Мастер-класс« Использование 7 модулей Программы повышения педагогических работников Республики Казахстан в практику преподавания и обучения»
Цель: осуществление поддержки инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы.
Ожидаемые результаты:
- Сформированность основ концептуального понимания и практических навыков учителя в контексте семи модулей, составляющих основу Программы;
- Готовность учителя к активному функционированию в рамках профессионального сообщества учителей школы.
Слайд №1 « Использование 7 модулей Программы в практику преподавания и обучения»
Я работаю учителем географии уже более 10 лет. Каждый урок требует чего -то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".
Слайд №2 «Учитель- мастер «
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Как я понимаю слово "мастер"?
М - мудрость, приобретается с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Слайд №3 « Традиционный урок»
Итак, представьте себе традиционный урок…
Вы встречались с детьми, которые :
-опускают руки после первой же неудачи;
-не пытаются преодолеть препятствия;
-отказываются выполнять задание, которое представляется им сложным;
-чаще всего находятся в состоянии апатии;
- пассивны в познавательной деятельности;
-испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Слайд №4; « Как повысить мотивацию учащегося к обучению?»
Учитель объясняет - учащиеся слушают. Слушать надо внимательно всем, а вызовут одного - двух. Но зачем тогда слушать?- делает вывод ученик. Если учитель вызовет, тогда и начну думать. Сколько времени теряется при этом из урока в урок. Перед собой я поставила вопрос: « Как заинтересовать ученика? Как его вовлечь в учебный процесс? »
Слайд №5 « 7 модулей Программы»
Благодаря «Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня ,я смогла ответить на свой вопрос и усовершенствовать свою педагогическую практику. Нужно было перестроить привычную структуру урока так, чтобы каждая минута рабочего времени каждого ученика была занята активной деятельностью, общением учащихся друг с другом, овладением приёмами самостоятельной работы.
7 модулей Программы:
1. Новые подходы в обучении и преподавании.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование ИКТ, в преподавании образования.
5. Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников.
6. Обучение одарённых и талантливых учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
Слайд №6-7 « Конструктивистское преподавание»
Научно-теоретические идеи Программы основаны на конструктивистских взглядах на обучение. Цель конструктивистского преподавания- развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение им знаний вне класса.
Слайд №8-9 «Новые подходы в преподавании и обучении»
Новые идеи, с которыми мы не встречались ранее – это обучение через диалог и обучение тому, как обучаться. Работа с классом в форме диалога подразумевает конструктивный диалог учителя и ученика. В результате ученик должен научиться методам, приемам и способам получения знаний самостоятельным путем. Этот модуль формирует осознание того, что необходимо обязательно менять старые подходы в обучении на новые.
Слайд №10-11 « Обучение критическому мышлению»
Критическое мышление - умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять . Используя различные методы( Мозговой штурм, инсерт,ментальная карта, синквейн, жигсо,кластер и др), я добилась следующих результатов:
- ученики сами ищут пути решения проблем на уроке;
- повысился уровень познавательной активности на уроке;
Слайд №11-12 «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Снятию тревожности, повышению активности детей на уроке способствовали и методы формативного оценивания, которые. Я использовала на своих уроках самооценивание по критериям, взаимооценивание в группах и парах, невербальное оценивание, оценивание по ключу. Такое оценивание помогало ученикам, лучше понять уровень своего продвижения в изучении этой темы (светофор, смайлики, листы оценивания, лестница достижений и др.). Результаты применения модуля ОдО:
- Заинтересованность учащихся в оценивании: оцени сам себя или одноклассника;
- Определяется уровень знаний
-Снижается тревожность;
- Эффективность обратной связи;
- Оценивание повлияло на мотивацию и самооценку учеников.
- Приобретены навыки критериев оценивания.
Слайд №13-14 «Использование ИКТ, в преподавании образования.»
Информационная грамотность – очень важный аспект в работе учителя. Курсанты после освоения данной программы станут не только уверенными пользователями всего разнообразия техники, но и научатся эффективно ей пользоваться, что благоприятно влияет на успешность урока. Особое место уделяется образовательным возможностям сети Интернет.
Слайд №15-16 «Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников.»
Для того, чтобы содействовать обучению каждого ученика, учителя должны знать их индивидуальные потребности, особенности развития и интереса.
Рефлексия результатов этого модуля «Возрастные особенности» показала такие результаты:
1Создан психологический комфорт на уроке.
2«Скучающие» ученики активизировались (приняли участие в диалоге)
3«Тихие» стали раскрываться (диалог)
4Ученик с диагнозом ЗПР (и как следствие умственная отсталость) стал непосредственным участником учебного процесса.
Слайд № 17-18 « Обучение талантливых и одаренных детей»
Учителя должны стремиться к созданию благоприятной среде для достижения максимального успеха в обучении учеников.
Цель данного модуля вовлечь одарённых и талантливых детей в процесс обучения и создать условия для реализации их возможностей. Обучение талантливых детей происходило через углубление и расширение заданий. Для того, чтобы создать им комфортные условия были подготовлены разноуровневые задания АВС, -где уровнем «С» подразумевалось задание повышенной сложности. Данные ученики с интересом выполняли задания, и старались помогать слабым, одарённые дети почувствовали себя в роли учителя-консультанта.
Слайд № 19-20 «Управление и лидерство в обучении.»
Данный говорит о лидерстве учителя в первую очередь. Ведь любое изменение в образовательной системе должно начинаться с учителей.Каждый учитель должен сформировать свои собственные убеждения о необходимости внесения изменений в свою практику. Он должен увлечь за собой своих учеников и коллег.
В результате внедрения мной 7 модулей Программы произошли следующие изменения:
Учитель
-Понимание того, чему учить и как учить.
Ø Оценивание результатов обучения.
Ø Понимание важности создания
«коллаборативной среды».
Ø Видение преимуществ обучения в НП
Ø Подняла на новую ступень своё критическое мышление
Ученик
Ø Повысилась мотивация уч-ся на уроках
Ø Активно вступают в беседу
Ø Отвечать полными ответами
Ø Повысилась мыслительная
активность учащихся
Ø Обогатили словарный запас
Ø Усовершенствовались
коммуникативные способности ,
Чтобы достичь ещё больше успехов в обучении, я не должна останавливаться на достигнутом. Мне нужно углубить свои знания и дальше продолжить изучение и внедрение этого проекта. Я как учитель получила новый опыт работы с учащимися, пусть я не полностью удовлетворена своими действиями, но я на то и учитель, что могу совершенствовать свою деятельность ,ведь«Учитель учится всю жизнь». По старому работать я уже не смогу, а по новому буду стараться набирать положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования. Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий». Спасибо.
Надеюсь, что этот мастер класс разбудит коллег и вызовет интерес по внедрению новых подходов в образование.