программа развития творческих способностей и графических навыков в изобразительном искусстве
Программа развития творческих способностей и графических навыков в изобразительном искусстве
Сегодня реформа образовательной школы направлена на изменение подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка, используя различные приемы, способы и средства. Одним из средств развития интеллектуальных способностей является искусство. Специфика его в том, что оно воздействует на человека своими художественными средствами: словом, звуком, красками, природными материалами.
Работая с детьми с ограниченными возможностями в здоровье, перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям услышать, увидеть, почувствовать многообразие окружающей среды, познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Ведь внутренний мир детей с проблемами в развитии многогранен и интересен. Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики.
Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Поэтому возникла необходимость интегрировать программу по оригами в начальных классах коррекционной школы, с изобразительным искусством используя нетрадиционные методы и приемы обучения рисованию и работы с бумагой. Программа направлена на коррекцию психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся начальных классов с ограниченными возможностями в здоровье. Этот подход позволяет разнообразить изобразительную деятельность через показ детям именно способов рисования, складывания из бумаги, которые дают возможность развивать творческий потенциал, сформировать графические навыки учащихся и развитию личности в целом.
Выбранная форма обучения интегративная, синтез искусств дает возможность детям более широко раскрыть свои творческие возможности не только в области изобразительного искусства и работы с бумагой, но и охватывает межпредметные связи (игровую деятельность, окружающий мир, математику, литературу), межличностные отношения и взаимодействие общего и дополнительного образования.
Построение такого образовательного процесса позволяет сохранить физическое и нравственное здоровье детей, удовлетворить образовательную потребность учащихся с учетом их психических особенностей, мотивировать на учебу склонных к самовыражению средствами изобразительного искусства и оригами, создавая ситуацию успеха для каждого ребенка.
Цель программы: Формирование творческого потенциала учащихся 7-10 лет через декоративно-прикладное искусство путем теоретического и практического освоения художественных технологий, и повышение эффективности обучения в целом. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа развития творческих способностей и графических навыков в изобразительном искусстве »
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
коррекционной направленности
по развитие мелкой моторики
средствами искусства в студии
«Художественных ремесел»
для учащихся 7- 12 лет коррекционной школы
срок реализации программы 4 года
Автор: педагог
дополнительного образования
И.Д. Маланич
Нягань, 2014
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От их пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Данная программа дополнительного образования является авторской, имеет декоративно-прикладную и коррекционную направленность, рецензирована кандидатом пед. наук, профессором кафедры специальной педагогики УрГПУ В.В. Каркуновым, 2009 г. Составлена на основе, учебной программы по изобразительному искусству (И.А. Грошенкова), из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1--4 классы», 2004 г.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Сегодня реформа образовательной школы направлена на изменение подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка, используя различные приемы, способы и средства. Одним из средств развития интеллектуальных способностей является искусство. Специфика его в том, что оно воздействует на человека своими художественными средствами: словом, звуком, красками, природными материалами.
Работая с детьми с ограниченными возможностями в здоровье, перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям услышать, увидеть, почувствовать многообразие окружающей среды, познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Ведь внутренний мир детей с проблемами в развитии многогранен и интересен. Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики.
Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Поэтому возникла необходимость интегрировать программу по оригами в начальных классах коррекционной школы, с изобразительным искусством используя нетрадиционные методы и приемы обучения рисованию и работы с бумагой. Программа направлена на коррекцию психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся начальных классов с ограниченными возможностями в здоровье. Этот подход позволяет разнообразить изобразительную деятельность через показ детям именно способов рисования, складывания из бумаги, которые дают возможность развивать творческий потенциал, сформировать графические навыки учащихся и развитию личности в целом.
Выбранная форма обучения интегративная, синтез искусств дает возможность детям более широко раскрыть свои творческие возможности не только в области изобразительного искусства и работы с бумагой, но и охватывает межпредметные связи (игровую деятельность, окружающий мир, математику, литературу), межличностные отношения и взаимодействие общего и дополнительного образования.
Построение такого образовательного процесса позволяет сохранить физическое и нравственное здоровье детей, удовлетворить образовательную потребность учащихся с учетом их психических особенностей, мотивировать на учебу склонных к самовыражению средствами изобразительного искусства и оригами, создавая ситуацию успеха для каждого ребенка.
Цель программы: Формирование творческого потенциала учащихся 7-10 лет через декоративно-прикладное искусство путем теоретического и практического освоения художественных технологий, и повышение эффективности обучения в целом. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Развивать мелкую мускулатуру рук, усидчивость и аккуратность.
Координировать работу пальцев рук и мозга со зрительным восприятием, способность следовать устным инструкциям.
Повышать и стабилизирует психоэмоциональное состояние.
Воспитывать эстетический вкус, интерес к труду и искусству – качества, необходимые для творческой личности: целеустремленность, уверенность в своих силах, стремление к прекрасному.
Воспитывать у учащихся дружелюбие, коммуникабельность и любовь к труду и искусству.
Отличительные особенности данной программы
Программа рассчитана на четыре года обучения и предназначена для работы с учащимися коррекционной школы 8 вида с ограниченными возможностями в здоровье.
Учебная программа рассчитана на 68 учебных часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу с учетом подготовки и уборки рабочего места. Учитывая психофизические особенности учащихся для успешного усвоения материала занятия проводятся по подгруппам с ограниченным количество детей, осуществляя индивидуальный подход каждому ребенку.
Учащиеся могут включиться в освоение программы в любом возрасте. Освоив базовый курс, ребенок может и в дальнейшем посещать объединение, совершенствуясь в своём мастерстве, раскрывая творческие возможности, воспитывая эстетический вкус при создании творческих работ, или реализовывать свои творческие потребности в досуговой деятельности, а также может продолжить своё дальнейшее обучение в специальных учебных заведениях по данному направлению.
Программавключает в себя следующие разделы.
рисование:
графическое рисование (по опорным точкам, рисование по клеточкам, графический орнамент),
рисование с натуры, по показу учителя, с опорой на образец.
декупаж
работа с бумагой:
аппликация (объемная, обрывная, сюжетная),
оригами (складывание по показу и динамическим таблицам, модульное оригами, обыгрывание бумажных фигурок в игровой и театрализованной деятельности),
квиллинг, плетение и скручивание бумажных полос,
силуэтное вырезание.
предметно практическая деятельность:
работа над тактильной чувствительностью, мозаика с использованием (бус, пуговиц, деревянных палочек, разрезных картинок и т.д.) с элементами аппликации,
танграмм (выкладывание по схемам стилизованных образов из геометрических форм).
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта и степени усвоения учащимися учебного материала и потребностей учреждения.
В основу разработки программы положены следующие методы обучения:
информативно рецептивный - включает следующие приемы: рассматривание, наблюдение, беседа, рассказ; устное проговаривание этапов работы, зрительное изучение предстоящих действий по выполнению;
репродуктивный - направлен на закрепление знаний и навыков, включает в себя приемы повтора, работа на отдельных листах, формообразующих движений рукой;
эвристический и исследовательский методы направлены на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
принципы обучения:
принцип коррекционной направленности обучения;
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям), “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
принцип непрерывности, системности и преемственности образования;
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
принцип комплексности – это единство воздействия на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности,
Художественно-творческая деятельность, направленная на развитие мелкой моторики способствует развитию многих положительных качеств учащихся:
координирует работу пальцев и мозга;
развивает мелкую мускулатуру рук, усидчивость и аккуратность;
повышает и стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние учащихся;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
снижает тревожность, что позволяет легче адаптироваться к психотравмирующим ситуациям;
развивает пространственное и абстрактное мышление;
повышает уровень интеллекта (комплекс таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение);
повышает активность правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивает работу обоих полушарий;
воспитывает у учащихся дружелюбие, коммуникабельность и любовь к искусству.
Тематический план
первый год обучения
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Графическое рисование
-
5
5
2.
Нетрадиционное рисование
1
5
6
3.
Декоративное рисование
1
5
6
4.
Рисование с натуры
1
5
6
5.
Декупаж
-
-
-
6.
Обрывная аппликация
1
5
6
7.
Объемная аппликация
1
5
6
8.
Сюжетная аппликация
-
5
5
9.
Скручивание, плетение бумажных полос
1
4
5
10.
Оригами
2
5
7
11.
Силуэтное вырезание
-
-
-
12.
Мозаика
-
3
3
13.
Лепка из фольги
1
4
5
14.
Танграмм
-
4
4
15.
Вводные и итоговые занятия по обобщению изученного материала
2
2
4
ИТОГО:
11
57
68
второй год обучения
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Графическое рисование
-
5
5
2.
Нетрадиционное рисование
1
5
6
3.
Декоративное рисование
1
5
6
4.
Рисование с натуры
1
5
6
5.
Декупаж
-
-
-
6.
Обрывная аппликация
1
5
6
7.
Объемная аппликация
1
5
6
8.
Сюжетная аппликация
-
5
5
9.
Скручивание, плетение бумажных полос
1
4
5
10.
Оригами
2
5
7
11.
Силуэтное вырезание
-
-
-
12.
Мозаика
-
3
3
13.
Лепка из фольги
1
4
5
14.
Танграмм
-
4
4
15.
Вводные и итоговые занятия по обобщению изученного материала
2
2
4
ИТОГО:
11
57
68
третий год обучения
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Графическое рисование
-
-
-
2.
Нетрадиционное рисование
1
6
7
3.
Декоративное рисование
1
3
4
4.
Рисование с натуры
1
3
4
5.
Декупаж
2
8
10
6.
Обрывная аппликация
-
-
-
7.
Объемная аппликация
1
4
5
8.
Сюжетная аппликация
-
-
-
9.
Скручивание, плетение бумажных полос
2
8
10
10.
Оригами
1
7
8
11.
Силуэтное вырезание
2
8
10
12.
Мозаика
-
-
-
13.
Лепка из фольги
-
-
-
14.
Танграмм
-
2
2
15.
Вводные и итоговые занятия по обобщению изученного материала
2
2
4
16
Оформление выставок
-
4
4
ИТОГО:
13
55
68
четвертый год обучения
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Графическое рисование
-
-
-
2.
Нетрадиционное рисование
1
3
4
3.
Декоративное рисование
1
5
6
4.
Рисование с натуры
1
3
4
5.
Декупаж
2
10
12
6.
Обрывная аппликация
-
-
-
7.
Объемная аппликация
-
-
-
8.
Сюжетная аппликация
-
-
-
9.
Скручивание, плетение бумажных полос
2
10
12
10.
Оригами
1
7
8
11.
Силуэтное вырезание
2
10
12
12.
Мозаика
-
-
-
13.
Лепка из фольги
-
-
-
14.
Танграмм
-
2
2
15.
Вводные и итоговые занятия по обобщению изученного материала
2
2
4
16
Оформление выставок
-
4
4
ИТОГО:
12
56
68
Содержание программы
Изобразительное искусство:
Графическое рисование - рисование как графическая деятельность, с помощью системы специальных упражнений по заданным образцам, приближенное к письму;
выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;
другой способ графического рисования по силам учащимся среднего звена -рисование гелиевыми ручками целого сюжета или образа, разными мелкими элементами и линиями;
Нетрадиционное рисование - необычными материалами и оригинальными техниками;
кляксография - метод рисования заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок смотрит и находит новые образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - после этого, ребенку предлагаем обвести или дорисовать недостающие детали нового образа. В результате может получиться целый сюжет;
метод пальцевой живописи - указательный палец правой или левой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Иногда тематика детского рисунка указывает именно на это способ. Например, рисование дерева, ребенок легко пальцем руки выводит ствол, ветки, если осень, всеми пальцами рисует разноцветные листья и еще многое другое. Главное, педагог показывает, как и сколько раз, в каком направление нужно оставить отпечаток, чтобы получился новый образ. Заключительным этапом является дорисовка мелких частей дополняющий общий рисунок;
рисование на мокрой бумаге - существует целый ряд предметов, сюжетов, образов которые лучше рисовать именно так - небо, море, цветы, радугу, загадочный рисунок на крыльях бабочки и многое другое, все мягкое не имеющее четких очертаний можно изображать в этой технике;
точечный рисунок - рисование точками вместо линий, полного изображения или целого сюжета, делает рисунок необыкновенным и загадочным. Для рисования можно использовать фломастеры, карандаш, поставить перпендикулярно к белому листу и начать рисовать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками, с помощью специальных палочек с парагоном разного диаметра. Можно вырезать из белой бумаги платье, платок, варежки и украсить орнаментом из точек, для этого подойдут раскраски из книжек - мишки, зайчики, цыплята, все то, что пушистое. Рисунки должны быть крупные, без мелких деталей. Главное заинтирисовать детей;
метод волшебного рисунка - углом восковой свечи на белой бумаге, дети изображают предмет или целый сюжет. Затем, широкой плоской кистью или паралоном, краски наносятся сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложиться на жирное изображение свечой -рисунок как бы появляется внезапно перед глазами детей. Таким же способом, можно изобразить фон для будущей работы;
загадочные рисунки - сложить пополам картон размером 20х20 см. Шерстяную или полушерстяную нить длиной около 30 см, на 8-10 см обмакиваем в густую краску и зажимаем картоном. Затем следует поводить внутри картона этой нитью, после чего вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают учащиеся. Полезно давать названия таким рисункам, что способствует развитию воображения;
коллаж - само понятие объясняет смысл данного метода, в него собираются несколько вышеперечисленных. Например, решили нарисовать лето, для этого используем точечный рисунок изображая цветы, а деревья нарисуем пальцем, фрукты и овощи сложим в технике оригами, методом по сырому нарисуем небо и облака;
печать - широко используется и считается самым любимым способом рисования у детей. Эта техника выполняется разными способами - подложив под тоненький белый лист бумаги осенние листья, а сверху восковыми мелками держа его плашмя и тогда лист красиво проявиться со всеми прожилками и целым контуром. Если нанести желтую, а иногда и разноцветную гуашь на лист березы, дуба, со стороны выступающих прожилок и перевернув его на лист бумаги получиться целое дерево, или красивое явление листопад;
Декоративное рисование- наиболее доступно для учащихся с ОВЗ специальной (коррекционной) школы, поэтому обучение рисованию начинают именно с этого вида занятий. Составление узоров в полосе, квадрате, круге, оформление праздничных открыток и т. д. Многократно повторяющиеся растительные мотивы и ограниченное число геометрических форм. Сочиняя узоры, учащиеся оперируют простейшими элементами и формами, подбирают соответствующие цвета, следят за чередованием одних и тех же деталей или повторяют их через определенный промежуток. Декоративное рисование тесно связано с рисованием с натуры и на темы. Так, рисованию предметов симметричной формы предшествует составление узоров, построенных по принципу симметрии. Рисование узоров в круге предваряет и сопровождает рисование круглых предметов и т. д;
Рисование с натуры - или предметное рисование, при проведение данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя учащийся внимательно рассматривает предмет, определяет его форму и цвет. Ребенок тренируется в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учится изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
Декупаж - метод вырезания и приклеивания простых изображений на салфетках или специальных декупажных картах. Фоном для таких работ может быть и керамика, дерево, стекло и даже деревянные палочки мороженного. Задача ребенка, правильно приклеить мотив на загрунтованную поверхность без заломов и с помощью акриловой краски сделать рисунок выразительнее. Даже если ребенок плохо рисует, этот метод поможет ему приобрести уверенность в рисовании и научиться красиво подбирать цвет и работать с кистью.
В работе с бумагой:
Обрывная аппликация - увлекательный и любимый метод работы с детьми в создании ярких картинок. Таким способом можно придумывать и составлять самостоятельно сюжет или образ, а можно использовать готовые распечатки крупных картинок, главное, ребенок самостоятельно разрывает цветную бумагу, или ненужные иллюстрации из журналов открыток и заполняет цветными обрывками пространство рисунка. Края деталей получаются не ровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости. Рисунки в этой технике могут быть плоскостными а могут быть отдельно вырезанные и использованы в объемном коллаже. Например, ребенок нарисовал лес, а листья на деревьях или лежащие на земле можно изобразить именно этим способом особенно хорошо смотрится при создании морских волн, облаков;
Сюжетная аппликация - техника, основанная на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, или различных природных материалов, которые будут сочетаться между собой по цвету и фактуре, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами). Главные персонажи выделяются из общей картины более крупным размером, ярким цветом, композиционным решением;
Скручивание, плетение бумажных полос :
квиллинг - бумагокручение, бумажная филигрань, все это скручивание узких цветных бумажных полос с помощью незамысловатого инструмента превращающие в "капельки", "завитки", "глазки", "спиральки". Именно из них ребята с помощью клея изготавливают красивые объемные подсолнухи, ромашки, желуди, бабочки, снежинки, "как настоящие"! Выполнение снежинок из скрученных полосок, напоминает мозаику или калейдоскоп с огромным числом вариантов. Заготовленные детали приклеиваются на основу, выполняя открытки или панно, а можно склеивать между собой, чтобы повесить на ёлку;
плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Процесс плетения очень увлекателен, с помощью его учащиеся изготавливают закладки для книг, украшают подставки для книг, элементы декора к мероприятиям, например, красивые двухцветные листья украшают класс осенью, или украсят рамку для рисунка;
Оригами - складывание из бумаги различных фигур, на основе базовых форм Готовые фигурки дети используют в подвижных играх, театрализованных, и других декоративных направлениях искусства (аппликации, коллажах);
складывание открыток и закладок, фигурки – закладки (карандаш, сердечко и т.д.);
закладки из нескольких модулей, открытки украшенные по желанию учащихся, рамочки, складывание простых форм писем;
цветочное оригами - складывание цветов из простых базовых форм, цветочные орнаменты, цветы из модулей, цветочные композиции, цветочные кусудамы;
модульное оригами - складывание объемных композиций и отдельных предметов, звезды, цветы, орнаменты, животных, атрибуты для игр коробочки, двигающиеся фигурки;
Силуэтное вырезание - работы, выполненные в технике вырезания из бумаги, называются классическим силуэтом, и относится к художественному вырезанию. От аппликации и коллажа силуэты отличаются тем, что, картина, вырезанная при помощи ножа из одного листа бумаги, неважно какого размера, и взятая за один край, не разваливается на отдельные части. Вырезание из бумаги обычно выполняется вручную. Преимущество такого способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу нескольких одинаковых картин. Это ажурный симметричный узор, фигурки животных и людей, природные пейзажи, портреты, натюрморты и т. д.;
Мозаика - выполняется из мелких частей бумаги разрезанным или обрывным способом одного или разного цвета, составляющих деталей изображения. В такой технике может использоваться разный вид бумаги, чем мельче фрагмент мозаики, и больше цветовых оттенков, тем выразительнее работа. Мозаика из бумаги бывает
контурной (бумажный фрагмент наклеивается по краю изображения);
сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения)
Оригинально смотрится мозаичная работа, выполненная из объемных элементов, это может быть мелкие бумажные комочки или более твердые сорта бумаги. Мозаику можно выполнить из мелких модулей сложенных в технике оригами, например из воздушного змея учащиеся выложить декоративный узор или придумать свой образ любимого животного. Главное - подобрать нужное количество элементов, сочетая их по цвету:
Лепка из фольги - техника исполнения может быть и объемная и плоскостная. Для этого учащиеся медленно отрывают полоску фольги и сворачивают ее пополам узенькой полоской (дорожкой). На парте путем сминания по всей длине, полоску прокручивают в одном направлении до тонкой ровной ниточки, придают ей нужную форму и наносят клей на места соприкосновения с бумагой. При лепке из фольги необходимо подготовить контурное изображение, с помощью которого будет, легко добиваясь нужной формы. Силуэт изображения может быть контурным или сплошным;
Танграмм - представляет собой развивающую игру на развитие пространственных представлений и воображения. Это набор из геометрических фигур на каждого ребенка. Квадрат разрезан на 7 частей так – 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, 2 четырехугольника (квадрат и параллелограмм) и демонстрационные образцы стилизованных фигур человека, животных и других различных предметов. Учащиеся выбирают понравившийся образ и согласно схеме выкладывают его на парте, или составляют свои новые образы;
Оформление выставок - детские работы по всем разделам программы, являются украшением любого праздника, организовываются и проводятся совместно с детьми один раз в три месяца (квартально)
тематические выставки;
выставки к праздникам;
авторские выставки
Вводные и итоговые занятия - знакомство с историей возникновения декоративно - прикладного искусства в целом и каждого вида в отдельности. Техника безопасности с инструментами, правила поведения на занятиях. Вводная, промежуточная и итоговая диагностика.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В изобразительном искусстве:
организовывать свое рабочее место, прямо сидеть за партой, правильно держать альбом для рисования используя только одну сторону бумаги, ориентироваться на плоскости листа;
знать художественные материалы и их свойства, уметь использовать в рисунке традиционными и нетрадиционными способами (метод пальцевой живописи, точечный рисунок, рисование свечой и восковыми карандашами) правила и ухода за ними, пользование палитрой, соблюдать санитарно гигиенические требования;
знать и называть основные и дополнительные цвета, уметь их смешивать на палитре, ровно покрывать нужную поверхность, соблюдать контуры рисунка;
передавать в рисунках пространственные и величинные отношения несложных предметов и их основную форму, устанавливать ее сходство с геометрическими формами;
рисовать прямые линии в различных направлениях (прямых вертикальных, прямых горизонтальны, наклонных линий, замкнутых и дугообразных), обводить несложные шаблоны используя разнообразные художественные материалы;
узнавать и различать в изображениях предметы, животных, растения, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой;
знать и применять технику декупаж, вырезать и приклеивать простые изображения на керамику, дерево, стекло, деревянные палочки мороженного применяя специальные декупажные карты или многослойные салфетки, правильно приклеить мотив на загрунтованную поверхность без заломов и с помощью акриловой краски делать прорисовки правильно подбирая цвет
В работе с бумагой:
знать и различать сорта бумаги: картон, цветная бумага, для рисования, бархатная бумага, газетная, фольга, бумага для принтера, оберточная, и ее свойства, сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, режется и имеет соединительные свойства;
знать и владеть инструментами для работы с бумагой: ножницы, клей, карандаш, правила безопасности с режущими инструментами, уметь организовывать свое рабочее место, соблюдать санитарно-гигиенические требования;
резать по прямым и кривым линиям, вырезать полосы различной ширины, соединять с помощью клея, придавая ей нужную форму создавая различные элементы для объемной аппликации, вырезать по контуру несложные формы;
анализировать образцы предстоящей работы по вопросам учителя, пооперационно выполнять изделия по словесной инструкции с опорой на образец;
познакомить и приобщить учащихся с искусством оригами и его историей возникновения;
придерживаться правил оригамистов: бережно относиться к бумаге, складывать на парте, хорошо проглаживать линии сгибов, ровнять углы и стороны во время складывания, правильно подбирать бумагу по цвету и размеру;
уметь получать квадрат из прямоугольника, складывать из его базовые формы: треугольник, воздушный змей, конфетка, конверт, дом, дверь, птица, рыба, с помощью учителя на их основе складывать простые фигурки;
освоить приемы складывания, условные обозначения, применять их в различных комбинациях;
при выполнении плоскостных и объемных изделий ориентироваться в листе, делить на равные части по разным осям;
овладение элементарными приемами техники квиллинг, знать и применять технологию изготовления составных элементов завиток, капля, глаз, треугольник, квадрат, владение инструментом, составлять композиции в виде панно;
использовать готовые изделия в изобразительном искусстве, игровой и театрализованной деятельности.
Предметно практическая деятельность:
выкладывание геометрических фигур по показу, с опорой на образец различные образы, узоры, с соблюдением цвета и пространственных отношений (танграмм);
выкладывание из мелких деталей мозаики простых изображений используя цветные схемы, нанизывание бусин на шнурок;
Перечень дидактических игр используемых на занятиях
«Что я могу?» - знакомство с пластическими свойствами бумаги, которая при складывании оставляет след, сминается, рвется.
«Комната смеха» - превращение квадрата, прямоугольника, треугольника в веселые смешные лица. Художественное оформление фигурки по воображению учащихся.
«Перевертыши» - педагог показывает детям фигурки из белой бумаги, без художественного оформления, в произвольном виде. Дети рассматривают их и отгадывают, находят и называют свои варианты.
«Цветные рассказы» - детям предлагают полоски бумаги, состоящие из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых, придумывается сказка или рассказа. Например, детям предложена полоска, состоящая из: 1 (верхний ряд) – зеленый, голубой, желтый, белый квадраты; 2 (нижний) ряд – коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый квадраты. Произведение может выглядеть следующим образом: «Зеленый лес приветливо шелестел листвой. Голубое небо над лесом было чистым и прозрачным, а ослепительно – яркое, желтое солнце обогревало своим теплом каждого, кто попадал под его лучи. На ветке белой березы расположилась лесная птаха, и т.д.
«Волшебные картинки» - эта игра имеет не только развивающее, но и диагностическое значение. Детям предлагается набор обрезков бумаги одного цвета, и на чистом листе используя эти обрезки в качестве трафарета придумать свою картинку, или изобразить кого-то, или что-то.
«Веселые полоски» - использование полосок как изобразительного материала (прямые в форме завитков). Детям раздаются ровные полоски, по желанию они могут их завить с помощью карандаша или оставить ровными. И на бархатной бумаге составить свою картинку или предмет.
«Помоги художнику» - игра используется при знакомстве с базовыми формами. Дети знакомятся со складыванием базовой формы (например «воздушный змей»), педагог использует игровой момент, (у художника пропали краски), предлагает детям по желанию из нескольких б.ф. придумать и изобразить на чистом листе с помощью клея любимую игрушку и т.д.
Последние три игры направлены на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать на бумаге образы предметов на основе геометрических фигур.
Пальчиковые игры на развитие и координацию мелкой моторики:
«Домик» - дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняет прямую линию (труба, балкон);
«Лодка» - лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням;
«Елка» - елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).
Танграм (геометрический конструктор)
Цель: совершенствовать способы обследования форм зрительным и осязательно двигательным путем. Развивать умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы,развивать пространственные представления и воображение.
Материал: наборы на каждого ребенка из геометрических фигур. Квадрат разрезан на 7 частей так – 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, 2 четырехугольника (квадрат и параллелограмм). Демонстрационные образцы.
В ходе работы с детьми в области оригами были разработаны инновационные технологии:
Классификация базовых форм;
Динамические таблицы;
Ведение детьми альбомов с накопительным материалом различных фигурок с использованием художественного слова;
Использование прозрачных моделей в технике витража;
Работа с фольгой «Серебряная ниточка».
Цель: Развитие творческих способностей и самовыражения учащихся на занятиях в работе с бумагой.
Задачи:
Освоение приемов изготовления из фольги путем сминания разнообразных линий и форм.
Создание композиций из прямых, волнистых, дугообразных линий при передачи формы предметов и явлений.
Медленно отрываем полоску фольги и сворачиваем ее пополам узенькой полоской (дорожкой). На парте смять полосочку по всей длине и прокрутить в одном направлении до тонкой ровной ниточки. Придать ниточки нужную форму. Наносить клей на места соприкосновения с бумагой.
При лепке из фольги объемных форм обратить внимание детей на свойства этой бумаги (легко рвется, мягкая, если сразу смять в твердый ком, то нужная форма может не получиться). Необходимо легкими движениями смять фольгу в мягкий комочек, а затем придумать придать нужную форму.
В каждый раздел этапом урока включена «Пальчиковая гимнастика”, дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые подвижные игры с предметами помогают ученикам снять моральное напряжение.
Список литературы для организации педагогического процесса
Воронкова В.В.Программа трудового обучения 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2004г
Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Сборник программ обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-Х классы)» - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004
Маланич И.Д. Авторская программа «Развитие творческих способностей и графических навыков с учащимися начальных классов коррекционной школы 8 вида» Екатеринбург УрГПУ 2005
Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва 2002
Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение (начальная школа). Москва 1998
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности. Москва «Владос» 2007
Квач И.В. Развитие образного мышления и графических навыков младших школьников. Здоровье сберегающая педагогика Москва «Владос» 2001
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1998
Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры с бумагой. Москва 1999
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома.Москва «Аким» 1995
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги Москва «Просвещение» 1992
Коротеев И.А. Оригами для малышей. Москва «Просвещение» 1996
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль «Академия развития» 1996