечный двигатель?

1


20

Исследование неведомых стран, путешествие к далёким островам с помощью подзорной трубы

-

1

21

Движение – жизнь! Девиз всех круглых предметов

1

-

22

Суперпрофессор – исследование силы

1

-

23

Как устроены электрический звонок и электромотор? Что у них общего и каковы различия?

1

-

24

Что? Где? Когда? Солнечный мотор

-

1

25

Часики-ходики и солнечные часы. Что их объединяет?

-

1

26

Двигатель внутреннего сгорания. Как устроены электромашины?

1

-

27

Давайте создадим волшебную радугу

1

-

28

Что такое звёзды? Какие из них считаются холодными и горячими?

1

-

29

«Земля! Земля!» - путешествие по звёздному небу

1

-

30

Сравнение малых и больших физических тел

1

-

31

Как сделать невидимыми чернила?

1

-

32

Чем знаменита лошадь в науке "физика"?

1

-

33

Коварное яблоко Ньютона

-

1

14

Динамика движения и молекулярная структура

34

Изобретения Леонардо да Винчи

-

1

35

Физика в доме или незнакомцы рядом

1

-

36

Структура и свойства газов, жидкостей и твердых тел

1

-

37

Что такое температура? Бывает ли она со знаком «+» и со знаком «-»?

1

-

38

Свойства и структура молекулярных веществ

1


39

Что такое эфир? Загадка эфирного ветра

1

-

40

Что такое движение? Как происходит движение?

1

-

41

Динамика вращательного движения твёрдого тела

-

1

42

Что такое равномерность движения? Примеры прямолинейного равномерного движения

1

-

43

Что такое ускорение? Примеры прямолинейного равноускоренного движения

-

1

44

Что такое импульс? Примеры движения по закону импульса

1

-

45

Что такое инерция? Примеры движения по инерции

1


46

Динамика и статика

-

1

47

Молекулярная структура и движение твёрдых тел

-

1

21

Занимательная практическая часть

48

Физические фокусы: зеркало и стекло

1

-

49

Создание лимонных часов

1

-

50

Опыт «Волшебные пузыри»

-

1

51

Измерение массы тела на рычажных весах

1

-

52

Физические фокусы: вода и масло

1

-

53

Опыт «Составь фоторобот»

1

-

54

Измерение объема твердого тела

1

-

55

Модель электронного газа

1

-

56

Физические фокусы: магнит и железки

-

1

57

Измерение выталкивающей силы

-

1

58

Капиллярные силы и цветные чудеса

1

-

59

Рисующая и прогулочная вода

-

1

60

Физические фокусы: механика движения и иллюзия света

1


61

Выяснение условий равновесия рычага

1

-

62

Изучение равноускоренного движения

1

-

63

Изучение явления теплообмена

-

1

64

Физические фокусы: день и ночь

1

-

65

Опыт «Цветное колесо»

1


66

Викторина «Физическая радуга»

1


67

Олимпиада по пройденным темам

1

-

68

Игра «Физики или химики?»

-

1


Итого

51

17


Всего

68 часов












Тематическое планирование третьего года обучения


№ разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Обо всём кратко


15

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся;

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Космос. Вселенная

18

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формирование понятий: космос, вселенная, инопланетяне; развитие общих представлений о биосфере, ее строении, функционировании и развитии, воздействия космических тел, сил, явлений на живую природу Земли

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Термодинамика

14

Формирование научных понятий: энергия, теплота, термодинамическая система и равновесие, давление, температура, объём; зависимость массы и объёма от агрегатного состояния вещества; значение и применение термодинамических процессов; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий при изучении световых явлений (свет как волна, как частица); формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Опыты, эксперименты и лабораторные работы

11

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности


Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь




Календарно-тематическое планирование третьего года обучения


п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические

15

Обо всём кратко

1

Что такое огонь?

1

-

2

Что такое гроза?

1

-

3

Что такое электризация?

1

-

4

Как работает холодильник?

1

-

5

Как работает термометр?

1

-

6

Что такое реактивное движение?

1

-

7

Как построить ракету?

1

-

8

Какая скорость у ракеты?

1

-

9

Как рассчитать дальность полёта?

1

-

10

Каким законам физики подчиняется движение в воздухе, на воде и в космосе?

1

-

11

Что такое формула и для чего она нужна?

1

-

12

Скорость. Время. Расстояние (путь, перемещение)

-

1

13

Что значит решить физическую задачу?

1

-

14

Основные формулы для расчёта в задачи

1

-

15

Оформление простейших задач на скорость, время, расстояние

1

-

18

Космос. Вселенная

16

Из чего сделаны молекулы?

-

1

17

Что такое географическая карта?

1

-

18

Как устроена наша планета?



19

Что мы знаем о планетах

1

-

20

Почему Луна на небе бывает разная?

1


21

Какая звезда самая близкая?

-

1

22

Бывает ли ночь длиннее месяца?

1

-

23

Есть ли спутники у других планет?

1

-

24

Можно ли жить на других планетах?

1

1

25

Что такое климат?

-

1

26

Что такое спутник?

1

-

27

Что такое метеорит?

1

-

28

Что такое астероиды?

1

-

29

Что такое атмосферное давление?

1

-

30

Как составляют прогноз погоды?

1

-

31

В гостях у звёзд. Загадочная Луна

1

-

32

Что такое телескоп?

1

-

33

Игра «Загадки про воздух и космос»

-

1

14

Термодинамика

34

Что такое термодинамика?

-

1

35

Техническая термодинамика

1

-

36

Химическая термодинамика

1

-

37

Статистическая термодинамика

1

-

38

Феномен термодинамики

1


39

Изопроцессы и применение их в жизни: изотерма

1

-

40

Изопроцессы и применение их в жизни: изохора

1

-

41

Изопроцессы и применение их в жизни: адиабата

-

1

42

Изопроцессы и применение их в жизни: изобара

1

-

43

Изопроцессы и применение их в жизни: политроп

-

1

44

Обратимые и необратимые процессы

1

-

45

Равновесный процесс

1


46

Энтропия. Ионизация газа

-

1

47

Игра «Работа и теплота»

-

1

21

Опыты, эксперименты и лабораторные работы

48

Опыт с монеткой и воздушным шариком

1

-

49

Электрическая расчёска

1

-

50

Нарушенное равновесие

-

1

51

Инерция. Игра предметов

1

-

52

Звучащий стакан

1

-

53

Радужная плёнка и горячая резинка

1

-

54

Количество теплоты отдаваемое предметами

1

-

55

Почти научные опыты на кухне

1

-

56

Пространство и движение

-

1

57

Фокусы с водой

-

1

58

      1. Опыты с мыльным раствором и проволочными контурами

1

-

59

      1. Физические опыты - "Космос у тебя дома"

-

1

60

        1. Опыт с обычной палкой помогает понять законы трения

1


61

Живая рыба

1

-

62

Плывущий по воздуху

1

-

63

Труба Рубенса. Графитовый реостат

-

1

64

Магнит для конфетти

1

-

65

Интересные шары – опыты с воздушным шариком

1


66

Олимпиада по пройденным темам

1


67

Викторина «Самый умный физик»

1

-

68

Выставка «Физики - лирики»

-

1


Итого

51

17


Всего

68 часов










































Тематическое планирование четвёртого года обучения


№ разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Колебания и волны


15

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся; формирование представлений и знаний о колебаниях и волнах, изучить пользу и вред и расширить кругозор восприятия их применение в быту и на практике


Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Квантовая физика

18

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представления о квантово-механических и квантово-полевых системах и законах их движения; изучить физические особенности модели атома Бора, которая была попыткой примирить представления классической физики с формирующимися законами квантового мира.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Атомная и ядерная физика

14

Формирование научных понятий: атом, ядро, нуклон, протон, нейтрон, электрон; зависимость энергии атомного ядра, атомной реакции; значение альфа-, бета; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных поняти; формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Практическая часть

11

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности


Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь


Календарно-тематическое планирование четвёртого года обучения


п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические

15

Колебания и волны

1

Виды волн и колебаний

1

-

2

Механические, вынужденные колебания

1

-

3

Свободные, затухающие и незатухающие колебания

1

-

4

В чём отличие колебаний от волн?

1

-

5

Простые задачи на колебания и волны

1

-

6

Основные формулы для расчёта . Оформление задач

1

-

7-8

Решение задач на колебания и волны

1

1

9

Колебания в природе, в быту и на производстве

1

-

10

Продольные и поперечные волны.

1

-

11

Что такое деформация? Виды деформации

1

-

12

Такие разные волны

-

1

13

Звук. Волновые явления

1

-

14

Резонанс. Музей резонанса. Способы борьбы с вредным резонансом

1

-

15

Игра «Кодограмма»

1

-

18

Квантовая физика

16

Что такое квант?

-

1

17

Что такое энергия? Виды энергии

1

-

18

Как сознание создаёт материю или ты являешься маленьким волшебником

1

-

19

Квантовая физика и Вселенная

1


20

Что такое время и пространство. Искривление пространства

-

1

21

Закон притяжения и гравитации

1

-

22

Расчётные формулы законов физики

1

-

23

Что такое гравитационная постоянная

1

-

24-26

Оформление и решение задач

1

2

27

Что такое чёрное тело. Излучение чёрного тела

1

-

28

Световые кванты. Что такое гипотеза?

1

-

29

Строение атомов и молекул

1

-

30

Что такое вакуум. Близкодействие и дальнодействие

1

-

31

Электромагнитность. Электромагнитные свойства пустоты

1

-

32

Кварки, квазары, глюоны, адроны, мюоны, изотопы и прочее

1

-

33

Игра «Квантование пространства»

-

1

14

Атомная и ядерная физика

34

Что такое атом и ядро?

-

1

35

Ядерные реакции и радиоактивность

1

-

36

Волновые свойства частиц

1

-

37

Молекулы и кристаллы

1

-

38

Элементарные частицы

1


39

Ядерные силы

1

-

40

Великие физики

1

-

41

Модели атомов

-

1

42

Атомы и радиоактивность на службе у людей

1

-

43

Квантовые свойства молекул. Строение молекул. Молекулярные спектры

-

1

44

Квантовые свойства твердых тел

1

-

45

Взаимодействие излучений с веществом

1


46

Ядерная модель атома. Рассеяние заряженных частиц

-

1

47

Игра «Таинственный город Ядров на острове Атомный»

-

1

21

Практическая часть

48

Лабораторная работа с маятником

1

-

49

Создание простых моделей атомов

1

-

50

Как происходит рассеяние заряженных частиц?

-

1

51

Моделирование работы атомного реактора

1

-

52

Исследование работы лазера

1

-

53

Знакомство с альфа-частицей, бета-спектром, гамма-квантом

1

-

54

Как определить энергию альфа-частиц по пробегу?

1

-

55

Как определяют верхнюю границу бета-спектра?

1

-

56

Как происходит определение энергии гамма-квантов методом поглощения?

-

1

57

Опыт Франка и Герца.

-

1

58

С помощью чего можно определить время жизни мюонов?

1

-

59

Как можно определить периода полураспада долгоживущего изотопа?

-

1

60

  1. Эффект Мёссбауэра

1


61

Опыт Резерфорда

1

-

62

Нитяной и пружинный маятники. Явление резонанса

1

-

63

Превращение энергии при колебаниях

-

1

64

Геометрическая модель колебательного движения

1

-

65

Викторина «Самый умный физик»

1


66

Олимпиада по пройденным темам

1


67

Выставка «Физики - лирики»

1

-

68

Олимпиада за четыре года обучения

-

1


Итого

50

18


Всего

68 часов




    1. Литература

1. Дыбина О.В.,  Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2005

3.Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006

4. В. Сикорука «Физика для малышей». - М.: Педагогика, 1979.

5.Почему Земля - магнит? Константиновский. - М.: Малыш, 1979 г.

6.Журнал « Слушай во все уши». Опыты со звуком (11.05) Издательского Дома "Карапуз

Интернет-ресурсы:

1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей

2.К! Физика для малышей :: Класс!ная физика

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000681 отправлено 9 июля 2012г.



Обсуждено УТВЕРЖДЕНО

на методическом объединении Приказом директора

учителей начальных классов МБУ СОШ №49

Протокол № от «__»_________20__г

Руководитель МО

_____________Е.Б.Сорокина Директор________Т.Н.Подоляко









  1. Программа внеурочной деятельности
  2. для учащихся 3-х классов
  3. «Физический фейерверк»















Составитель: учитель физики

Шаронова С.М.





  1. Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху информатики , компьютеризации и  роботостроении и поэтому   в условиях быстро меняющейся жизни  человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь  умение добывать эти знания самому и оперировать ими , мыслить самостоятельно и творчески. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей.

Дети приобретают умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях. В игре и в обычных жизненных ситуациях полученные знания станут более естественными, а на кружке дети более полно познакомятся с некоторыми явлениями природы. Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях.  В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение или опровержение физических теорий. Самые интересные  эксперименты это реальные опыты с реальными предметами  и их свойствами. 

Цель программы:

1. Показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно,

2. Создать условия  для развития поисково-познавательной деятельности учащихся 3-х классов как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

Задачи программы:

1. Учить  детей  мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

3. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

4. Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)

5.Развивать у ребенка познавательный  интерес и исследовательскую  деятельность

6.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

а) дети проводят эксперимент, не зная его ре­зультата и, таким образом, приобретают новые знания;

 б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.



Содержательные линии программы:

Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности природы


Ценностная – предполагает формирование научного мировоззрения


Деятельная – способствует пространственному мышлению, логику и правильное понимание мира и законов природы


Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами самоподготовки к выполнению творческих работ


Воспитательные цели:

—формирование основных мировоззренческих идей
профориентация младших школьников
воспитанию моральных качеств младших школьников — этических норм, гуманизма, активной позиции в обучении и жизни
воспитанию у школьников эстетичных взглядов, умений






Тематическое планирование


№ разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Обо всём кратко


15

Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся;

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

2

Космос. Вселенная

18

Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формирование понятий: космос, вселенная, инопланетяне; развитие общих представлений о биосфере, ее строении, функционировании и развитии, воздействия космических тел, сил, явлений на живую природу Земли

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

3

Термодинамика

14

Формирование научных понятий: энергия, теплота, термодинамическая система и равновесие, давление, температура, объём; зависимость массы и объёма от агрегатного состояния вещества; значение и применение термодинамических процессов; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий при изучении световых явлений (свет как волна, как частица); формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.

Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь

4

Опыты, эксперименты и лабораторные работы

11

Познание учащимися с понятием физического эксперимента; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать простые эксперименты, составлять выводы;

1/1 развивать познавательные интересы;

формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности


Познавательные общеучебные действия:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- классификация

- сериация

Коммуникативные УУД

- постановка вопросов

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- разрешение конфликтов;

- диалогическая и монологическая контекстная речь








Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Теоретические

Практические

15

Обо всём кратко

1

Что такое огонь?

1

-

2

Что такое гроза?

1

-

3

Что такое электризация?

1

-

4

Как работает холодильник?

1

-

5

Как работает термометр?

1

-

6

Что такое реактивное движение?

1

-

7

Как построить ракету?

1

-

8

Какая скорость у ракеты?

1

-

9

Как рассчитать дальность полёта?

1

-

10

Каким законам физики подчиняется движение в воздухе, на воде и в космосе?

1

-

11

Что такое формула и для чего она нужна?

1

-

12

Скорость. Время. Расстояние (путь, перемещение)

-

1

13

Что значит решить физическую задачу?

1

-

14

Основные формулы для расчёта в задачи

1

-

15

Оформление простейших задач на скорость, время, расстояние

1

-

18

Космос. Вселенная

16

Из чего сделаны молекулы?

-

1

17

Что такое географическая карта?

1

-

18

Как устроена наша планета?



19

Что мы знаем о планетах

1

-

20

Почему Луна на небе бывает разная?

1


21

Какая звезда самая близкая?

-

1

22

Бывает ли ночь длиннее месяца?

1

-

23

Есть ли спутники у других планет?

1

-

24

Можно ли жить на других планетах?

1

1

25

Что такое климат?

-

1

26

Что такое спутник?

1

-

27

Что такое метеорит?

1

-

28

Что такое астероиды?

1

-

29

Что такое атмосферное давление?

1

-

30

Как составляют прогноз погоды?

1

-

31

В гостях у звёзд. Загадочная Луна

1

-

32

Что такое телескоп?

1

-

33

Игра «Загадки про воздух и космос»

-

1

14

Термодинамика

34

Что такое термодинамика?

-

1

35

Техническая термодинамика

1

-

36

Химическая термодинамика

1

-

37

Статистическая термодинамика

1

-

38

Феномен термодинамики

1


39

Изопроцессы и применение их в жизни: изотерма

1

-

40

Изопроцессы и применение их в жизни: изохора

1

-

41

Изопроцессы и применение их в жизни: адиабата

-

1

42

Изопроцессы и применение их в жизни: изобара

1

-

43

Изопроцессы и применение их в жизни: политроп

-

1

44

Обратимые и необратимые процессы

1

-

45

Равновесный процесс

1


46

Энтропия. Ионизация газа

-

1

47

Игра «Работа и теплота»

-

1

21

Опыты, эксперименты и лабораторные работы

48

Опыт с монеткой и воздушным шариком

1

-

49

Электрическая расчёска

1

-

50

Нарушенное равновесие

-

1

51

Инерция. Игра предметов

1

-

52

Звучащий стакан

1

-

53

Радужная плёнка и горячая резинка

1

-

54

Количество теплоты отдаваемое предметами

1

-

55

Почти научные опыты на кухне

1

-

56

Пространство и движение

-

1

57

Фокусы с водой

-

1

58

      1. Опыты с мыльным раствором и проволочными контурами

1

-

59

      1. Физические опыты - "Космос у тебя дома"

-

1

60

        1. Опыт с обычной палкой помогает понять законы трения

1


61

Живая рыба

1

-

62

Плывущий по воздуху

1

-

63

Труба Рубенса. Графитовый реостат

-

1

64

Магнит для конфетти

1

-

65

Интересные шары – опыты с воздушным шариком

1


66

Олимпиада по пройденным темам

1


67

Викторина «Самый умный физик»

1

-

68

Выставка «Физики - лирики»

-

1


Итого

51

17


Всего

68 часов





    1. Литература

1. Дыбина О.В.,  Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2005

3.Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006

4. В. Сикорука «Физика для малышей». - М.: Педагогика, 1979.

5.Почему Земля - магнит? Константиновский. - М.: Малыш, 1979 г.

6.Журнал « Слушай во все уши». Опыты со звуком (11.05) Издательского Дома "Карапуз

Интернет-ресурсы:

1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей

2. Физика для малышей : Классная физика








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шаронова Селена Михайловна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства