kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема психологической природы индивидуальных особенностей человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема психологической природы индивидуальных особенностей человека»

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Ашаргина Марина Геннадьена

КГУ «Средняя школа № 42» отдела образования по городу Усть – Каменогорску управления образования ВКО

Несмотря на то что исследование человеческой индивидуальности имеет в психологии давнюю историю, в конце XX - начале XXI века интерес к данной проблеме значительно возрос. Это обусловлено обострением влияния отдельной личности на судьбы других людей и отступлением на второй план тенденции принижения значения индивидуально-личностного фактора в судьбах разных стран и народов в ходе исторических событий.

Актуализация проблемы индивидуальности во многом обусловлена и социально-экономическими преобразованиями: в современном обществе происходит обострение проблемы индивидуальной адаптации личности в новых социальных условиях, а также проблемы поиска самого себя, проявляющейся наиболее ярко в эпоху социокультурных реформации.

Кроме того, повышенное внимание к категории «индивидуальность» в психологической науке обосновано тем, что процесс индивидуализации отражает важнейшую закономерность развития человеческого организма. Посредством индивидуализации осуществляется «тенденция движения материи от общего бытия к индивидуальному, от одних уровней существования к другим, более определенным, устойчивым». Возрастающая степень усложнения организации систем неизбежно сопровождается увеличением степени разнообразия входящих в них элементов. В ходе развития элементы системы дифференцируются, и увеличение количества различий между ними способствует появлению более устойчивых структурных отношений (в отдельных случаях возникает необходимость преобразования характера связи между элементами вследствие возникновения конфликтных отношений, носящих деструктивный характер по отношению ко всей системе в целом).

Обеспечение приспособительной способности системы по отношению к новым, изменяющимся условиям, устойчивость ее существования тесно связаны с наличием определенного «количества внутреннего разнообразия», т.е. со степенью самостоятельности, «многокачественности» элементов, способных образовывать необходимые варианты связей между собой.

Таким образом, процесс индивидуализации предполагает поддержание внутренней целостности системы наряду с активностью, пластичностью, автономностью составляющих ее элементов.

При описании категории «человеческая индивидуальность» используется целый ряд понятий.

С.Л. Рубинштейн акцентировал внимание на том, что человек является индивидуальностью, поскольку обладает особыми, единичными, неповторимыми свойствами.

Б.Г. Ананьев отмечал: «если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - «глубина» личности и субъекта деятельности».

Э.А. Голубева, рассматривая понятие «индивидуальность», базируется на его философской интерпретации, в рамках которой индивидуальность понимается как «неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека», и, кроме того, опирается на определение Ф.Т. Михайлова, включающего в понятие «индивидуальность» индивидуально-неповторимые особенности, относящиеся к функционированию человеческого организма и уникальным свойствам его личности.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев понимают под индивидуальностью «определение собственной позиции в жизни», «тотальную рефлексию» собственной жизни, «внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя».

Развернутое определение индивидуальности дает И.И. Резвицкий, согласно которому «индивидуальность - это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества».

Несмотря на то что в последние годы происходит интенсивное познание закономерностей формирования индивидуальности и признается неоспоримым тот факт, что любая общепсихологическая закономерность получает свое реальное воплощение в индивидуально модифицированных формах, понятие индивидуальности в психологической науке изучено еще недостаточно обстоятельно. До сих пор не существует единой общепринятой концепции индивидуальности.

В современной психологии различают ряд подходов к исследованию категории «индивидуальность». Так, В.Г. Генецинский выделяет следующие направления в исследовании проблемы индивидуальности:

  • феноменологическое, где в целях определения индивидуальности используется признак индивидуальных различий;

  • структурное, в рамках которого пристальное внимание уделяется целостности человека как индивидуальности;

  • направление, акцентирующее внимание на развитии индивидуальности.

Классификация, представленная В.Г. Генецинским, безусловно, представляет существенный интерес в рамках исследования проблемы индивидуальности. Однако, на наш взгляд, более перспективной является классификация, предложенная С.П. Цураковой, Т.Е. Косаревской, Н.А. Бурдыко, согласно которой возможно выявить три аспекта изучения индивидуальности человека:

  • индивидуальность как индивидность;

  • индивидуальность как социальные и национальные характеры, этнические стереотипы;

  • индивидуальность как проявление мотивационно-смысловой сферы личности, субъекта деятельности.

Наиболее общий подход к оценке индивидуальности человека, согласно С.П. Цураковой, Т.Е. Косаревской, Н.А. Бурдыко, сформулирован Б.Ф. Ломовым. В рамках его концепции индивидуальность представляет собой систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивость факторов индивидуального развития человека.

К.М. Гуревич, один из представителей школы Б.М. Теплова, предложил объединить индивидуальные особенности по их отношению к природной основе индивидуальности - генотипу. Первая группа представлена особенностями, наиболее жестко связанными с генотипом, - возрастно-половыми особенностями и характеристиками, в которых проявляются свойства нервной системы. Вторая группа включает различия по способностям, в которых усматривают проявления задатков, природных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, а также жизненных обстоятельств и требований деятельности.

Психологические исследования школы Б.М. Теплова, а именно: исследования В.Д. Небылицына, Э.А. Голубевой, Л.А. Шварц, К.М. Гуревича, Н.С. Лейтеса, В.И. Рождественской, И.В. Равич-Щербо, М.Н. Бормовой и др. показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число их комбинаций намного больше, чем это ранее представлялось в лаборатории И.П.Павлова. В рамках работы данной школы были выявлены дополнительные свойства нервной системы (лабильность, активированность, динамичность, концентрированность), дана иная оценка слабости и инертности нервной системы применительно к человеку. Определена необходимость изучения свойств нервной системы (а не типов ВНД, для выделения которых еще не существует достаточно научных оснований), а также установлены многообразные связи свойств нервной системы с динамическими, формальными особенностями поведения и способностями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема психологической природы индивидуальных особенностей человека

Автор: Ашаргина Марина Геннадьевна

Дата: 02.10.2024

Номер свидетельства: 657101

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Создание здорового психологического климата в коллективе"
    ["seo_title"] => string(65) "sozdaniie-zdorovogho-psikhologhichieskogho-klimata-v-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "136372"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417097216"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе""
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-ekologhichieskogho-napravlieniia-litsom-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "251368"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447236924"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Презентация для педагогов на тему: "Индивидуальный подход к учащимся (психологический аспект)""
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiiadliapiedaghoghovnatiemuindividualnyipodkhodkuchashchimsiapsikhologhichieskiiaspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "280591"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453392134"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»"
    ["seo_title"] => string(46) "rabota-s-odarionnymi-diet-mi-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "277979"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453027613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства