Изучение роли жизненных ценностей и ориентиров при выборе профессии студентами "Брюховецкого аграрного колледжа". Научный руководитель Попова Р.Т
Изучение роли жизненных ценностей и ориентиров при выборе профессии студентами "Брюховецкого аграрного колледжа". Научный руководитель Попова Р.Т
ВВЕДЕНИЕ
Профе?ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя, свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?
Во-первых, будущая профессия должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных способностей: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Целью моей работы является:
1. Изучение роли жизненных ценностей и ориентиров при выборе профессии студентами Брюховецкого аграрного колледжа.
2. Провести социологическое исследование с группой студентов и взрослых, чтобы выяснить, влияют ли способности на выбор профессии. 3. Понять, правильный ли выбор профессии сделала я.
Гипотеза: я предполагаю, что способности человека оказывают решающее значение в выборе профессии.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной, нормативной и периодической литературы; сравнение, анализ, синтез.
Объектом исследования является студенческая молодёжь и взрослые люди в возрасте 16-45 лет.
При написании научно-исследовательской работы была использована периодическая, учебная и нормативная литература.
Информационной базой научно-исследовательской работы стали учебная литература, интернет ресурсы.
1.Правильный выбор профессии - одна из важных жизненных ценностей молодёжи.
Жизненные ценности человека играют ключевую роль в его судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми. Жизненные ценности человека- основа жизненных выборов разной степени важности. Жизненные ценности: семья, здоровье, друзья, интересная работа, справедливость, вера, деньги.
Классификация ценностей:
1. Ценности творчества. Путь такого человека — дать миру в своих творениях.
2. Ценности переживания. Путь — брать от мира в своих встречах и переживаниях. 3. Ценности отношения. Путем является позиция, занимаемая человеком по отношению к тяжелому положению, в котором он живет, если он не может изменить свою судьбу.
Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера:
· Ценности максимального использования способностей.
· Ценности достижений:
· Ценности продвижения.
· Эстетические ценности
· Альтруистические ценности
· Авторитарные ценности (ценности власти).
· Ценности автономности
· Ценности креативности (творчества)
· Экономическое вознаграждение.
· Реализация своего стиля жизни
· Развитие личности
· Физическая активность
· Социальное взаимодействие.
· Социальные отношения.
· Возможности изменчивости
· Условия работы как ценность.
· Культурная идентификация;
· Физическая доблесть.
Человек выбирает себе ту работу, на которой он может реализовать присущие ему ценности. Игра "Отдел кадров" дает возможность не только организовать дискуссию по теме "Ценности", но и обсудить поведение человека в определённых ролях. В данном случае — роли начальника и претендента на должность, т.е. человека в зависимом положении. Тема эта не является обязательной для обсуждения назанятии, но если дискуссия по теме "Ценности" закончилась быстро, то стоит остановить на ней внимание. Важно, чтобы участники группы почувствовали, что поведение каждого из них в зависимости от роли меняется. С этой целью они по очереди выполняют небольшое упражнение. Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит будущая жизнь любого подростка. Многие мечтают об удачной карьере. На пути к успеху могут встретиться трудности. Преодолеть их помогут определенные знания. Я предлагаю материалы, которые помогут Вам изучить особенности профессионального самоопределения и смогут помочь подросткам в принятии решения о выборе профессии и построения своей карьеры.
1.1.В процессе работы мною было проведено анкетирование, для определения жизненных ценностей студентов ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж», с целью выяснения, какую роль жизненные ценности играют в выборе профессии. При анкетировании можно было выбирать несколько вариантов ответа. Приоритетными для студентов стали: семья, друзья, здоровье, интересная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение роли жизненных ценностей и ориентиров при выборе профессии студентами "Брюховецкого аграрного колледжа". Научный руководитель Попова Р.Т»
шX ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
1.2.Социологический опрос на тему: «Что означает для вас жить хорошо?».
2.Роль способностей человека в выборе профессии.
2.1.Классификация способностей.
2.2.Уровни развития способностей.
3.Что влияет на выбор профессии.
4. Классификация профессий .
5.Организация профориентационной работы в центре «Карьера» В Брюховецком аграрном колледже..
Заключение.
Литература.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Профе́ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя, свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным? Во-первых, будущая профессия должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных способностей: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Целью моей работы является:
1. Изучение роли жизненных ценностей и ориентиров при выборе профессии студентами Брюховецкого аграрного колледжа. 2. Провести социологическое исследование с группой студентов и взрослых, чтобы выяснить, влияют ли способности на выбор профессии. 3. Понять, правильный ли выбор профессии сделала я.
Гипотеза: я предполагаю, что способности человека оказывают решающее значение в выборе профессии.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной, нормативной и периодической литературы; сравнение, анализ, синтез.
Объектом исследования является студенческая молодёжь и взрослые люди в возрасте 16-45 лет.
При написании научно-исследовательской работы была использована периодическая, учебная и нормативная литература.
Информационной базой научно-исследовательской работы стали учебная литература, интернет ресурсы.
1.Правильный выбор профессии - одна из важных жизненных ценностей молодёжи .
Жизненные ценности человека играют ключевую роль в его судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми. Жизненные ценности человека- основа жизненных выборов разной степени важности. Жизненные ценности: семья, здоровье, друзья, интересная работа, справедливость, вера, деньги.
Классификация ценностей: 1. Ценности творчества.Путь такого человека — дать миру в своих творениях. 2. Ценности переживания.Путь — брать от мира в своих встречах и переживаниях. 3. Ценности отношения.Путем является позиция, занимаемая человеком по отношению к тяжелому положению, в котором он живет, если он не может изменить свою судьбу.
Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера:
Ценности максимального использования способностей.
Ценности достижений:
Ценности продвижения.
Эстетические ценности
Альтруистические ценности
Авторитарные ценности (ценности власти).
Ценности автономности
Ценности креативности (творчества)
Экономическое вознаграждение.
Реализация своего стиля жизни
Развитие личности
Физическая активность
Социальное взаимодействие.
Социальные отношения.
Возможности изменчивости
Условия работы как ценность.
Культурная идентификация;
Физическая доблесть.
Человек выбирает себе ту работу, на которой он может реализовать присущие ему ценности. Игра "Отдел кадров" дает возможность не только организовать дискуссию по теме "Ценности", но и обсудить поведение человека в определённых ролях. В данном случае — роли начальника и претендента на должность, т.е. человека в зависимом положении. Тема эта не является обязательной для обсуждения назанятии, но если дискуссия по теме "Ценности" закончилась быстро, то стоит остановить на ней внимание. Важно, чтобы участники группы почувствовали, что поведение каждого из них в зависимости от роли меняется. С этой целью они по очереди выполняют небольшое упражнение. Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит будущая жизнь любого подростка. Многие мечтают об удачной карьере. На пути к успеху могут встретиться трудности. Преодолеть их помогут определенные знания. Я предлагаю материалы, которые помогут Вам изучить особенности профессионального самоопределения и смогут помочь подросткам в принятии решения о выборе профессии и построения своей карьеры.
1.1.В процессе работы мною было проведено анкетирование, для определения жизненных ценностей студентов ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж», с целью выяснения, какую роль жизненные ценности играют в выборе профессии. При анкетировании можно было выбирать несколько вариантов ответа. Приоритетными для студентов стали: семья, друзья, здоровье, интересная работа.
1.2.В это же время было проведено ещё одно анкетирование на тему: «Что значит жить хорошо?». С целью выяснения, какую роль играет правильный выбор профессии в жизни человека. Для студентов было предложено множество вариантов ответа.
Получив результаты я сделала вывод о том, что 81.2 % респондентов считают, что хорошо жить это быть материально обеспеченным, 73,2 % считают, что это иметь хорошую семью, 71,7 %, что быть здоровым, 70,9 % считают, жить хорошо это иметь хорошую работу, а 64,7 % считают, что любить и быть любимым вот залог счастливой жизни. Так же 38,8 % считают, что это быть не зависимым, свободным, 23,6% , что это иметь хорошее образование, 22,9 % чувствовать себя защищенным ,17,1 % занимать высокое положение в обществе,4,1% жить не для себя, а для людей и на конец 2,2% респондентов считает, что жить хорошо это совсем не работать. Таким образом выбор профессии играет значимую роль в жизни человека.
2.Роль способностей человека в выборе профессии.
Н.А. Добролюбов сказал: «Нет неспособных людей, а есть только неуместные». Слово «неуместные» надо понимать здесь в буквальном смысле – не на своем месте. Значит, и в XIX веке лучшие умы задумывались о соответствии человека и его профессии. Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т.д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Чтобы выяснить, знали ли мои одногруппники о том, есть ли у них какие-либо способности и применяли ли они их при выборе будущей профессии. Я провела анкетирование по следующим вопросам: 1. Есть ли у вас какие-либо способности? 2. Кто выявил у вас эти способности? 3. Как вы развиваете свои способности? 4. Как вы думаете, окажут ли влияние ваши способности на выбор будущей профессии?
В опросе принимали участие 49 студентов 1 курса. Результаты исследования следующие:
90 % студентов отметили у себя наличие способностей. Можно предположить, что остальные 10 % - это студенты потенциал которых не раскрылся, либо не определился в каком-либо конкретном виде деятельности.
Большинство моих одногруппников отвечали, что их способности были обнаружены родителями или самостоятельно. Только у 25% способности были обнаружены педагогами. Свои способности развивают тем, что посещают различные учреждения дополнительного образования, участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях разного уровня.
55 % опрошенных не собираются связывать свою будущую профессию с имеющимися у них способностями, т.к. с одной стороны стремятся выбрать профессию, востребованную на рынке труда, считают, что у родителей будет не достаточно средств для обучения нужной специальности, которую можно получить в учебных заведениях. С другой стороны не считают творческие и физические способности основанием для выбора будущей профессии, а относят их к сфере досуга. Как реализуют свои способности в жизни мои одногруппники, делать вывод пока рано. Больше всего меня заинтересовало, как взрослые люди использовали свои способности в выборе профессии. Я провела опрос 30 людей в возрасте от 30-55 лет. Получила следующие результаты:
Из данной диаграммы видно, что 40% опрошенных в той или иной мере связали свои способности с выбором профессии. Для 60% способности не стали основой выбора профессии по следующим причинам:
Во-первых, не было учебного заведения с нужной специальностью. Во-вторых, родители считали, что профессия музыканта, спортсмена, художника не гарантирует достаточных средств для жизни. В-третьих, различные жизненные ситуации.
Большая часть применяют свои способности в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях для самосовершенствования, т.е. по мере необходимости. Люди, которые в детстве развивали свои способности, например, занимались плаванием, в настоящее время считают, что именно это помогло им сохранить хорошее здоровье. Педагоги, которые в детстве занимались в художественной школе, сейчас применяют свои знания и умения при оформлении учебного кабинета. 1.Способности – это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. 2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось, и было принято в психологии XVIII – XIX вв., отчасти является употребляемым и в настоящее время. 3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
2.1. Классификация способностей.
Существует несколько классификаций способностей человека. Во-первых, различают природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные; и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Примером таких способностей является способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, и формируются на их основе при наличии жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, естьспособности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. К числу специфически человеческих способностей относятся общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, а также теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей. Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие способности необходимы для создания предметов материальной и духовной культуры, производства новых идей, открытий и изобретений. Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п. Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности. Для успешного выполнения какой-либо деятельности необходимы не отдельные способности, а их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
2.2. Уровни развития способностей.
Одаренность - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому- либо одному или нескольким видам деятельности. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Одаренность может быть специальной (к одному виду деятельности) и общей (к разным видам деятельности). Талант - это состояние способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Это высшая степень развития способностей. Типы таланта: 1) вербально-лингвистический (способность писать и читать, присущ писателям, журналистам); 2) цифровой (математики); 3) пространственный (дизайнеры и художники); 4) физический (спортсмены, танцоры); 5) личностный, эмоциональный (отвечает за то, что человек говорит о себе); 6) межличностный (часто политики, торговцы, актеры); 7) талант окружающей среды (дрессировщики, земледельцы).
Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Гениальность — культурное явление человеческой природы. «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении». Кроме этого можно выделить следующие уровни способностей:репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот. Таким образом я делаю вывод о том, что способности человека играют роль в выборе профессии. Кроме этого я выяснила, что на выбор профессии влияют семейные ценности. В дополнительной анкете «Семейные ценности» было предложено оценить по пятибалльной шкале степень значимости перечисленных ценностей в семье респондента, где 1 – наименее значима, 5 – наиболее значима. Процентное соотношение ответов представлено в таблице 3.
Таблица – Процентное соотношение результатов анкеты «Семейные ценности»
Семейные ценности
Высокие оценки
Низкие оценки
Налаженный быт, грамотное домоводство, крепкое хозяйство
37%
50%
Взаимопонимание, внимание к личности каждого члена семьи
80%
13%
Рождение и воспитание детей
50%
40%
Любовь и верность
60%
27%
Организация досуга, забота о здоровье
43%
37%
Ведение бюджета, регулирование доходов и расходов семьи
43%
47%
Поддержание социального статуса
43%
50%
Духовное развитие и взаимообогащение
50%
27%
Развитие моральных качеств членов семьи
40%
17%
Физическая, экономическая и психологическая защита
37%
37%
Налаженный быт, грамотное домоводство, крепкое хозяйство соответствует хозяйственно-бытовой функции семьи. Высокая оценка значимости этой ценности говорит о том, что для человека важно качественное ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержание красоты и порядка в доме, распределение домашних обязанностей среди членов семьи и т.д.
Взаимопонимание, уважение, внимание к личности каждого члена семьи обусловлено нравственно-психологической функцией семьи. Для человека, поставившего высокий балл ценно взаимопонимание и уважение между членами семьи, личность каждого должна оцениваться по достоинству, независимо от того, взрослый это или ребенок.
– главная цель (что вы предполагаете делать в будущем, каким хотите быть, кем быть, с кем быть, что хотите достигнуть, каковы ваши идеалы жизни и деятельности на данный момент развития);
– представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - “жизненная перспектива” (первая область деятельности, специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желательные трудовые посты после окончания профессионального учебного заведения - как видится в мечтах свой “рабочий день”; перспективы повышения профессионального мастерства, “роста”, построения “карьеры”);
– представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное учебное заведение или - для начала - на специальные курсы и пр.);
– представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
– представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы или работы по намечаемой специальности);
– запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
Многие выпускники часто имеют единственный вариант профессионального плана и переживают невозможность его реализации, может быть, по причинам экономического характера (платные учебные заведения), семейного характера (нет возможности уехать в другой город учиться). Важно понять, что мы живем в постоянно меняющемся мире, и надо планировать жизнь с учетом возможности возникновения непредвиденных обстоятельств.
Ф. Вудкок и Д. Френсис, при определении профессиональной пригодности будущих специалистов, планировании и развитии их карьерного продвижения отдают приоритет личностным особенностям кандидата, профессиональная подготовка рассматривается менее значимой, так как она связанна с овладением техникой и технологией профессионального процесса. Таким образом, карьера рассматривается как процесс, управляемый как организацией, так и самим человеком, который способен направлять путь своей профессиональной карьеры, менять в соответствии с изменениями в потребностно-мотивационной сфере личности.
Следовательно, в исследованиях современных зарубежных авторов прокладываться идея субъективности профессиональной карьеры, которая составляет центральное значение для нашего исследования. Отметим, что критерий успешности карьеры при этом подходе интернален, то естьсубъективное осознание своей успешности для осуществляющего ее человека имеет решающее значение, а не внешние знаки и оценки.
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис — это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат — включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина).
Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Последовательность этих кризисов в концепции Э. Эриксона выглядит следующим образом: Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии — надежда, а потенциальное отчуждение — временная спутанность.
Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила — воля, а потенциальное отчуждение — патологическое самоосознавание.
Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива против вины. Потенциальная эго-сила — способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение — жесткая ролевая фиксация.
Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила — уверенность, а потенциальное отчуждение — стагнация действия.
Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила — цельность, а потенциальное отчуждение — тотальность.
Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила — любовь, а потенциальное отчуждение — нарциссическое отвержение.
Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила — забота, а потенциальное отчуждение — авторитарность.
Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила — мудрость, а потенциальное отчуждение — безысходность.
Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением — «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботиться).
Таблица – Значения корреляций между внешними и внутренними барьерами в принятии карьерных решений и семейными ценностями человека.
Семейные ценности
Значения корреляций между показателями профидентичности и оценками семейных ценностей.
Налаженный быт, грамотное домоводство, крепкое хозяйство
-0,74
Взаимопонимание, уважение, внимание к личности каждого члена семьи
0,23
Рождение и воспитание детей
-0,62
Любовь и верность
0,77
Организация досуга, забота о здоровье
0,01
Ведение бюджета, регулирование доходов и расходов семьи
0,03
Поддержание социального статуса
-0,10
Духовное развитие и взаимообогащение
0,65
Развитие моральных качеств членов семьи
0,22
Физическая, экономическая и психологическая защита
-0,10
3.Что влияет на выбор профессии
Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии ("восьмиугольник Климова"): Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер). Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности. Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов. Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора. Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято "примеривать" к себе самые разные профессии. Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются. Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованность тех или иных профессий.
Кроме этого на выбор будущей профессии влияет ценностная система личности – многоаспектное идеальное образование нашего сознания и самосознания. Социологам и психологам только предстоит изучить множество феноменов и закономерностей в данной области. Известно, что в социологии принято говорить не о системе ценностей личности, а о системе ценностных ориентации, но мы считаем, что различие терминологии лишь условно, а содержательно эти понятия схожи.
Система ценностей помогает личности решить, что является значимым и важным в любой сфере социальной жизни, в частности, и семейной. Такими ценностями могут быть: любовь,забота о каждом из членов семьи;здоровье как свое собственное, так и родных; дети, их здоровье и благополучие; ласка, нежность; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; теплые взаимоотношения с родителями и родственниками; понимание и духовное взаимообогащение, возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессиональный успех и карьера.
Исследованием различных составляющих проблемы изучения семейных ценностей в выборе профессии, жизненных ориентаций освещали такие отечественные ученые как: И.В. Дубровина, И.С. Кон, П. А. Кропоткин, Д.А. Леонтьев, С.В. Мерзлякова, А.А. Реан, А.В. Толстых, В.Э.Чудновский.
Проблема семейного воспитания всегда остается актуальной и все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков как нашей страны, так и зарубежных исследователей. Вопросы семейного воспитания чаще всего рассматриваются педагогами, социологами, психологами и психотерапевтами. Большой интерес представляют различные грани детско-родительских отношений: методы воспитания детей и отношение к ним родителей, отличительные черты личности родителей, вид супружеских взаимоотношений, специфические особенности личности ребенка и его отношение к родителям и окружающему миру т.д.
Все профессии принято делить на: ТИПЫ,КЛАССЫ, ОТДЕЛЫ,ГРУППЫ. Такое деление предложил советский, российский психолог Евгений Александрович Климов.
Выделяют 5 типов профессий:
П- человек- живая природа
Т- человек- техника, не живая природа
Ч- человек- человек
З- человек- знак
Х- человек- художественный образ
Так же выделяется 3 класса профессий:
Г -гностические профессии (применение имеющихся знаний) П- преобразующие профессии (изменение объекта) И-изыскательные профессии (поиск новых решений)
Отделы профессий делятся на:
Р- ручной труд М- машинно-ручной труд А -автоматизированные системы Ф -функциональные средства труда
И группы профессий делятся на:
Б- «бытовые», комнатные условия О -труд на открытом воздухе Н- работа в необычных условиях М- высокая моральная ответственность
По мимо всего этого в выборе профессии Вам смогут помочь родители и служащие в профориентационной службе. Так же не стоит забывать правило «Трёх В».
Возможность, влечение и востребованность.
Таблица: Типы и классы профессий
Типы профессий
Классы профессий
гностические
преобразующие
изыскательские
"человек — природа"
учетчики
полеводы,
селекционеры
и приемщики
каменотесы
"человек — техника"
контролеры ОТК,
слесари,
конструкторы
работники
водители,
госприемки
механизаторы
"человек — человек"
инспекторы,
медсестры,
работники
следователи
продавцы,
НОТ
работники
по кадрам,
руководители
всех уровней
"человек — знаковая
корректоры
наборщики,
программисты
система"
операторы ЭВМ,
бухгалтеры
"человек — художественный образ"
контролеры,
маляры,
модельеры
приемщики
художники
малярных работ
основные личные
интерес к свойствам
склонность к
интерес к новому
качества, необходимые
определенных
практическому
способность
работнику
объектов, выраженная
влиянию на окружающую среду
легко
познавательная
,
отказываться
активность
интерес к процессу
от привычного
, устойчивость
и результату
образа мышления
5.Организация профориентационной работы в центре « Карьера» в «Брюховецком аграрном колледже».
Профориентация в учреждениях общего и профессионального образования-этодеятельность, направленная на помощь учащемуся в выборе профессии и планировании успешной карьеры. Специалист в области профориентации оказывает консультационную помощь в осознании личных склонностей и способностей учащегося к определённому виду трудовой деятельности, обеспечивает информацией о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией. Профориентация как средство социального регулирования профессиональной направленности личности может быть эффективной только при учёте склонностей, интересов и индивидуальных качеств человека. Поэтому решение задач профориентационной работы в колледже является важнейшим делом не только с точки зрения экономической значимости, но и в социальном плане. Для успешного вхождения человека в мир профессий и продвижения к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, особенности рынка труда и характеризующие особенностипрофессий или конкретного вида труда и способа подготовки к нему.
Профориентационная работа в учреждениях образования ведётся по следующим направлениям:
профессиональное информирование;
профессиональное консультирование;
профессиональный подбор/отбор;
психологическая поддержка.
Профессиональное информирование предполагает предоставление учащемуся сведений о специфике различных профессий, о потребностях рынка труда города, региона, динамике его развития, возможностях профессиональной самореализации в современных социально-экономических условиях.
Профессиональное консультирование направлено на активизацию профессионального самоопределения учащегося на основе согласования его профессиональных намерений и актуальных потребностей рынка труда в рабочих кадрах и специалистах. На основе подбора адекватных способов решения проблемы (выявление запроса, диагностика, обсуждение вариантов поиска работы, трудоустройства, перспектив рабочего места) профессиональная консультация должна способствовать выработке учащимся личного профессионального плана и определению путей его реализации.
Профессиональный подбор предполагает определение профессии, которая наиболее соответствует психофизиологическим особенностям конкретного индивида, учитывает его склонности и возможности. В профориентационной работе принято различать профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор). При проведении профподбора педагог-профконсультант идёт «от человека к профессии», подбирая соответствующую данной личности профессию, а при профотборе – наоборот: «от профессии к человеку», подбирая наиболее соответствующую данной профессии личность.
В Брюховецком аграрном колледже работает центр «Карьера», этот центр профессионального сопровождения учащихся школ и выпускников района и Краснодарского края . Целью которого является: содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж»
Для достижения этой цели Центр осуществляет деятельность в следующих направлениях:
• взаимодействие с территориальными органами государственной службы занятости населения, биржами труда, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда;
• проведение консультаций со студентами, направленных на содействие трудоустройству;
• трудоустройство выпускников;
• организация участия студентов в Ярмарках вакансий;
• осуществление мониторинга карьерного роста и развития выпускников;
• сбор и предоставление работодателям информации о выпускниках колледжа, нуждающихся в трудоустройстве;
• разработка и реализация программ, организация и проведение мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников;
• содействие в организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки выпускников ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж»;
• анализ эффективности и результативности своей деятельности по содействию трудоустройству выпускников и разработка мер по ее улучшению;
• создание обоснованной системы мер по профессиональной ориентации молодёжи, позволяющей привести образовательно - профессиональные потребности абитуриентов в соответствии с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода;
• выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
• оказание психолого-педагогической помощи в приобретении учащимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
• развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
• формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;
• взаимодействие с Администрацией Брюховецкого района, Управление образования Брюховецкого района, Центром занятости Брюховецкого района, Департаментом образования и науки Краснодарского края, районными отделами образования; Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения Краснодарского края по вопросам организации и проведении специализированных ярмарок учебных мест, выставок, направленных на информационное обеспечение приема и популяризацию специальностей;
• организационно - массовая работа с образовательными учреждениями среднего общего и начального профессионального образования в Краснодарском крае, учащимися и их родителями;
• оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов Колледжа.
Руководит профориентационной работой в Брюховецком аграрном колледже Серопол И.Н.-победитель краевого конкурса «Преподаватель года Кубани 2015».В состав центра «Карьера» входит педагог-психолог, профконсультант, заместитель директора по воспитательной работе. Реализуя взаимосвязанные цели и задачи, в профориентационной работе участвуют также сотрудники Центра профориентации, заведующие отделениями, кураторы групп, преподаватели-предметники, социальный педагог, социальные работники и другие субъекты учебно-воспитательного процесса. Интегрирующую роль в проведении профориентационной работы в учебном заведении выполняет специально оборудованный кабинет профориентации.
Для учащихся X-XI классов– период проектирования послешкольного образовательно-профессионального маршрута. С учащимися X-XI классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств; контроле и коррекции профессиональных планов; познакомить учащихся со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии, саморазвитии в ней. Таким образом, X-XI классы – это этап получения информации о современном рынке труда, динамике его развития, умение адекватно оценивать собственные профессионально важные качества, обосновать свой профессиональный опыт, составлять программу самоподготовки к избираемой профессии. Характер организации профориентации в колледж обусловлен возрастными особенностями учащихся. Следовательно, целесообразно дифференцировать процесс получения знаний о профессиях на разных ступенях обучения. Жизнь человека складывается из определенных периодов, этапов. В основе смены этапов, периодов жизни человека лежит смена (изменение) ведущих типов его жизнедеятельности и ведущих мотивов его поведения на определенном возрастном отрезке жизни. Ведущими типами деятельности человека являются: общение, игра, учеба, труд. Ведущие мотивы деятельности человека: стремление утвердить свое положение (социальный статус) в формальной и неформальной группах (школа, учебное заведение, предприятие, команда, группа и т.д.).Центр «Карьера» тесно сотрудничает со школами Брюховецкого района и Краснодарского края.
Периодизация профориентационной работы в школе осуществляется поэтапно на каждой возрастной ступени, на основе преемственности возрастных и психологических особенностей личности школьника. При этом формы и методы должны быть рассчитаны на конкретного ученика, направлены на активизацию личности, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии, должны способствовать выявлению общих и специальных способностей.
К началу Х класса у школьников формируется профессиональное самоопределение. Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащейся молодежи психологи выделяют показатели, характеризующие его как процесс, предполагающий развитие личности – субъекта своей будущей профессиональной деятельности, включающей в себя:
1. Информированность учащегося: знание отраслей экономики и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).
2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).
3. Выраженность профессиональных интересов к определенной области деятельности и конкретной профессии.
4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.
5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, секции, музыкальной школе и т.д.).
6. Сформированность профессиональных намерений.
7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой).
8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению врача.
Занятия по формированию профессионального самоопределения в школе могут быть организованы в следующих формах:
лекция позволяет за короткий срок предоставить максимум информации большому числу слушателей, является предисловием к активным формам освоения материала;
групповые обсуждения – обсуждение заданной темы и обеспечение заранее определенного руководителем результата;
активизирующие профессиональные методы предполагают непосредственное включение учащегося в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего;
профориентационные игры и тренинговые упражнения обеспечивают связь между теорией и практикой, когда ситуации близки к жизненным, позволяют учащимся приобрести новые навыки, осознать самих себя, могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы.
Профессиональная ориентация учащихся в учреждениях образования осуществляется посредством профессионального информирования, консультирования, диагностики профессиональной направленности личности, процедур профессионального подбора, психологической поддержки и профессиональной адаптации. Традиционными в колледже стали проведение мероприятия «День открытых дверей».
Я хочу сделать вывод о том, что учащихся можно разделить на две группы по степени готовности к самостоятельному выбору профессии:
первая группа – учащиеся знают, что им нужно, какую информацию они хотят получить. Таких учащихся следует направлять по линии «самообслуживания», указав, где можно найти соответствующую информацию. Возможной проблемой в работе с такими учащимися может быть неадекватное представление о своих способностях, профессиях, спросе на рынке труда;
вторая группа – учащиеся не достаточно готовы к самостоятельному поиску информации, отсутствует более или менее четкое представление о своих возможностях, не сформированы ярко выраженные профессиональные предпочтения. С такими учащимися необходимо вести индивидуальное профессиональное консультирование.
Заключение.
Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит будущая жизнь любого подростка. Многие мечтают об удачной карьере. На пути к успеху могут встретиться трудности. Преодолеть их помогут определённые знания. В своей работе я рассмотрела материалы, которые помогут изучить особенности профессионального самоопределения и смогут помочь подросткам в принятии решения о выборе профессии и построения своей карьеры.
«Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт, чтобы иметь опыт, нужно ошибаться!»- говорил успешный американский бизнесмен и писатель Харви Маккей.
После всех моих исследований я могу утверждать:
Вопрос о смысле жизни- «вечный» вопрос.
Ответ на него зависит от жизненных ориентиров и ценностей личности.
Одной из главных ценностей для молодёжи является интересная работа, профессия.
Выбор профессии предполагает учёт своих способностей, возможностей и желаний, а также потребностей общества.
Жизненные ценности человека играют ключевую роль в его судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми. Жизненные ценности человека- основа жизненных выборов разной степени важности. Жизненные ценности: семья, здоровье, друзья, интересная работа, справедливость, вера, деньги.
В процессе работы мною было проведено анкетирование, для определения жизненных ценностей студентов ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж», с целью выяснения, какую роль жизненные ценности играют в выборе профессии. При анкетировании можно было выбирать несколько вариантов ответа. Приоритетными для студентов стали: семья, друзья, здоровье, интересная работа.
.Н.А. Добролюбов сказал: «Нет неспособных людей, а есть только неуместные». Слово «неуместные» надо понимать здесь в буквальном смысле – не на своем месте. Значит, и в XIX веке лучшие умы задумывались о соответствии человека и его профессии.
Чтобы выяснить, знали ли мои одногруппники о том, есть ли у них какие-либо способности и применяли ли они их при выборе будущей профессии. Я провела анкетирование по следующим вопросам: 1. Есть ли у вас какие-либо способности? 2. Кто выявил у вас эти способности? 3. Как вы развиваете свои способности? 4. Как вы думаете, окажут ли влияние ваши способности на выбор будущей профессии? В опросе принимали участие 49 студентов 1 курса. Результаты исследования следующие: Большинство моих одногруппников отвечали, что их способности были обнаружены родителями или самостоятельно. Только у 25% способности были обнаружены педагогами. Свои способности развивают тем, что посещают различные учреждения дополнительного образования, участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях разного уровня
55 % опрошенных не собираются связывать свою будущую профессию с имеющимися у них способностями, т.к. с одной стороны стремятся выбрать профессию, востребованную на рынке труда, считают, что у родителей будет не достаточно средств для обучения нужной специальности, которую можно получить в учебных заведениях. С другой стороны не считают творческие и физические способности основанием для выбора будущей профессии, а относят их к сфере досуга. Как реализуют свои способности в жизни мои одногруппники, делать вывод пока рано. Больше всего меня заинтересовало, как взрослые люди использовали свои способности в выборе профессии. Я провела опрос 30 взрослых людей в возрасте от 30-55 лет. Получила следующие результаты: что 40% опрошенных в той или иной мере связали свои способности с выбором профессии. Для 60% способности не стали основой выбора профессии по следующим причинам:
Во-первых, не было учебного заведения с нужной специальностью.
Во-вторых, родители считали, что профессия музыканта, спортсмена, художника не гарантирует достаточных средств для жизни.
В-третьих, различные жизненные ситуации.
Кроме этого я выяснила, что на выбор профессии влияют семейные ценности. В дополнительной анкете «Семейные ценности» было предложено оценить по пятибалльной шкале степень значимости перечисленных ценностей в семье респондента, где 1 – наименее значима, 5 – наиболее значима. Процентное соотношение ответов представлено в таблице 3.
Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии ("восьмиугольник Климова"): Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие.
Кроме этого на выбор будущей профессии влияет ценностная система личности – многоаспектное идеальное образование нашего сознания и самосознания.
. Известно, что в социологии принято говорить не о системе ценностей личности, а о системе ценностных ориентации, но мы считаем, что различие терминологии лишь условно, а содержательно эти понятия схожи.
Система ценностей помогает личности решить, что является значимым и важным в любой сфере социальной жизни, в частности, и семейной. Такими ценностями могут быть: любовь,забота о каждом из членов семьи;здоровье как свое собственное, так и родных; дети, их здоровье и благополучие; ласка, нежность; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; теплые взаимоотношения с родителями и родственниками; понимание и духовное взаимообогащение, возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессиональный успех и карьера.
Профориентация в учреждениях общего и профессионального образования-этодеятельность, направленная на помощь учащемуся в выборе профессии и планировании успешной карьеры.
В Брюховецком аграрном колледже работает центр «Карьера», этот центр профессионального сопровождения учащихся школ и выпускников района и Краснодарского края . Целью которого является: содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж»
Руководит профориентационной работой в Брюховецком аграрном колледже Серопол И.Н.-победитель краевого конкурса «Преподаватель года Кубани 2015».В состав центра «Карьера» входит педагог-психолог, профконсультант, заместитель директора по воспитательной работе. Реализуя взаимосвязанные цели и задачи, в профориентационной работе участвуют также сотрудники Центра профориентации, заведующие отделениями, кураторы групп, преподаватели-предметники, социальный педагог, социальные работники и другие субъекты учебно-воспитательного процесса. Интегрирующую роль в проведении профориентационной работы в учебном заведении выполняет специально оборудованный кабинет профориентации.
Заканчивая работу я твёрдо сделала вывод о том, что я правильно выбрала свою будущую профессию- юрист. А по-этому слова Х. Маккея являются тому подтверждением.
«Найдите то, что вам нравиться, и в вашей жизни не будет ни одного дня тяжкого труда».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299 с.
2. Андреева, Т.В. Психология семьи. Учеб. пособие.-СПб.: Речь, 2007. – 384 с.
3. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография /предисл. Л.С. Перепелкин. Федеральная целевая программа "Культура России". М.: Интеллектуальная книга – Новый хронограф, 2010.
– 352 с.
4. Богдановская И. М., Робак В. В. Образ семейных отношений как фактор успешной профессиональной деятельности руководителя. //Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 5. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2011. – С. 19-25.
5. Винивидова Е.П. Структура семейных ценностей молодых супругов Журнал интеграция образования Выпуск №2 2008г. - С. 97-101.
6. Дёмшина И.П. Развитие семейных ценностей у детей посредством кинематографа в условиях детского лагеря. И.П. Дёмшина. Артек – Со-бытие,2014, №3. - 10 с.
7. Завалишена Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.; Ярославль, 2001. - 278 с.
8. Завьялова Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб., 1994. - 249 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж, 1996. - 397 с.
10. Кучмаева О. В., Кучмаев М. Г., Петрякова О. Л. Трансформация института семьи и семейные ценности // Вестник славянских культур : журнал. — М.: Государственная академия славянской культуры, 2009. – С. 55-74.
11. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1990. – 46 с.
12. Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. №5. – С. 24-39.
13. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. – 190 с.
14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996. – 324 с.
15. Толочек В.А. Профессиональная успешность: понятия «способность» и «ресурсы» в объяснении феномена // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 2. – С. 39-52.
Приложение.
№ 1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
Таблица -Процентное соотношение результатов анкеты «Семейные ценности»
Семейные ценности
Высокие оценки
Низкие оценки
Налаженный быт, грамотное домоводство, крепкое хозяйство
37%
50%
Взаимопонимание, уважение, внимание к личности каждого члена семьи
80%
13%
Рождение и воспитание детей
50%
40%
Любовь и верность
60%
27%
Организация досуга, забота о здоровье
43%
37%
Ведение бюджета, регулирование доходов и расходов семьи
43%
47%
Поддержание социального статуса
43%
50%
Духовное развитие и взаимообогащение
50%
27%
Развитие моральных качеств членов семьи
40%
17%
Физическая, экономическая и психологическая защита
37%
37%
№8
Таблица – Значения корреляций между внешними и внутренними барьерами в принятии карьерных решений и семейными ценностями человека.
Семейные ценности
Значения корреляций между показателями профидентичности и оценками семейных ценностей.
Налаженный быт, грамотное домоводство, крепкое хозяйство
-0,74
Взаимопонимание, уважение, внимание к личности каждого члена семьи
0,23
Рождение и воспитание детей
-0,62
Любовь и верность
0,77
Организация досуга, забота о здоровье
0,01
Ведение бюджета, регулирование доходов и расходов семьи
0,03
Поддержание социального статуса
-0,10
Духовное развитие и взаимообогащение
0,65
Развитие моральных качеств членов семьи
0,22
Физическая, экономическая и психологическая защита