kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональное самоопределение студентов колледжа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии – одно из важнейших решений, которые человек принимает в жизни, поскольку каждый хочет, чтобы работа соответствовала его интересам и возможностям, приносила радость, и достойно оплачивалась. Однако, к сожалению, наша система образования построена таким образом, что когда в 15 – 16 лет молодой человек стоит перед выбором будущей профессии, он не всегда полностью понимает, чем именно ему хотелось бы заниматься.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение студентов колледжа»

Тема: «Профессиональное самоопределение»

Гусева Ангелина Александровна,

педагог-психолог

КГКП «Аксуский колледж чёрной металлургии»

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека.

Выбор профессии – одно из важнейших решений, которые человек принимает в жизни, поскольку каждый хочет, чтобы работа соответствовала его интересам и возможностям, приносила радость, и достойно оплачивалась. Однако, к сожалению, наша система образования построена таким образом, что когда в 15 – 16 лет молодой человек стоит перед выбором будущей профессии, он не всегда полностью понимает, чем именно ему хотелось бы заниматься. И принимая решение, в какой ВУЗ поступать и какую специальность выбрать, старшеклассник часто опирается на мнение родителей, друзей или школьных педагогов или действует по принципу «куда проще поступить». Но насколько разумен такой подход к выбору своего профессионального будущего? В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1.Профессиональное просвещение. 2. Профессиональная диагностика. 3. Профессиональная консультация. 4. Профессиональный отбор. 5. Социально-профессиональная адаптация. 6. Профессиональное воспитание. ЗАЧЕМ профессиональное самоопределение ДЕТЯМ? От совершения поступков, которые противоречат нормам социального поведения в обществе – преступности, алкоголизма и наркомании и других поступков – детей уберегает реальная и привлекательная профессиональная перспектива, а также опыт продуктивного межличностного взаимодействия и смоделированный опыт решения сложных жизненных проблем. Типичные ошибки в выборе профессии: 1. Профессия выбирается по принципу «любимого предмета в школе». Вроде бы, что может быть логичнее: все хорошо с математикой – иди на экономический, нравится биология – в медики, удается учить иностранный язык – быть тебе филологом. Однако даже если тебе очень нравится какой то школьный предмет, далеко не факт, что тебе понравится связанная с ним работа. Одно дело увлеченно обсуждать на уроках поведение литературных героев и совсем другое зарабатывать на жизнь, читая каждый день сотни страниц текста с целью найти в них орфографические ошибки (работа корректора). А еще бывает так, что стирается граница между интересом к собственно предмету и интересом к человеку, который этот предмет преподает. Попался учитель, увлеченный своим предметом и умеющий увлечь других – и предмет интересен, поменялся учитель – вот и предмет разонравился. 2. Выбор профессии по внешнему представлению, без учета того, чем предстоит заниматься большую часть времени. Вот насмотрелся школьник фильмов, где показывают громкие судебные разбирательства, и решает стать адвокатом. При этом наивно предполагает, что работа адвоката или юриста заключается в чтении пламенных речей перед аудиторией, больших гонорарах и громкой славе. Однако он совсем упускает из виду, что 90% работы юриста это кропотливая работа с документами, чтение огромного количества законов и лишь 10% – публичные процессы. 3. Выбор профессии исключительно по признаку «модно» или «престижно». На профессии, как и на многие другие жизненные явления существует мода. Мода означает временное преобладание каких либо вкусов, мнений, точек зрения. Однако далеко не всегда то, что модно и престижно оказывается наилучшим или подходящим для конкретного человека 4. Игнорирование своих индивидуальных особенностей. При выборе профессии очень важно учитывать свои индивидуальные психологические особенности. Например, молодой человек, любящий ручной труд, прекрасно рисующий, с богатой творческой фантазией, но не слишком общительный «по совету друзей» идет на «престижную специальность» – менеджер-предприниматель. И так и не находит себя в этой профессии. А ведь с его индивидуальными особенностями из него мог бы получиться неплохой дизайнер. 5. Выбор профессии «за компанию» или ориентация на мнение случайных людей. К сожалению, подобная ситуация является весьма распространенной. Многие молодые люди руководствуются следующим принципом: «Мой друг собрался учиться на инженера, ну и я вместе с ним». Иногда этот выбор может оказаться удачным – ведь дружат как правило люди с более или менее похожими склонностями и интересами. Однако чаще все-таки получается иначе: выбранная таким образом профессия подходит инициатору (ведь для него это сознательный выбор), а вот его компаньонам не очень. Давно известный факт: большинство старшеклассников на вопрос, кем собираешься работать, отвечают стандартно и незамысловато – юристом, экономистом, менеджером. Что, в общем-то, и понятно – они называют те профессии, о которых имеют определенное представление. Или думают, что имеют. Потому что если задать следующий вопрос – а в чем смысл-то любой из этих профессий, иногда кроме того, что «работает в офисе и хорошо получает», ничего вразумительного услышать не удается. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию, также выбор профессии часто бывает продиктован престижностью того или иного вида деятельности. В качестве примера работы в помощи профессионального самоопределения хотелось бы привести несколько вариантов методик и техник, используемых в помощь подросткам. 1. Ролевая игра «Парад профессий». Эта игра помогает преодолеть некоторые стереотипы, мешающие сделать осознанный выбор профессии. В ходе игры учащиеся не только знакомятся с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, но и начинают понимать смысл любой профессиональной деятельности как уникальной и незаменимой. Участники ролевой игры самостоятельно и с помощью ведущего ищут и находят аргументы в защиту жизненно необходимых, но в массовом сознании не пользующихся уважением профессий. 2. «Престижные» и «непрестижные» профессии. На партах или на стульях, поставленных в круг, лежат карточки с названиями и кратким описанием профессий: автомеханик, дворник, политик, животновод, строитель, священник, программист, учитель, водитель, сантехник, экономист, электрик и др. Задание: придумать несколько словосочетаний со словами «престиж», «престижный». Вопросы: «Как вы понимаете слово «престиж»? Как престиж влияет на выбор профессии? У каждого из вас есть список из 24 профессий. Отметьте в этом списке три, на ваш взгляд, самые престижные и три самые непрестижные профессии». Обсуждение задания: участники зачитывают свои списки, желательно, с комментариями, а ведущий записывает на доске профессии, которые звучали чаще всего. 3. Сказкотерапия. С помощью сказки человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает мир, готовится к взрослой жизни. Такой вариант работы подходит для любого возраста. Даже простое чтение сказок способствует социализации, адаптации, интеграции личности. Например, в качестве разминки подбирать профессии сказочным героям. Сначала дается герою личностную характеристика, потом, в соответствии с ней, подбираются подходящие варианты трудоустройства. Примеры: дайте совет Кощею Бессмертному, Дюймовочке, Коту в сапогах, Иванушке на печи, Золотой рыбке, Василисе Премудрой, Бабе-Яге, Золушке, Ивану-царевичу на Сером Волке, Снегурочке и т.д. 4. «Мысли». Необходимо приготовить картинку «головы» какого-то специалиста и большое количество картинок на различную тематику. Будущему специалисту предлагается представить, о чем думает, что переживает и чувствует профессионал в свой обычный рабочий день. Выбрать соответствующие изображения и разместить их «в мыслях» на странице. При необходимости заменить одну «мысль» другой или поменять их местами. Объяснить свой выбор. Подготовка к работе заняла минимум времени, при этом не потребовала особых навыков и умений работы с интерактивным оборудованием и программным обеспечением. Работать с материалом было также легко, поэтому принять участие смог каждый желающий. Детям было интересно как самим работать с «мыслями», так и наблюдать за работой других, обсуждать полученные результаты, обосновывать свое решение. Такая работа может проводиться как за компьютером, так и на обычной бумаге или ватмане. Эту идею можно использовать для работы по профориентации, причем не только для старшеклассников, но и для учеников младших и средних классов. Очень несложно, наглядно и интересно. Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой. В.Г. Белинский.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Профессиональное самоопределение студентов колледжа

Автор: Гусева Ангелина Александровна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Личностно-профессиональное самоопределение студентов ГПОАУ АО АПК в процессе воспитательно – образовательной работы"
    ["seo_title"] => string(80) "lichnostno_profiessional_noie_samoopriedielieniie_studientov_gpoau_ao_apk_v_prot"
    ["file_id"] => string(6) "463315"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1521967623"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях колледжа."
    ["seo_title"] => string(127) "orghanizatsiia-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-adaptatsii-studientov-piervokursnikov-v-usloviiakh-kolliedzha"
    ["file_id"] => string(6) "295464"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455814491"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Изучение роли жизненных ценностей и ориентиров при выборе профессии студентами "Брюховецкого аграрного колледжа". Научный руководитель Попова Р.Т"
    ["seo_title"] => string(148) "izuchieniierolizhizniennykhtsiennostieiioriientirovprivyborieprofiessiistudientamibriukhovietskoghoaghrarnoghokolliedzhanauchnyirukovoditielpopovart"
    ["file_id"] => string(6) "309113"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458742715"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Программа воспитательной работы в колледже "
    ["seo_title"] => string(47) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "233660"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443183240"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентация "Трудоустройство выпускников""
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiiatrudoustroistvovypusknikov"
    ["file_id"] => string(6) "265430"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449937866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства