kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-профессиональное самоопределение студентов ГПОАУ АО АПК в процессе воспитательно – образовательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по профессиональному самоопределению в педагогическом колледже призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащихся из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-профессиональное самоопределение студентов ГПОАУ АО АПК в процессе воспитательно – образовательной работы»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) Личностно-профессиональное самоопределение студентов ГПОАУ АО АПК в процессе воспитательно – образовательной работы Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой. В.Г. Белинский.  Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуацией в стране необходимо новое понимание ее содержания. Преподаватель ГПОАУ АО АПК:  Гольская Оксана Геннадьевна г. Благовещенск, март 2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АО АПК)

Личностно-профессиональное самоопределение студентов ГПОАУ АО АПК в процессе воспитательно – образовательной работы

Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой. В.Г. Белинский.

Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуацией в стране необходимо новое понимание ее содержания.

Преподаватель ГПОАУ АО АПК:

Гольская Оксана Геннадьевна

г. Благовещенск, март 2018

Личностное самоопределение – это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество.   Профессиональное самоопределение, становление, профессионализация – это все этапы или даже звенья одной цепи – становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование трудовых навыков и умений; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.
  • Личностное самоопределение это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество.

  • Профессиональное самоопределение, становление, профессионализация это все этапы или даже звенья одной цепи – становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование трудовых навыков и умений; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.

Анализ научных изысканий А. Г. Базаева, Л. Е. Галагановой, И. Я. Журкиной, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, А. М. Кухарчук, А. Б. Ценципер, С. Л. Лесниковой, Н. С. Пряжникова, В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавир и других исследователей в контексте проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи, а также учет отличительных особенностей воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа как учреждения среднего профессионального образования позволили сформулировать ключевые понятия:

Главная цель профессионального самоопределения  — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.
  • Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Этапы профессионального самоопределения личности:

- дошкольный (формирование первых трудовых навыков);

- начальная школа (осознание роли труда в жизни человека;)

- подростковый (осознание своих способностей и интересов).

Содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях профориентации

Профессиональная ориентация включает в себя:

  • профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий;
  • профессиональное консультирование оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении;
  • психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях профориентации

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию обучающейся молодёжи личностно-ориентированной кон­сультативно-информационной помощи в вы­явлении возможностей реализации потен­циала личности на рынке труда в соответст­вии с потребностями последнего.

Цель профессиональной ориентации — оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2) Профессиональное консультирование оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

В качестве примера работы в помощи профессионального самоопределения хотелось бы привести несколько вариантов методик и техник, используемых в помощь подросткам.

1. Ролевая игра «Парад профессий». Эта игра помогает преодолеть некоторые стереотипы, мешающие сделать осознанный выбор профессии. В ходе игры учащиеся не только знакомятся с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, но и начинают понимать смысл любой профессиональной деятельности как уникальной и незаменимой. Участники ролевой игры самостоятельно и с помощью ведущего ищут и находят аргументы в защиту жизненно необходимых, но в массовом сознании не пользующихся уважением профессий.

2. «Престижные» и «непрестижные» профессии. На партах или на стульях, поставленных в круг, лежат карточки с названиями и кратким описанием профессий: автомеханик, дворник, политик, животновод, строитель, священник, программист, учитель, водитель, сантехник, экономист, электрик и др. Задание: придумать несколько словосочетаний со словами «престиж», «престижный». Вопросы: «Как вы понимаете слово «престиж»? Как престиж влияет на выбор профессии? У каждого из вас есть список из 24 профессий. Отметьте в этом списке три, на ваш взгляд, самые престижные и три самые непрестижные профессии». Обсуждение задания: участники зачитывают свои списки, желательно, с комментариями, а ведущий записывает на доске профессии, которые звучали чаще всего.

3. Сказкотерапия. С помощью сказки человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает мир, готовится к взрослой жизни. Такой вариант работы подходит для любого возраста. Даже простое чтение сказок способствует социализации, адаптации, интеграции личности. Например, в качестве разминки подбирать профессии сказочным героям. Сначала дается герою личностную характеристика, потом, в соответствии с ней, подбираются подходящие варианты трудоустройства. Примеры: дайте совет Кощею Бессмертному, Дюймовочке, Коту в сапогах, Иванушке на печи, Золотой рыбке, Василисе Премудрой, Бабе-Яге, Золушке, Ивану-царевичу на Сером Волке, Снегурочке и т.д.

4. «Мысли». Необходимо приготовить картинку «головы» какого-то специалиста и большое количество картинок на различную тематику. Будущему специалисту предлагается представить, о чем думает, что переживает и чувствует профессионал в свой обычный рабочий день. Выбрать соответствующие изображения и разместить их «в мыслях» на странице. При необходимости заменить одну «мысль» другой или поменять их местами. Объяснить свой выбор. Подготовка к работе заняла минимум времени, при этом не потребовала особых навыков и умений работы с интерактивным оборудованием и программным обеспечением. Работать с материалом было также легко, поэтому принять участие смог каждый желающий. Детям было интересно как самим работать с «мыслями», так и наблюдать за работой других, обсуждать полученные результаты, обосновывать свое решение.

Такая работа может проводиться как за компьютером, так и на обычной бумаге или ватмане.

3

Диагностико-пропедевтический, преобразующий и аналитико-обобщающий этап работы по формированию профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа

Целью диагностико-пропедевтического этапа явилось: изучение индивидуально-психологических особенностей студентов; формирование мотивов их профессионального самоопределения, социально и профессионально значимых ценностных ориентаций, знаний студентов о требованиях профессии; формирование представлений обучающихся о себе как о будущем педагоге-воспитателе (учителе).

Целью диагностико-пропедевтического этапа явилось: изучение индивидуально-психологических особенностей студентов; формирование мотивов их профессионального самоопределения, социально и профессионально значимых ценностных ориентаций, знаний студентов о требованиях профессии; формирование представлений обучающихся о себе как о будущем педагоге-воспитателе. Содержание и методы работы включали в себя: психодиагностику; групповые и индивидуальные консультации; семинары; практические и лабораторные работы; лекции; уроки с элементами деловой игры и т.п.

3

Вовлечение студентов в различные виды учебной, внеучебной и производственно-практической деятельности н а преобразующем этапе

Целью преобразующего этапа является: формирования умений студентов соотносить свои склонности, убеждения, личностные качества с требованиями к профессии, осуществлять самоконтроль своей поведенческой и психической активности.

На преобразующем этапе в процессе вовлечения студентов в различные виды учебной, внеучебной и производственно-практической деятельности происходит формирование умений учащихся соотносить свои склонности, убеждения, личностные качества с требованиями к профессии, осуществлять самоконтроль своей поведенческой и психической активности.

На уроках педагогики, психологии и частных методик для реализации этой цели активно используется самостоятельная работа студентов. Эта работа протекает в самых различных видах и формах: работа с книгой; составление таблиц, схем, анкет, кроссвордов; написание конспектов; решение задач, в которых студенты получают представление о способах целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля. В этих видах деятельности осуществляется процесс изучения индивидуально-психологических и личностных особенностей воспитанников и педагогов-воспитателей ДОО и т. д. Усвоенные знания и приобретенные умения самостоятельной работы используются ими для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Самостоятельная творческая работа студентов позволяет им углублять теоретические знания, знания отдельных специальных методик, практически осваивать методы педагогических исследований; даёт возможность студенту встать в новую ролевую позицию педагога-воспитателя, родителя. Имитация профессиональной деятельности происходит через систему индивидуальных и групповых заданий, упражнений, задач, ситуаций, диалогов («Первая встреча с детьми, представьтесь», «В группе агрессивный (замкнутый, гиперактивный) ребенок», «Ребенок обижен несправедливостью, поговорите», «Дети не выполняют ваши требования» и т. п.). Они является эффективным средством формирования профессионального самоопределения на основе учёта индивидуальных свойств личности, опыта целенаправленного самоизменения, представлений о сущности педагогической деятельности, создания образа опытного педагога-воспитателя. Уроки с элементами деловой игры («Чем я интересен для детей», «Ищу работу воспитателя», «Если детям со мной неинтересно», «Типичное и индивидуальное в профессии педагога-воспитателя» и др.) предусматривают распределение ролей, составление сценария, подготовку игрового материала, выработку критериев результативности игры. Метод проектов («Детский сад будущего», «Воспитательные проекты для современного дошкольного образования» и др.) позволяет студентам не только усваивать инструментальные знания, но и раскрывать личностное своеобразие каждого участника, проверить свои позиции, создать условия, когда профессионально значимые мотивы деятельности становятся личностно значимыми.

Педагогическая практика как один из видов деятельности студентов колледжа обладает большим потенциалом для приобретения обучающимися знаний о выбранной профессии.

Студенты вторых курсов составляли собирательный образ современного воспитателя на основе опроса своих наставников, воспитанников и родителей базовых дошкольных учреждений. Наработанные материалы обсуждались с руководителями педагогической практики, педагогами дошкольных учреждений в методических кабинетах, в микрогруппах, оформлялись в виде рукописных журналов, стенной газеты и проходили защиту на конференции по педагогике.

Студенты третьего курса наблюдают за работой воспитателя в ходе занятия, в ситуациях свободного общения с детьми, на утренней гимнастике, в ходе организации культурно-гигиенических навыков, на прогулке и отмечают, есть ли у воспитателя склонность к данной профессии, соответствуют ли личностные качества педагога его профессии? По итогам проделанной работы обучающиеся составляли творческие портреты воспитателей: в которых отражали перечень личностных и профессиональных качеств, необходимых человеку для выбранной профессии, профессиональных умений, имеющихся лично у них и им недостающих, и тех, от которых им хотелось бы избавиться. По итогам практики на уроках студенты составляют характеристику на себя, отразив в ней собственный личностный и профессиональный портрет.

В заключение практики студенты учатся осуществлять анализ соответствия своих возможностей требованиям программы к личности воспитателя. На аналитико-обобщающем этапе происходит формирование умений студентов анализировать, обобщать и оценивать свои действия как будущего профессионала, способности предупреждать появление недостатков в своей деятельности, изучалась динамика сформированности компонентов профессионального самоопределения (когнитивно - гностического, операционно-деятельностного, мотивационно- ценностного и рефлексивно-оценочного).

Экскурсия в музей колледжа, тематические классные часы, конкурсы создают творческую атмосферу общения преподавателей и студентов, формируют опыт личностно ориентированного взаимодействия, что позволяет выявить личностные качества воспитателей ДОО (учителей начальных классов). Создавая сценарий внеклассного мероприятия, студенты отрабатывают умения, необходимые будущему педагогу: прогнозировать, планировать и реализовывать намеченное, осуществлять коррекцию плана по ходу его написания с учетом личностных особенностей приглашенных, своих собственных знаний и умений. Они имеют возможность в рамках неформального общения проанализировать воспитательный опыт преподавателей колледжа, оценить, в какой мере они сами владеют традиционными и нетрадиционными приемами работы с детьми. В процессе воплощения задуманного учащиеся рефлексируют свои действия, корректируют их.

3

Наиболее значимые качества волонтера – студента:

- психолого-педагогическая компетентность , определяемая как определенный уровень волонтерской деятельности;

- прочность усвоения таких ценностей , как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность;

- дифференцированное применение навыков общения ;

- ответственность и самодисциплина ;

Волонтером может быть каждый – независимо от возраста (исключением могут быть воспитательные учреждения; совершеннолетие часто требуется также для работы волонтерами в больницах), образования, материального статуса и т. п. Но и в этой, казалось бы всеобъемлющей и доступной для всех деятельности требуются определенные качества, без которых нельзя обойтись. Такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми, как показало исследование, в котором мы опирались на мнения ведущих специалистов в этой области ( Н. Н, Нечаев, , и др.) являются следующие:

- психолого-педагогическая компетентность, определяемая не просто как сумма знаний, необходимых для оказания помощи и поддержки отдельным лицам, а как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимой от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность;

- прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность;

- сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения;

- ответственность и самодисциплина;

- глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и положительных результатах работы;

- наличие качеств личности, позволяющие располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.

- наличие качеств личности , позволяющие располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.

7

Мотивы участия студентов ГПОАУ АО АПК в волонтерской деятельности:  - потребность в признании ( студенты хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими); - потребность в достижении (им нравится ощущать, что они выполняли что-то важное); - потребность в самоконтроле ( хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки); - потребность в разнообразии (людям, как правило, надоедает делать одно и то же).

Мотивы участия студентов ГПОАУ АО АПК

в волонтерской деятельности:

- потребность в признании ( студенты хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими);

- потребность в достижении (им нравится ощущать, что они выполняли что-то важное);

- потребность в самоконтроле ( хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки);

- потребность в разнообразии (людям, как правило, надоедает делать одно и то же).

Методы работы для профессионального развития в системе профессиональной ориентации выпусников ГПОАУ АО АПК:

  • информационно-справочные (посещение ярмарки профессий, где представлены высшие учебные заведения Амурской области, встречи со специалистами (мастер-классы), средства массовой информации, демонстрация медиапрезентаций о высших учебных заведениях);
  • профессиональная психодиагностика (закрытые и открытые беседы — интервью преподавателя психологии, классного руководителя, опросники профессиональной мотивации, сбор косвенной информации, игры, тренинги; моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности;
  • морально-эмоциональная поддержка (группы общения, «пламенные» публичные выступления, успешные примеры самоопределения);
  • помощь в конкретном выборе и принятии решения (последовательность действий, реализующих намеченную цель).

Для того чтобы помочь выпускникам ГПОАУ АО АПК выбрать нужную профессию, преподаватели отделения используют следующие методы работы в данном направлении:

информационно-справочные (посещение ярмарки профессий, где представлены высшие учебные заведения Амурской области, встречи со специалистами (мастер-классы), средства массовой информации, демонстрация медиапрезентаций о высших учебных заведениях);

профессиональная психодиагностика (закрытые и открытые беседы — интервью преподавателя психологии, классного руководителя, опросники профессиональной мотивации, сбор косвенной информации, игры, тренинги; моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности;

морально-эмоциональная поддержка (группы общения, «пламенные» публичные выступления, успешные примеры самоопределения);

помощь в конкретном выборе и принятии решения (последовательность действий, реализующих намеченную цель).

8

Источники

Источники

  • Абдалина Л.В., Гаврилова Е.В. "Психологические аспекты профессионального самоопределения учащихся": Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2004. - 77 с.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
  • Захаркина ты, волонтер? Методическое пособие.- Уфа: 2006.-76 с.
  • Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 128 с.
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М: АПК и ПРО, 2003. - 22 с.
  • Немова, К В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учеб. -метод, пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. -68 с.
  • Мудрик, А. В, Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М., 1987.
Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения: метод, пособие. - М: АПК и ПРО, 2003. - 120 с. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО
  • Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения: метод, пособие. - М: АПК и ПРО, 2003. - 120 с.
  • Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
  • Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности - М., 1994.
  • Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М, 1996.

Спасибо за внимание!

Преподаватель ГПОАУ АО АПК :

Гольская Оксана Геннадьевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гольская Оксана Геннадьевна

Дата: 25.03.2018

Номер свидетельства: 463315

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства