Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы (1-4-х классов) "Физический фейерверк"
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы (1-4-х классов) "Физический фейерверк"
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности кружка «Физический фейерверк » рассчитана на учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа кружка «Физический фейерверк» предусматривает поэтапное изучение разделов физики, физических закономерностях, выполнение простых практических и лабораторных работ с физическими приборами.
Учащиеся познают не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.
Дети приобретают умения трудиться, научиться любить близких, познакомятся с некоторыми явлениями природы, научатся беречь природу
Программа рассчитана: в 1-м классе — 2 часа в неделю, 66 часов в год;
во 2-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 3-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 4-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Цель программы:
1. Показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно,
2. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности учащихся 1-4-х классов как основы интеллектуально-личностного творческого развития.
Задачи программы:
1. учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы;
2. расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
3. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
4. развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество);
5. развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность;
6. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
Решать задачи:
а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают новые знания;
б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Содержательные линии программы:
образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности природы;
ценностная – предполагает формирование научного мировоззрения;
деятельная – способствует пространственному мышлению, логику и правильное понимание мира и законов природы;
творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами самоподготовки к выполнению творческих работ.
Воспитательные цели:
- формирование основных мировоззренческих идей;
- профориентация младших школьников;
- воспитанию моральных качеств младших школьников;
- этических норм, гуманизма, активной позиции в обучении и жизни;
- воспитанию у школьников эстетичных взглядов, умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы (1-4-х классов) "Физический фейерверк" »
Обсуждено УТВЕРЖДЕНО
на методическом объединении Приказом директора
учителей начальных классов МБУ СОШ №49
Протокол № от «__»_________20__г
Руководитель МО
_____________Е.Б.Сорокина
Директор________Т.Н.Подоляко
Программа внеурочной деятельности
для учащихся начальной школы
(1-4-х классов)
«Физический фейерверк»
Составитель: учитель физики
Шаронова С.М.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности кружка «Физический фейерверк » рассчитана на учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа кружка «Физический фейерверк» предусматривает поэтапное изучение разделов физики, физических закономерностях, выполнение простых практических и лабораторных работ с физическими приборами.
Учащиеся познают не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний.
Дети приобретают умения трудиться, научиться любить близких, познакомятся с некоторыми явлениями природы, научатся беречь природу
Программа рассчитана: в 1-м классе — 2 часа в неделю, 66 часов в год;
во 2-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 3-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 4-м классе — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Цель программы:
1. Показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно,
2. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности учащихся 1-4-х классов как основы интеллектуально-личностного творческого развития.
Задачи программы:
1. учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы;
2. расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
3. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
4. развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество);
5. развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность;
6. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
Решать задачи:
а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают новые знания;
б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Содержательные линии программы:
образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности природы;
ценностная – предполагает формирование научного мировоззрения;
деятельная – способствует пространственному мышлению, логику и правильное понимание мира и законов природы;
творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами самоподготовки к выполнению творческих работ.
Воспитательные цели:
- формирование основных мировоззренческих идей; - профориентация младших школьников; - воспитанию моральных качеств младших школьников;
- этических норм, гуманизма, активной позиции в обучении и жизни; - воспитанию у школьников эстетичных взглядов, умений.
Тематическое планирование первого года обучения
№ разд
Тематическое планиро
вание
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Что такое физика
16
Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся; формирование представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках, изучающих ее
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
2
Жидкие, газообраз
ные и твёрдые тела. Теплота
19
Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представления об агрегатных состояниях веществ в зависимости от природы частиц и характера взаимодействия между ними; изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать некоторые понятия перехода из одного состояния вещества в другое
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
3
Свет. Звук
16
Формирование научных понятий: звуковая волна;скорость звука; зависимость скорости звука от агрегатного состояния вещества; значение слухового анализатора в восприятии аудиальной информации; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий при изучении световых явлений (свет как волна, как частица); формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
Итого
66
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
№ п/п
Тема занятия
Теоретические
Практические
16
Что такое физика
1
Что такое физика?
1
-
2
Окружающий мир физики
1
-
3
Разговоры по утрам
1
-
4
Первый рассказ солнечного зайчика
1
-
5
Второй рассказ солнечного зайчика
1
-
6
Третий рассказ солнечного зайчика
1
-
7
Четвёртый рассказ солнечного зайчика
1
-
8
Пятый рассказ солнечного зайчика
1
-
9
Рассказ Мишеньки
1
-
10
Рассказ ветерка о звуке
1
-
11
Рассказ Радио об электрическом токе
1
-
12
Путешествие по комнате
-
1
13
История: «Давно ли люди знают о физических телах и веществах?»
1
-
14
Как человек заставил работать мыльные пузыри?
1
-
15
Зачем воду пьют?
1
-
19
Жидкие, твёрдые и газообразные вещества
16
Жидкие, твёрдые и газообразные вещества
-
1
17
Игра «Мы можем многое»
1
-
18
Почему идёт дождь?
1
-
19
Почему дует ветер?
1
20
Воздушный шар и другие летательные аппараты
-
1
21
Как шаги переделать в огонь?
1
-
22
Термометр из бутылки
1
-
23
Почему идёт снег?
1
-
24
Твёрдая вода
-
1
25
Плавающий лёд
-
1
26
Исчезающая вода
1
-
27
Стирка и сушка
1
-
28
Вода из воздуха
1
-
29
Жидкие камни
1
-
30
Почему нельзя кататься на коньках по полу?
1
-
31
Сказка «Как январь был уволен из магнитов»
1
-
32
Дома изо льда
1
-
33
Игра «Загадка природы»
-
1
16
Свет. звук
34
Что такое звук?
-
1
35
Спичечный телефон
1
-
36
Как звук сделать громче?
1
-
37
Зачем зайцу длинные уши?
1
-
38
Как увидеть свой голос?
1
39
Почему поёт пластинка?
1
-
40
Как аукнется, так и откликнется
1
-
41
Что такое свет? Первобытный фотоаппарат
-
1
42
История: «Как изжарить яичницу на солнышке?»
1
-
43
Мастерская фокусника. Фокусы с зеркалами
-
1
44
Что такое линза?
1
-
45
Для чего нам Солнце?
1
46
Солнце на столе. Щепка. Факел. Лампа. Труба (эксперименты)
-
1
47
Игра «Чудеса в решете»
-
1
15
Занимательная практическая часть
48
Почему платье греет?
1
-
49
Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний формирование представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках, изучающих ее, гипотеза, факт, рассуждение, модель; научиться видеть разницу между опытом и наблюдением, системой и процессом
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
2
Путешествие в страну физических знаний
18
Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представ-ления об агрегатных состояниях веществ в зависимости от природы частиц и характера взаимодействия между ними; изучить физичес-кие особенности различных агрегатных состоя-ний вещества, сформировать некоторые понятия перехода из одного состояния вещества в другое
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
3
Динамика движения и молекулярная структура
14
Формирование научных понятий: динамика, движение, виды движений, молекула, молекулярная структура веществ; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий; формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
Календарно-тематическое планирование второго года обучения
№ п/п
Тема занятия
Теоретические
Практические
15
Физические явления и законы
1
Что такое гипотеза, факт, рассуждение.
1
-
2
Что такое моделирование в физике?
1
-
3
Теоретические модели систем и процессов: физические модели
1
-
4
Теоретические модели систем и процессов: математические модели
1
-
5
Теоретические модели систем и процессов: погрешности теоретических моделей
1
-
6
Что такое информация, виды физической информации?
1
-
7
Что такое явление и как они помогают нам в быту?
1
-
8
Что такое закон физики и каким законам мы подчиняемся?
1
-
9
Что такое случайности – условия – запоминание?
1
-
10
Что такое наблюдение и опыт? Чем они отличаются?
1
-
11
Как устроена природа (и как происходят природные явления)
1
-
12
Почему природа является именно такой, а не другой
-
1
13
Физический процесс и химическая реакция
1
-
14
Явления живой и неживой природы
1
-
15
Возможно ли смоделировать на компьютере физические явления?
1
-
18
Путешествие в страну физических знаний
16
Как реактивная лодка доказывает, что её движение это необычное научное шоу и наглядно демонстрирует работу реактивных механизмов
-
1
17
Естествоиспытатели. Кто они? Свет и цвет – законы восприятия
1
-
18
Что такое энергия? Какая энергия действует на поезд и самолёт?
1
-
19
Как изобрести вечный двигатель?
1
20
Исследование неведомых стран, путешествие к далёким островам с помощью подзорной трубы
-
1
21
Движение – жизнь! Девиз всех круглых предметов
1
-
22
Суперпрофессор – исследование силы
1
-
23
Как устроены электрический звонок и электромотор? Что у них общего и каковы различия?
1
-
24
Что? Где? Когда? Солнечный мотор
-
1
25
Часики-ходики и солнечные часы. Что их объединяет?
-
1
26
Двигатель внутреннего сгорания. Как устроены электромашины?
1
-
27
Давайте создадим волшебную радугу
1
-
28
Что такое звёзды? Какие из них считаются холодными и горячими?
1
-
29
«Земля! Земля!» - путешествие по звёздному небу
1
-
30
Сравнение малых и больших физических тел
1
-
31
Как сделать невидимыми чернила?
1
-
32
Чем знаменита лошадь в науке "физика"?
1
-
33
Коварное яблоко Ньютона
-
1
14
Динамика движения и молекулярная структура
34
Изобретения Леонардо да Винчи
-
1
35
Физика в доме или незнакомцы рядом
1
-
36
Структура и свойства газов, жидкостей и твердых тел
1
-
37
Что такое температура? Бывает ли она со знаком «+» и со знаком «-»?
1
-
38
Свойства и структура молекулярных веществ
1
39
Что такое эфир? Загадка эфирного ветра
1
-
40
Что такое движение? Как происходит движение?
1
-
41
Динамика вращательного движения твёрдого тела
-
1
42
Что такое равномерность движения? Примеры прямолинейного равномерного движения
1
-
43
Что такое ускорение? Примеры прямолинейного равноускоренного движения
-
1
44
Что такое импульс? Примеры движения по закону импульса
1
-
45
Что такое инерция? Примеры движения по инерции
1
46
Динамика и статика
-
1
47
Молекулярная структура и движение твёрдых тел
-
1
21
Занимательная практическая часть
48
Физические фокусы: зеркало и стекло
1
-
49
Создание лимонных часов
1
-
50
Опыт «Волшебные пузыри»
-
1
51
Измерение массы тела на рычажных весах
1
-
52
Физические фокусы: вода и масло
1
-
53
Опыт «Составь фоторобот»
1
-
54
Измерение объема твердого тела
1
-
55
Модель электронного газа
1
-
56
Физические фокусы: магнит и железки
-
1
57
Измерение выталкивающей силы
-
1
58
Капиллярные силы и цветные чудеса
1
-
59
Рисующая и прогулочная вода
-
1
60
Физические фокусы: механика движения и иллюзия света
1
61
Выяснение условий равновесия рычага
1
-
62
Изучение равноускоренного движения
1
-
63
Изучение явления теплообмена
-
1
64
Физические фокусы: день и ночь
1
-
65
Опыт «Цветное колесо»
1
66
Викторина «Физическая радуга»
1
67
Олимпиада по пройденным темам
1
-
68
Игра «Физики или химики?»
-
1
Итого
51
17
Всего
68 часов
Тематическое планирование третьего года обучения
№ разд
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Обо всём кратко
15
Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся;
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
2
Космос. Вселенная
18
Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формирование понятий: космос, вселенная, инопланетяне; развитие общих представлений о биосфере, ее строении, функционировании и развитии, воздействия космических тел, сил, явлений на живую природу Земли
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
3
Термодинамика
14
Формирование научных понятий: энергия, теплота, термодинамическая система и равновесие, давление, температура, объём; зависимость массы и объёма от агрегатного состояния вещества; значение и применение термодинамических процессов; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий при изучении световых явлений (свет как волна, как частица); формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
Календарно-тематическое планирование третьего года обучения
№ п/п
Тема занятия
Теоретические
Практические
15
Обо всём кратко
1
Что такое огонь?
1
-
2
Что такое гроза?
1
-
3
Что такое электризация?
1
-
4
Как работает холодильник?
1
-
5
Как работает термометр?
1
-
6
Что такое реактивное движение?
1
-
7
Как построить ракету?
1
-
8
Какая скорость у ракеты?
1
-
9
Как рассчитать дальность полёта?
1
-
10
Каким законам физики подчиняется движение в воздухе, на воде и в космосе?
1
-
11
Что такое формула и для чего она нужна?
1
-
12
Скорость. Время. Расстояние (путь, перемещение)
-
1
13
Что значит решить физическую задачу?
1
-
14
Основные формулы для расчёта в задачи
1
-
15
Оформление простейших задач на скорость, время, расстояние
1
-
18
Космос. Вселенная
16
Из чего сделаны молекулы?
-
1
17
Что такое географическая карта?
1
-
18
Как устроена наша планета?
19
Что мы знаем о планетах
1
-
20
Почему Луна на небе бывает разная?
1
21
Какая звезда самая близкая?
-
1
22
Бывает ли ночь длиннее месяца?
1
-
23
Есть ли спутники у других планет?
1
-
24
Можно ли жить на других планетах?
1
1
25
Что такое климат?
-
1
26
Что такое спутник?
1
-
27
Что такое метеорит?
1
-
28
Что такое астероиды?
1
-
29
Что такое атмосферное давление?
1
-
30
Как составляют прогноз погоды?
1
-
31
В гостях у звёзд. Загадочная Луна
1
-
32
Что такое телескоп?
1
-
33
Игра «Загадки про воздух и космос»
-
1
14
Термодинамика
34
Что такое термодинамика?
-
1
35
Техническая термодинамика
1
-
36
Химическая термодинамика
1
-
37
Статистическая термодинамика
1
-
38
Феномен термодинамики
1
39
Изопроцессы и применение их в жизни: изотерма
1
-
40
Изопроцессы и применение их в жизни: изохора
1
-
41
Изопроцессы и применение их в жизни: адиабата
-
1
42
Изопроцессы и применение их в жизни: изобара
1
-
43
Изопроцессы и применение их в жизни: политроп
-
1
44
Обратимые и необратимые процессы
1
-
45
Равновесный процесс
1
46
Энтропия. Ионизация газа
-
1
47
Игра «Работа и теплота»
-
1
21
Опыты, эксперименты и лабораторные работы
48
Опыт с монеткой и воздушным шариком
1
-
49
Электрическая расчёска
1
-
50
Нарушенное равновесие
-
1
51
Инерция. Игра предметов
1
-
52
Звучащий стакан
1
-
53
Радужная плёнка и горячая резинка
1
-
54
Количество теплоты отдаваемое предметами
1
-
55
Почти научные опыты на кухне
1
-
56
Пространство и движение
-
1
57
Фокусы с водой
-
1
58
Опыты с мыльным раствором и проволочными контурами
1
-
59
Физические опыты - "Космос у тебя дома"
-
1
60
Опыт с обычной палкой помогает понять законы трения
1
61
Живая рыба
1
-
62
Плывущий по воздуху
1
-
63
Труба Рубенса. Графитовый реостат
-
1
64
Магнит для конфетти
1
-
65
Интересные шары – опыты с воздушным шариком
1
66
Олимпиада по пройденным темам
1
67
Викторина «Самый умный физик»
1
-
68
Выставка «Физики - лирики»
-
1
Итого
51
17
Всего
68 часов
Тематическое планирование четвёртого года обучения
№ разд
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Колебания и волны
15
Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся; формирование представлений и знаний о колебаниях и волнах, изучить пользу и вред и расширить кругозор восприятия их применение в быту и на практике
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
2
Квантовая физика
18
Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формировать представления о квантово-механических и квантово-полевых системах и законах их движения; изучить физические особенности модели атома Бора, которая была попыткой примирить представления классической физики с формирующимися законами квантового мира.
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
3
Атомная и ядерная физика
14
Формирование научных понятий: атом, ядро, нуклон, протон, нейтрон, электрон; зависимость энергии атомного ядра, атомной реакции; значение альфа-, бета; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных поняти; формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
Календарно-тематическое планирование четвёртого года обучения
№ п/п
Тема занятия
Теоретические
Практические
15
Колебания и волны
1
Виды волн и колебаний
1
-
2
Механические, вынужденные колебания
1
-
3
Свободные, затухающие и незатухающие колебания
1
-
4
В чём отличие колебаний от волн?
1
-
5
Простые задачи на колебания и волны
1
-
6
Основные формулы для расчёта . Оформление задач
1
-
7-8
Решение задач на колебания и волны
1
1
9
Колебания в природе, в быту и на производстве
1
-
10
Продольные и поперечные волны.
1
-
11
Что такое деформация? Виды деформации
1
-
12
Такие разные волны
-
1
13
Звук. Волновые явления
1
-
14
Резонанс. Музей резонанса. Способы борьбы с вредным резонансом
1
-
15
Игра «Кодограмма»
1
-
18
Квантовая физика
16
Что такое квант?
-
1
17
Что такое энергия? Виды энергии
1
-
18
Как сознание создаёт материю или ты являешься маленьким волшебником
1
-
19
Квантовая физика и Вселенная
1
20
Что такое время и пространство. Искривление пространства
-
1
21
Закон притяжения и гравитации
1
-
22
Расчётные формулы законов физики
1
-
23
Что такое гравитационная постоянная
1
-
24-26
Оформление и решение задач
1
2
27
Что такое чёрное тело. Излучение чёрного тела
1
-
28
Световые кванты. Что такое гипотеза?
1
-
29
Строение атомов и молекул
1
-
30
Что такое вакуум. Близкодействие и дальнодействие
1
-
31
Электромагнитность. Электромагнитные свойства пустоты
1
-
32
Кварки, квазары, глюоны, адроны, мюоны, изотопы и прочее
1
-
33
Игра «Квантование пространства»
-
1
14
Атомная и ядерная физика
34
Что такое атом и ядро?
-
1
35
Ядерные реакции и радиоактивность
1
-
36
Волновые свойства частиц
1
-
37
Молекулы и кристаллы
1
-
38
Элементарные частицы
1
39
Ядерные силы
1
-
40
Великие физики
1
-
41
Модели атомов
-
1
42
Атомы и радиоактивность на службе у людей
1
-
43
Квантовые свойства молекул. Строение молекул. Молекулярные спектры
-
1
44
Квантовые свойства твердых тел
1
-
45
Взаимодействие излучений с веществом
1
46
Ядерная модель атома. Рассеяние заряженных частиц
-
1
47
Игра «Таинственный город Ядров на острове Атомный»
-
1
21
Практическая часть
48
Лабораторная работа с маятником
1
-
49
Создание простых моделей атомов
1
-
50
Как происходит рассеяние заряженных частиц?
-
1
51
Моделирование работы атомного реактора
1
-
52
Исследование работы лазера
1
-
53
Знакомство с альфа-частицей, бета-спектром, гамма-квантом
1
-
54
Как определить энергию альфа-частиц по пробегу?
1
-
55
Как определяют верхнюю границу бета-спектра?
1
-
56
Как происходит определение энергии гамма-квантов методом поглощения?
-
1
57
Опыт Франка и Герца.
-
1
58
С помощью чего можно определить время жизни мюонов?
1
-
59
Как можно определить периода полураспада долгоживущего изотопа?
-
1
60
Эффект Мёссбауэра
1
61
Опыт Резерфорда
1
-
62
Нитяной и пружинный маятники. Явление резонанса
1
-
63
Превращение энергии при колебаниях
-
1
64
Геометрическая модель колебательного движения
1
-
65
Викторина «Самый умный физик»
1
66
Олимпиада по пройденным темам
1
67
Выставка «Физики - лирики»
1
-
68
Олимпиада за четыре года обучения
-
1
Итого
50
18
Всего
68 часов
Литература
1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2005
3.Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006
4. В. Сикорука «Физика для малышей». - М.: Педагогика, 1979.
5.Почему Земля - магнит? Константиновский. - М.: Малыш, 1979 г.
6.Журнал « Слушай во все уши». Опыты со звуком (11.05) Издательского Дома "Карапуз
Интернет-ресурсы:
1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей
2.К! Физика для малышей :: Класс!ная физика
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000681 отправлено 9 июля 2012г.
Современные дети живут в эпоху информатики , компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими , мыслить самостоятельно и творчески. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что младшие школьники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей.
Дети приобретают умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях. В игре и в обычных жизненных ситуациях полученные знания станут более естественными, а на кружке дети более полно познакомятся с некоторыми явлениями природы. Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях. В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение или опровержение физических теорий. Самые интересные эксперименты это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Цель программы:
1. Показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно,
2. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности учащихся 3-х классов как основы интеллектуально-личностного творческого развития.
Задачи программы:
1. Учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
3. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
4. Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)
5.Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность
6.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают новые знания;
б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Содержательные линии программы:
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности природы
Ценностная – предполагает формирование научного мировоззрения
Деятельная – способствует пространственному мышлению, логику и правильное понимание мира и законов природы
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами самоподготовки к выполнению творческих работ
Воспитательные цели:
—формирование основных мировоззренческих идей профориентация младших школьников воспитанию моральных качеств младших школьников — этических норм, гуманизма, активной позиции в обучении и жизни воспитанию у школьников эстетичных взглядов, умений
Тематическое планирование
№ разд
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Обо всём кратко
15
Формировать основные понятия физических явлений у учащихся к дальнейшему обучению физике; расширить словарь учащихся за счёт научных терминов; формировать умения строить причинно-следственные связи, давать логические описания предметов и явлений; научить составлять монологические ответы в научном стиле (речиформирование навыков приобретения знаний); расширение коммуникативно-социального опыта учащихся;
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
2
Космос. Вселенная
18
Формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физические явления вокруг себя; формирование понятий: космос, вселенная, инопланетяне; развитие общих представлений о биосфере, ее строении, функционировании и развитии, воздействия космических тел, сил, явлений на живую природу Земли
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
3
Термодинамика
14
Формирование научных понятий: энергия, теплота, термодинамическая система и равновесие, давление, температура, объём; зависимость массы и объёма от агрегатного состояния вещества; значение и применение термодинамических процессов; содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы; формирование основных понятий при изучении световых явлений (свет как волна, как частица); формирование сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарища, взаимопомощи; повышение экологической грамотности учащихся; формирование и развитие умения выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы; развивать внимание; создать доброжелательную психо-эмоциональную атмосферу, повысить у учащихся самооценку, уверенности в себе.
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
формировать понятия о физическом явлении, химической реакции, условиях и признаках химических реакций. Мы для себя определили проявления учебно-познавательной деятельности как ее виды. При этом мы исходим из общепринятого понимания понятия «вид» как части целого, сохраняющей его основные свойства и имеющей свои отличительные признаки. Виды учебно-познавательной деятельности: направление на познание целостного мира; реализация через познавательные потребности, практического умения при выполнении заданий на закрепление; формирование и развитие интеллектуальной сферы личности
Познавательные общеучебные действия:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- классификация
- сериация
Коммуникативные УУД
- постановка вопросов
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- диалогическая и монологическая контекстная речь
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Теоретические
Практические
15
Обо всём кратко
1
Что такое огонь?
1
-
2
Что такое гроза?
1
-
3
Что такое электризация?
1
-
4
Как работает холодильник?
1
-
5
Как работает термометр?
1
-
6
Что такое реактивное движение?
1
-
7
Как построить ракету?
1
-
8
Какая скорость у ракеты?
1
-
9
Как рассчитать дальность полёта?
1
-
10
Каким законам физики подчиняется движение в воздухе, на воде и в космосе?
1
-
11
Что такое формула и для чего она нужна?
1
-
12
Скорость. Время. Расстояние (путь, перемещение)
-
1
13
Что значит решить физическую задачу?
1
-
14
Основные формулы для расчёта в задачи
1
-
15
Оформление простейших задач на скорость, время, расстояние
1
-
18
Космос. Вселенная
16
Из чего сделаны молекулы?
-
1
17
Что такое географическая карта?
1
-
18
Как устроена наша планета?
19
Что мы знаем о планетах
1
-
20
Почему Луна на небе бывает разная?
1
21
Какая звезда самая близкая?
-
1
22
Бывает ли ночь длиннее месяца?
1
-
23
Есть ли спутники у других планет?
1
-
24
Можно ли жить на других планетах?
1
1
25
Что такое климат?
-
1
26
Что такое спутник?
1
-
27
Что такое метеорит?
1
-
28
Что такое астероиды?
1
-
29
Что такое атмосферное давление?
1
-
30
Как составляют прогноз погоды?
1
-
31
В гостях у звёзд. Загадочная Луна
1
-
32
Что такое телескоп?
1
-
33
Игра «Загадки про воздух и космос»
-
1
14
Термодинамика
34
Что такое термодинамика?
-
1
35
Техническая термодинамика
1
-
36
Химическая термодинамика
1
-
37
Статистическая термодинамика
1
-
38
Феномен термодинамики
1
39
Изопроцессы и применение их в жизни: изотерма
1
-
40
Изопроцессы и применение их в жизни: изохора
1
-
41
Изопроцессы и применение их в жизни: адиабата
-
1
42
Изопроцессы и применение их в жизни: изобара
1
-
43
Изопроцессы и применение их в жизни: политроп
-
1
44
Обратимые и необратимые процессы
1
-
45
Равновесный процесс
1
46
Энтропия. Ионизация газа
-
1
47
Игра «Работа и теплота»
-
1
21
Опыты, эксперименты и лабораторные работы
48
Опыт с монеткой и воздушным шариком
1
-
49
Электрическая расчёска
1
-
50
Нарушенное равновесие
-
1
51
Инерция. Игра предметов
1
-
52
Звучащий стакан
1
-
53
Радужная плёнка и горячая резинка
1
-
54
Количество теплоты отдаваемое предметами
1
-
55
Почти научные опыты на кухне
1
-
56
Пространство и движение
-
1
57
Фокусы с водой
-
1
58
Опыты с мыльным раствором и проволочными контурами
1
-
59
Физические опыты - "Космос у тебя дома"
-
1
60
Опыт с обычной палкой помогает понять законы трения
1
61
Живая рыба
1
-
62
Плывущий по воздуху
1
-
63
Труба Рубенса. Графитовый реостат
-
1
64
Магнит для конфетти
1
-
65
Интересные шары – опыты с воздушным шариком
1
66
Олимпиада по пройденным темам
1
67
Викторина «Самый умный физик»
1
-
68
Выставка «Физики - лирики»
-
1
Итого
51
17
Всего
68 часов
Литература
1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2005
3.Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006
4. В. Сикорука «Физика для малышей». - М.: Педагогика, 1979.
5.Почему Земля - магнит? Константиновский. - М.: Малыш, 1979 г.
6.Журнал « Слушай во все уши». Опыты со звуком (11.05) Издательского Дома "Карапуз
Интернет-ресурсы:
1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей