Педагогические диагностики развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста
Педагогические диагностики развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста
Предоставляю вашему внмманию педагогические диагности по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста. данная работа содержит как теоретический материал, так и диагностики, которые были нами опрабированы. Данная работа будет полезна учителям начальных классов, а так же психологам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические диагностики развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста »
Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном предмете или явлении.
Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития этого внимания характеризует направленность интересов человека, его личностные, волевые качества. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».
Дети в начальной школе плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять несколько дел. Но Н.Ф.Добрынин установил, что распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к 3 классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, за чистотою письма, и за осанкой при работе. Они слышат указания учителя, не прерывая работы.
Произвольное внимание обусловлено социальными факторами, прежде всего обучением и воспитанием. Огромную роль в развитии этого внимания играет младший школьный возраст. Это связано с формированием у ребенка волевых качеств. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе развития. Обучение ребенка в школе, интерес к учебным занятиям - все это способствует быстрому росту непроизвольного внимания. В первые месяцы пребывания в школе ребенок интересуется всем новым в отношениях и в учебной деятельности. Позже учебные интересы приобретают избирательный и познавательный характер, поэтому дети становятся более внимательными на одних уроках, но ведут себя рассеянно на других занятиях.
Так как внимание у детей этого возраста неустойчиво, одна из главных проблем в начальной школе для учителя - рассеянность детей. Выделяют несколько причин рассеянности детей. Прежде всего, к ним относятся особенности процессов возбуждения и торможения младших школьников. Часто к рассеянности приводит быстрое утомление детей, которое возникает при выполнении трудной, неинтересной работы, перегрузке впечатлениями. Причиной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Суетливое и растерянное поведение самого учителя также способно вызвать рассеянность учащихся. Поэтому педагог обязан быть примером сосредоточенности на уроке.
В наши дни развитие произвольного внимания у учеников начальной школы осложняется многими факторами. Информатизация общества привела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требует обработки информации, устойчивости внимания. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно сконцентрироваться на учебном материале и удерживать своё внимание.
Наряду с возрастающим влиянием на детей средств массовой коммуникации и информации они стали меньше читать. А связано это с тем, что у родителей нет времени, чтобы еще в дошкольный период прочитать ребенку какую-нибудь книгу. Ведь именно слушание и чтение формируют произвольное внимание у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, так как плохо развито волевое внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не может полностью воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет понять изученное. В результате у младших школьников снижается успеваемость. Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно и невозможно.
Наблюдения показывают, что у детей младшего школьного возраста чаще появляется произвольное внимание, связанное с поставленной учителем задачей. Поэтому важно на уроке поставить задачу, выделить главное в рассказе.
Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Это качество побуждает внимательно выполнять даже самое неинтересное задание.
Очень важным для организации внимания является умение учителя внести известную эмоциональную насыщенность, так мотивировать ребенка на выполнение задания, чтобы оно заинтересовало его. Также необходимо, чтобы задания были доступны, но не слишком легкие для детей, чтобы у ребенка не развивалась высокая самооценка «я всё могу, у меня всё получается, и поэтому делать ничего не надо».
Из выше сказанного можно сделать вывод. Младший школьный возраст очень сенситивен для развития произвольного внимания. Это возможно, если учитель правильно ставит цель перед учащимися сосредоточиться, на задании. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда правил в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить. Главные, на мой взгляд, условия - использование мыслительных приемов в учебе, развитие учебной мотивации, правильная организация деятельности на уроке. Соблюдение дидактических принципов также значимо для развития внимательности. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики по выявлению уровня произвольного внимания, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны детям.
Ниже показано несколько игры на внимание.
1 “Путаница”. Используется на любом этапе урока.
Детям предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов. Пример: Найдите все фрукты.
2 На минутках чистописания использую такой приём: Найти спрятанные буквы.
4 Например, при закреплении темы "Части речи" можно использовать методику Мюнстерберга и её различные модификации. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
5 На уроке математики при изучении таблицы умножения можно предложить детям посчитать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку и кратные трём. Вместо этих чисел нужно говорить "не собьюсь".
Список использованной литературы
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 2007.
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..2008. - С. 184-220,
Гаяьперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 2007.
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 2009.