kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа работы с учащимися 10 класса "Лестница успеха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Лестница успеха" расчитана для учащихся 10 классов, испытывающих трудности в учебе, в начале года. Занятия с элементами тренинга способствуют снижению тревожности, повышению уверенности в себе, развитию рефлексии. Для занятий со старшеклассниками используется компьютер. проектор, видеокамера. программа расчитана на 12 занятий по 50 минут.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа работы с учащимися 10 класса "Лестница успеха" »

Программа «Лестница успеха»

для учащихся 10 класса

Составитель: Соболева Наталья Владимировна,

педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»г. Балахна Нижегородская область.



Цель: Способствовать активизации внутренних ресурсов старшеклассников для формирования у него мировоззрения успешного человека.

Задачи:

  1. Способствовать снижению тревожности.

  2. Формирование и развитие умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.

  3. Формирование позитивной самооценки.

  1. Развитие рефлексии.

Занятия с элементами тренинга предлагаются учащимся 10 классов, имеющих проблемы в адаптационный период.

Занятие с элементами тренинга проводятся в группе 10-12 человек. Продолжительность занятия 45-50 минут.

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, которое выбирается на первом занятии и заканчивается прощанием.

На занятиях используется техническое оборудование: компьютер, проектор, видеокамера, фотоаппарат.



Тематический план

Темы занятий

Количество часов

1

Что такое успех?

1

2

Уверенное и неуверенное поведение

1

3

Секреты планирования

1

4

Лестница успеха и линейка достижений

1

5

Круг времени

1

6

Волевые усилия

1

7

Точка опоры

1

8

Я хозяин своих действий

1

9

Цели обучения

1

10

Успех и общение

1

11

Самопрезентация

1

12

Минута славы

1







Занятие 1

Что такое успех?

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Правила работы в группе.

  3. Цели и задачи тренинга.

  4. Упражнение «Самопрезентация»

Индивидуальная работа: написать «резюме» по плану;

-Имя, возраст,

-Любимое занятие

-Что нравится в себе, что не нравится

-для чего ты здесь.

В общем кругу участники представляются.

  1. Игра «Поезд»

Игра проводится в круге. Рассчитаемся на первый-второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера- два хлопка, один притоп. Движение повторяются по очереди: первый- второй, первый- второй ит.д.; по кругу имитируется стук колес поезда. Начали. Убыстряем темп. Еще быстрее.

  1. Теоретический блок.

Каждый человек стремится к успеху в жизни. Учеба в школе лишь в определенной степени может влиять на то, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Во многом успех зависит от самого человека: его убеждений, силы воли, эмоционального настроя. Успех в современном мире зависит также от умения человека правильно расставлять приоритеты, определять собственные цели, планировать свою работу и отдых.

Если вы действительно стремитесь стать успешными и готовы принять нашу помощь, предлагаем вам сделать несколько шагов, которые, мы надеемся, позволят добиться желаемого.

В свое время в институте Гэллапа попытались изучить глубинные истоки успеха. Для этого пришлось проанализировать позиции и черты характера 1500 известных людей. Исследование позволило выделить ряд общих черт, встретившихся у самых преуспевающих участников опроса.

Здравый смысл. 
Для большинства это означает способность выносить оптимальные и конкретные суждения по поводу повседневных дел. А для этого нужно отбросить все посторонние мысли и смотреть в корень того или иного события. Возникает вопрос, каково происхождение здравого смысла. По мнению одного из опрошенных, его, безусловно, можно в себе развить. Один из способов — учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках. 
Знание своего дела. 
Ничто так не помогает успеху, как глубокое знание того, чем занимаешься. Это снижает степень риска и действует как страховой полис твоих способностей. Профессиональные знания нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот. Чтобы добиться успеха, надо этого захотеть, а, добившись, стараться удержаться на завоеванных позициях. 
Уверенность в собственных силах. 
Люди, достигшие наибольшего успеха, рассчитывают главным образом на собственные резервы и способности. Эта уверенность означает наличие решимости к смелым действиям. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели. 
Высокий общий уровень развития. 
Это необходимое условие выдающихся достижений. Важна в этой связи способность быстро постигать сложные концепции и подвергать их быстрому и четкому анализу.
В результате исследования установлено, что на общем уровне развития участников опроса сказываются по крайней мере три элемента: богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму. Способность доводить дело до конца. 

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу, согласно которой самоуважение человека можно представить в виде дроби, числитель которой — его достижения, а знаменатель — амбиции и притязания.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Есть только два способа повысить самооценку:

-добиться успеха в какой-нибудь деятельности; - снизить уровень притязания. Достичь одновременно и того и другого удается только великим людям.

  1. Упражнение «Насколько я успешен в жизни»

Представьте себе, что в классе от двери к окну проходит числовой луч от 0 до 100. Оцените свою успешность в жизни, насколько вы смогли на данный момент реализоваться. Встаньте на воображаемый числовой луч. Подумайте, что мешает вам быть более успешным в жизни, что помогает. Обсуждение в большом кругу.

  1. «Незавершенные предложения»

Упражнение побуждает участников к развитию сознательного подхода к собственному обучению и регулярному использованию полученных в ходе упражнения навыков.

Инструкция

Лучше всего мы учимся тогда. Когда обращаем внимание не только на то, чему учимся, но и на то, как мы учимся. Как бы важно ни было обучение конкретным областям знаний, важнее всего в конечном итоге, чтобы мы научились правильно учиться. Обладающий такими навыками человек, всегда сможет найти интересную работу. Продолжите незаконченные предложения. После заполнения с каждого экземпляра снимается копия. Оригинал остается у участника, который собирает ответы, чтобы время от времени прослеживать процесс развития. На заполнение отводится 10 минут. (Приложение1. Лист 1)

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков».



Занятие 2

Уверенное и неуверенное поведение


  1. Ритуал приветствия ( держать друг друга за руки)

  2. Упражнение «Мое поведение»

Цель упражнения – научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, а когда неуверенно.

Ведущий предлагает определенную ситуацию. Участникам предлагается показать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный и неуверенный в себе человек.

Ситуации:

-незаслуженно поставили тройку;

-хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;

-хочешь познакомиться с девушкой (юношей);

-хочешь посидеть за компьютером, а мама просит что-то сделать по дому.

Участникам предлагается придумать самим ситуации.

В конце проводится краткое обсуждение и дается определение уверенному и неуверенному поведению.

  1. Упражнение «Сила слова»

Составляется два списка слов, характерных для уверенных и неуверенных ответов. Все записывается на доске.

  1. Упражнение «Круг уверенности»

Представьте себе невидимый круг, примерно в полуметре от себя. Зайдите в круг и продолжите фразу: «Я уверен в себе, если…»

Оставаясь на своем месте, продолжите фразу: «Я не уверен в себе, если…»

Обсуждение в кругу.

Делается вывод, что чувство уверенности появляется, если человек владеет ситуацией.

  1. Упражнение «Принятие себя»

Каждый участник получает лист бумаги. Предлагается разделить лист бумаги на две части. Слева, в колонку «Мои недостатки», откровенно запишите то, что вы считаете своими недостатками. Справа, в колонке «Мои достоинства» запишите то, что вы считаете своей сильной стороной.

Время заполнения: 7 минут.

Обсуждение в кругу.

  1. Упражнение «Как я учусь»

Задача упражнения: выяснить свою внешнюю и внутреннюю реакцию на интеллектуальное задание.

Вспомните, как сегодня проходила контрольная работа по алгебре.

Какие внешние действия вы произвели? Например, вяли книгу, стали грызть ногти ит.д.

Как вы отреагировали и что вы почувствовали, когда вам дали задание: например, напряглись, стиснули зубы, быстро задышали, у вас появилась головная боль и т.д.

Напишите пару предложений на тему «Как я похожу к выполнению задания? Каким образом я учусь?» Опишите, какие указания вы себе даете, как вы себя заставляете учиться, чего вы избегаете, на чем вы сосредоточиваетесь, каковы ваши ожидания и опасения, какие вы прилагаете усилия и в каком направлении. На это задание дается 10 минут.

Обсуждение того, что написали.

Вопросы для обсуждения:

-Понравилось ли мне упражнение?

-Узнал ли я о себе нечто новое?

-Насколько я заставляю себя выполнять задания?

-Насколько я увлекаюсь, выполняя какое-либо задание?

- Какие действия я предпринимаю. Чтобы уклониться от выполнения задания?

-Каким образом можно добиться того, чтобы, учась, избежать напряжения?

-Как я сам себя вознаграждаю после выполненной работы?

Упражнение целесообразно повторить несколько раз на следующих занятиях.

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков».


Занятие 3

Секреты планирования

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Упражнение «Достижения»

Расскажите о своем последнем достижении, успехе в жизни.

Начните фразу так: «Я горд тем, что я…»

  1. Теоретический блок «Секреты планирования»

Планирование помогает человеку затрачивать меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечит успех не только в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.

Планирование начинается с умения выделять главное, затем определение цели, составление плана действий, необходимых для ее достижения. Важно также умение отслеживать выполнение плана и оценить полученный результат.

  1. Упражнение «Выделение главного»

Предлагается записать все дела, которые вам предстоит сделать.

Подчеркнуть самые важные из них – те, которые необходимо сделать в первую очередь.

Отметь те дела, которые можно отложить до выходных дней, третьи дела, которые можно отложить до каникул.

  1. Упражнение «Постановка цели, составление плана действий, контроль за выполнением плана».

-Вы уже выделили главное дело, которое необходимо выполнить в первую очередь.

-Ответьте на вопрос: «Какой результат я хочу получить?»

Ответ на этот вопрос и является конечной целью, которую вы ставите перед собой.

-Ответьте на вопрос: «Что вы должны сделать, чтобы получить желаемый результат?»

-Отметьте в таблице (Приложение 2) предполагаемый результат по каждому пункту плана действий.

-Начните выполнение плана. Отмечайте в таблице. Удалось ли получить желаемый результат по каждому пункту.

-Когда план будет выполнен полностью, ответьте на вопрос: «Достигнута ли конечная цель?»

6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Нарисуйте солнце, в центре напишите свое имя. Вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков».


Занятие 4

Лестница успеха и линейка достижений


  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Ассоциации

Сегодня мы добавим к приветствию свои ассоциации с яркими личностями. Например, с политическими деятелями, киноактерами, историческими личностями или литературными персонажами. Предлагается сказать каждому члену группы, например: «Привет, Сергей, ты мне напоминаешь президента!». «Здравствуй, Света, ты мне напоминаешь Спящую красавицу».

Любой из вас вправе спросить, почему именно с этим лицом или героем вы ассоциируетесь у вашего партнера. Советую после упражнения записать все. Что скажут во время приветствий. Это интересный материал для осмысления.


  1. Упражнение «Линейка достижений»

Случалось ли с вами, что оценка, полученная на уроке, не соответствовала затраченным усилиям. Многих это огорчает, некоторые перестают стараться, потеряв веру в успех.

Оценка - это не единственный результат, который дает учеба. Знания и опыт – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Оцени по пятибалльной шкале:

1.Затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ

0____________________________________________________________5

2.Полученные мною знания и умения

0____________________________________________________________5

3.Какую оценку в школе получил

0____________________________________________________________5


Обсуждение в кругу.


  1. Упражнение «Лесенка успеха»




В конце каждой недели «поставь» себя



на какую-нибудь из ступенек лесенки успеха



(самая верхняя ступенька - наилучшие

результаты в учебе)



Проставляй даты на соответствующих ступеньках лесенки не реже 1 раза в неделю.



  1. Упражнение «Сядьте так, как…»

Предлагается сесть таким образом, чтобы изобразить своим видом различные ситуации:

- Школьник, получивший двойку за контрольную работу.

-Бизнесмен. Подписавший выгодный контракт.

-Фигурист, упавший в финальном выступлении и из-за этого оставшийся без медали.

-Спортсмен, возвращающийся домой с олимпийской медалью.

-Маленький голодный котенок.

-Человек, получивший повышение по службе.

Обсуждение.

На что конкретно нужно обращать внимание, чтобы понять, что выражает поза сидящего человека?

А как вы обычно сидите?

Хотите регулировать впечатление, которое вы производите на окружающих,- значит привыкайте задумываться над подобными вопросами, учитесь глядеть на себя глазами окружающих.

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков».






Занятие 5

Круг времени

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Упражнение «Капитал времени »

На доске проводится расчет: сколько времени есть у каждого до окончания 11 класса. В году 34 учебных недели и 18 недель каникул.

34 . 7 = 238 дней

18 . 7 = 126 дней

Сутки включают в себя примерно 16 часов бодрствования.

Можно рассчитать капитал времени для учебы и отдыха.

  1. Упражнение «Круг времени»

Каждому участнику выдается лист бумаги с изображением двух кругов.

Предлагается индивидуально на одном из кругов обозначить временные затраты в течение привычного учебного дня (какую часть суток спишь, какую - учишься, общаешься с друзьями и т.д.)

Вопросы для обсуждения: На что не хватает времени?

Что хотел бы изменить в своем привычном распорядке дня?

Обсуждение в группах: Где найти недостающее время? Составить список дел- поглотителей времени.

Обсуждение в общем кругу.

Предлагается индивидуально снова обозначить временные затраты в течение дня на втором круге.

Обсуждение результатов.

  1. Игра «Встреча взглядами»

Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде все одновременно поднимают головы. Их задача - встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков»







Занятие 6

Волевые усилия

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Упражнение «Как я учусь»

Задача упражнения: выяснить свою внешнюю и внутреннюю реакцию на интеллектуальное задание.

Вспомните, как сегодня проходила контрольная работа по физике (обществознанию).

Какие внешние действия вы произвели? Например, вяли книгу, стали грызть ногти ит.д.

Как вы отреагировали и что вы почувствовали, когда вам дали задание: например, напряглись, стиснули зубы, быстро задышали, у вас появилась головная боль и т.д.

Напишите пару предложений на тему «Как я похожу к выполнению задания? Каким образом я учусь?» Опишите, какие указания вы себе даете, как вы себя заставляете учиться, чего вы избегаете, на чем вы сосредоточиваетесь, каковы ваши ожидания и опасения, какие вы прилагаете усилия и в каком направлении. На это задание дается 10 минут.

Обсуждение того, что написали.

Вопросы для обсуждения:

-Понравилось ли мне упражнение?

-Узнал ли я о себе нечто новое?

-Насколько я заставляю себя выполнять задания?

-Насколько я увлекаюсь, выполняя какое-либо задание?

- Какие действия я предпринимаю. Чтобы уклониться от выполнения задания?

-Каким образом можно добиться того, чтобы, учась, избежать напряжения?

-Как я сам себя вознаграждаю после выполненной работы?

3. Обсуждение в кругу.

Как вы понимаете высказывание «Тот, кто может управлять собственной волей, по- настоящему свободен» (высказывание записывается на доске)

4. Теоретический блок. Вспомните, какие чувства у вас возникали, когда надо сделать какое-нибудь не очень приятное дело, например, сесть за уроки?

Неприятные ощущения! Вспомните, какие чувства испытывали, когда неинтересная работа выполнена? Наверное, это были очень приятные ощущения: свободы, победы, легкости.

Именно волевые усилия и дарят нам такие чувства. Кроме того, они помогают нам быстро сделать нудную работу, добиться успеха в учебе и других делах. Важно только не отмахиваться от их помощи, а «приручить» их, сделав своими постоянными спутниками в жизни.

Слово «воля» обозначает свободу, собственное мнение и желание человека.

Тот, кто может управлять собственной волей, по-настоящему свободен.

Изменилось ли ваше понимание этого выражения?

Если вы хотите «подружиться» со своей волей, попробуйте сделать следующее:

-Каждый день, в течение недели делайте по 1 делу, которое ты больше всего не любишь делать. Ежедневно фиксируй результаты в таблице (приложение 3)

- В конце недели подведите итоги.

-Если вы почувствовали, что волевые усилия помогают вам в учебе или другой сфере деятельности, продолжайте вести таблицу.


5. «Незавершенные предложения»

Упражнение побуждает участников к развитию сознательного подхода к собственному обучению и регулярному использованию полученных в ходе упражнения навыков (Приложение 1. Лист 2).

Анализ двух листов анкеты.

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков»



Занятие 7

Точка опоры

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Тест на самоопределение. Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но сначала нам нужно понять, каковы мы на самом деле. Для этого предлагается тест, который поможет вам ответить на этот вопрос. (Приложение 4)

  3. Упражнение «Точка опоры»

У каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем и любим в себе. Что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем все это точкой опоры: именно эти качества помогают нам в трудную минуту. Назовите свои «точки опоры»

  1. Медитативное упражнение «Горные вершины»

Участникам предлагается сесть поудобнее, при желании закрыть глаза, глубоко вдохнуть несколько раз и расслабиться.

Ведущий говорит: Вообразите сейчас, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться на вершине. И вам не нужно добираться туда, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные люди... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней... Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им... Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените — стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами? Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас проблем... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... (Пауза.) Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

По окончании упражнения каждый желающий может рассказать о тех чувствах, которые пережил.

  1. Упражнение «Проективный рисунок»

Предлагается выполнить 2 рисунка: « Я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». Время выполнения 5 минут. Рисунки не подписываются. Все рисунки складываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один. Каждый по очереди высказываются, что он видит на рисунке: о своих ощущениях от рисунка, каким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хотел бы изменить в себе.

Все высказываются по очереди, при этом автор рисунка не объявляет себя. После того, как все желающие выскажутся, можно попытаться определить автора рисунка. Таким образом обсуждаются все рисунки.

Обсуждение итогов упражнения.



  1. Упражнение «Мой дракон»

Участники получают листы с изображением дракона.

Предлагается представить, что слабости (недостатки), мешающие нам жить, - это голова дракона. Написать свои недостатки внутри контура головы дракона. Далее лист переворачивается, на другой стороне необходимо написать, какие человеческие достоинства могут помочь преодолеть имеющиеся у них слабости.

Подчеркнуть те достоинства, которые у них уже имеются, а двумя чертами – те достоинства, которые еще необходимо развить в себе. Сидя в кругу и передавая друг другу мяч, участники называют 1-2 черты характера, которые они хотели бы в себе развить.

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков»



Занятие 8

Я хозяин своих действий.

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Упражнение «Не могу или не хочу»

Упражнение дает возможность сменить позицию ученика. Он перестает ощущать себя беспомощным, переключает сознание на мысль о том, что он хозяин своих действий, и сам решает, от какой формы поведения отказаться, а какую выбрать.

Каждый участник получает лист бумаги. Предлагается составить перечень проблем, которые вы испытываете в школе. Время выполнения 10 минут.

Теперь преобразуйте все эти предложения во фразы, которые начинались бы со слов «я не могу». Время выполнения 5 минут.

А сейчас замените во всех предложениях слова «я не могу» на «я не хочу» и добавьте причину, по которой вы не хотите, чтобы это происходило.

Вам дается 15 минут.

Разделитесь на пары и обменяйтесь мнениями. Время беседы 15 минут.

Обсуждение в общем кругу.

Вопросы для обсуждения:

- Понравилось ли мне это упражнение?

- Какой из этапов мне дался труднее всего?

-Узнал ли я что-то новое?

- Что я еще хотел бы сказать?

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков»



Занятие 9

Цели обучения.

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Упражнение «Цели обучения»

Упражнение способствует углублению понимания между учителем и учащимися.

Сегодня мы поговорим с вами о том, какие цели, с вашей точки зрения, должна преследовать учеба, и какие цели близки учителям. Заполните рабочий лист (приложение 5) . Время заполнения 20 минут.

Обсуждение в общем кругу. Какие цели представляются вам наиболее важными. Каждый по кругу скажет, какую цель он поставил во главу своего списка. Ведущий проговаривает свою точку зрения. Сравнить цели учащихся и цели ведущего.

Обсудить, каким образом обе стороны могут себе представить выполнение пожеланий другой стороны.

Подведение итогов.

-Понравилось ли мне это упражнение?

- Какие пять целей звучали чаще всего?

- В какой степени цели класса сопоставимы с целями учителя?

- Насколько точно я смог прочувствовать цели учителя, соответственно и других учеников?

- Какие практические шаги могут предпринять учитель и ученики, чтобы все они смогли достичь своих целей?

- Что еще я хотел бы сказать?

3. Ритуал прощания «Башня из кулаков»


Занятие 10

Успех в общении.

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Игра «Все – некоторые - только я»

Водящий стоит в центре круга, для него нет стула. Водящий говорит что-то о некоторых людях. Все, кого высказывание касается, мгновенно вскакивают и стараются занять один из освободившихся мест. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Запрещается пересаживаться на соседний стул.

Все, кто сегодня пришел в школу…

Все, кто проснулся в хорошем настроении…

Все, у кого на голове ободок…

В первом случае откликнулись все без исключения. Во втором случае – некоторые из вас. А в третьем – только один. С помощью игры мы можем узнать друг о друге что-то новое.

  1. Упражнение «Кто я?

Каждый получает лист бумаги и делит его на три части. Предлагается в первой графе ответить на вопрос «Кто я?» (10 слов – эпитетов)

Во второй графе написать, как на этот же вопрос ответили бы родители, знакомые. В третьей графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы.

Вопросы для обсуждения:

-Повторяется ли какое-либо качество во всех трех графах;

-Как ты к себе относишься: позитивно или негативно;

-Совпадают ли Я - концепция и представления других о человеке.

  1. Мозговой штурм «Секреты эффективного общения»

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы взаимодействовать, общаться с людьми без конфликтов.

Какие черты характера помогают вам в общении с одноклассниками, учителями, родителями.

Вся группа составляет правила общения, которые записываются на доске.

  1. Упражнение «Стулья»

Предлагается всей группе синхронно выполнить такое задание – всем сесть на стулья, встать за спинку, поднять стул на уровне груди, опустить, снова сесть на стул. Во время выполнения задания разговаривать нельзя.

  1. Упражнение «Колокол»

  2. Вся группа становится в круг, один из желающих располагается в центре и начинает раскачиваться в разные стороны, закрыв глаза. Задача группы – остановить падение игрока, сделав это как можно более мягко.

  3. Домашнее задание: приготовить презентацию о себе по плану (Приложение 6).

  4. Ритуал прощания «Башня из кулаков»



Занятие 11

Самопрезентация

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Самопрезентации каждого участника тренинга. Время, которое отводится на одного человека, зависит от количества участников. Важно, чтобы в рамках одного занятия выступили все старшеклассники.

После выступления участник получает бурные аплодисменты.

  1. Ритуал прощания «Башня из кулаков»





Занятие 12

Минута славы

  1. Ритуал приветствия (держать друг друга за руки)

  2. Упражнение «Шестьдесят секунд»



Разделиться на группы по 4 человека. Представьте себе, что ваша группа получила одну минуту эфирного времени на телевидении. Вы можете использовать эту минуту, чтобы донести до телезрителей некое послание. Ваша задача заключается в том. Чтобы создать сценарий клипа, в котором как можно более точно будет указано о, что вы хотели бы сказать телезрителям и что бы вы хотели до них донести. Может быть, вы хотели бы их убедить в том, чтобы они не тратили время зря и принимались серьезно за учебу, а может быть, вы посоветуете им посмотреть какой-то фильм, который вы считаете важным. В любом случае ваше послание должно выражать ваши ценностные представления. У вас есть полчаса на то, чтобы придумать сценарий ролика.

По окончании времени снимаются видеоролики. Затем идет просмотр видеороликов.

Обсуждение в большом кругу:

Чему была бы посвящена эта минута, если бы все зависело от меня?

Насколько легко мы пришли к консенсусу в нашей группе?

Какая из ценностей самая важная?

Какова наиболее вероятная реакция телезрителей?

4. «Незавершенные предложения»

Упражнение побуждает участников к развитию сознательного подхода к собственному обучению и регулярному использованию полученных в ходе упражнения навыков (Приложение 1. Лист 3).

Анализ всех трех листов анкеты.



  1. Упражнение «Мишень»

На листе бумаги изображена мишень, разделенная на сектора:

Содержание тренинга, взаимодействие в группах, взаимодействие с ведущим, внутренние изменения.

  1. Ритуал прощания.







Литература

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2003. - 270 с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. — М.: Эксмо, 2007

  3. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – Спб.: Питер, 2008. – 368с.

  4. Программы профилактики трудностей в учебе /авт.-сост. Е.М.Меттус, А.В.Литвина. –Волгоград: Учитель, 2007. – 137с.

  5. Фопель К. на пороге взрослой жизни: психологическая работа с подростками и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ пер. с нем. – М.: Генезис. 2008. – 208с.


Интернетисточники:

psyfactor.org



























Приложение 1.

Лист 1

На данном этапе обучения самым важным для меня является_______________________________________________________________

Сложным было_________________________________________________________

Я хотел бы больше узнать о ______________________________________________

Я считаю необходимым изменить_________________________________________

Я надеюсь_____________________________________________________________

Я не понял следующего__________________________________________________

Лист 2

Из того, чему я научился, самым полезным было__________________________________________________________________

Я хотел бы знать________________________________________________________

Важнейшими ощущениями на этом этапе обучения были__________________________________________________________________

Лучше всего и увереннее всего я чувствую себя в классе, когда__________________________________________________________________

В процессе обучения мне мешало__________________________________________

Я хотел бы договориться сам с собой о следующем____________________________________________________________



Лист 3

Из того, чему я научился, реально применить я могу__________________________________________________________________

В процессе обучения мне помогало________________________________________

Наиболее ценным для меня является_______________________________________

Я рад, что мои одноклассники_____________________________________________

Я хотел бы_____________________________________________________________

Если бы я был учителем__________________________________________________





Приложение 2.

Что я должен сделать?___________________________________________________

Какой результат я хочу получить?_________________________________________

Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат:

План действий

Предполагаемый результат

Полученный результат

1




2




3




4




5






Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели?_____________________________________________________

Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема.______________________________________________________________







Приложение 3



День недели

Что я сделал?

Чувства, возникшие после проделанной работы

Понедельник



Вторник



Среда



Четверг



Пятница



Суббота



Воскресенье



Продолжи предложение

Я считаю, что волевые усилия___________________________________________







Приложение 4

Тест «Самоопределение»

Инструкция. Для того чтобы понять, какой ты на самом деле, предлагается тест, который поможет тебе ответить на этот вопрос. Так что будь внимательным и откровенным сам с собой, если ты хочешь действительно изменить себя, стать более сильным и ответственным, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение.
Тебе предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по блокам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается буквой. Нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит долго раздумывать над каждым вопросом, отвечай первое, что приходит в голову.

А1. Есть ли у тебя чувство юмора?
А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?
A3. Легко ли тебе, просидеть больше часа, не разговаривая?
А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?
А5. Много ли у тебя друзей?
Б1. Умеешь ли ты занять гостей?
Б2. Точность, пунктуальность свойственны ли тебе?
БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения?
Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?
Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы?
В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо?
В2. Заносчив ли ты?
В3. Силен ли в тебе дух противоречия?
В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?
В5. Подражают ли тебе?
Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?
Г2. Любишь ли ты накануне контрольной работы, экзамена похвастаться, что отлично все знаешь?
ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.?
Г4. Бывает ли у тебя желание, во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?
Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других?
Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?
Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых людей?
ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?
Д4. Способен ли ты хранить секреты?
Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?
Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации?
Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?
ЕЗ. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах?
Е4. Любишь ли ты наводить порядок?
Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Обработка.
Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обозначенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «О». Должен получиться один из вариантов ответа по каждой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е.
Например: 1) А0В; 2) 0Д0.

Интерпретация ответов
1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим».
А00. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действительности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем.
А0В. Ты производишь впечатление человека не очень застенчивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть — станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.
АБ0. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставишь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.
АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь.
000. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.
00В. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный характер!». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.
0Б0. Такие люди, как ты, — примерные ученики, вежливые, аккуратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками»,- другие предлагают им свою дружбу.
0БВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле».
000. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает, каков ты на самом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.
00Е. Скорее всего ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.
0Д0. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться одному, считая, что тогда «все пропало». Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.
0ДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.
Г00. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают. Но тебя это мало волнует.
Г0Е. Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.
ГД0. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.
ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в компании главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но, тем не менее, твое стремление вечно поучать утомляет окружающих.



















Приложение 5.

Цели обучения

Ниже приводится список целей, которые я могу ставить перед собой в процессе ведения занятий:

1. Пробудить интерес к предмету обучения, увлечь учеников.

2. Помочь учащимся мыслить аналитически и научиться выполнять сложные задания.

3. Помочь ученикам в решении личных проблем.

4. Обеспечить овладение учащимися необходимыми для данного предмета навыками.

5. Способствовать формированию у учащихся положительного представления о себе.

6. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

7. Способствовать развитию творческого подхода у учащихся.

8. Обеспечивать тишину и порядок в классе.

9. Выявлять проблемы каждого ученика и оказывать поддержку.

10. Предоставлять возможность для проявления инициативы и ответственности учащихся.

11. Развивать эстетические способности учащихся.

12. Содействовать развитию собственных ценностных представлений учащихся.

13. Преподавать так, чтобы учащиеся считали меня хорошим специалистом. L4. Вести себя так, чтобы учащиеся хорошо ко мне относились.

15. Держаться так, чтобы пользоваться авторитетом у учеников.

Если в этом списке отсутствует что-то важное, ты можешь дополнить его.

16._______________________________________________________________

17 ._______________________________________________________________

18 . _______________________________________________________________

19 . _______________________________________________________________

20 ._______________________________________________________________

Теперь выбери пять целей, которые ты считаешь наиболее важными, и расположи их в порядке убывания важности, пронумеровав от 1 до 5.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3 ._______________________________________________________________

4 ._________________________________________________________________

5 . ________________________________________________________________

Поставь себя на место учителя и выбери пять целей, которые тебе представляются наиболее важными для него.

Расположи их в порядке убывания важности.

1. _________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________

3 ._________________________________________________________________

4 ._________________________________________________________________

5 ._________________________________________________________________



Приложение 6.

  1. Мой портрет:

-мой характер, мои любимые занятия;

-я в школе, любимый предмет, любимые учителя, школьные друзья.

2. Мои цели:

-мои цели в учебном году;

-таблица передвижения к цели;

-лестница успеха;

-мои долгосрочные цели.

3. Мои достижения:

-мои лучшие работы;

-мои награды.

4. Интересное обо мне…





22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
программа работы с учащимися 10 класса "Лестница успеха"

Автор: Соболева Наталья Владимировна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Воспитательная программа 8 класс "Лестница успеха" "
    ["seo_title"] => string(55) "vospitatiel-naia-proghramma-8-klass-liestnitsa-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "239128"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444725762"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "среднесрочное планирование серии последовательных уроков по математике в 4 классе"
    ["seo_title"] => string(93) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov-po-matiematikie-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "263448"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449551481"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Мастер-класс « Использование 7 модулей Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в практику преподавания и обучения» "
    ["seo_title"] => string(172) "mastier-klass-ispol-zovaniie-7-moduliei-proghrammy-povyshieniia-kvalifikatsii-piedaghoghichieskikh-rabotnikov-riespubliki-kazakhstan-v-praktiku-priepodavaniia-i-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101621"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402424041"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку русского языка для 4 класса "Наречие" по УМК "Гармония""
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykadlia4klassanariechiiepoumkgarmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "296375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455985895"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства