kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внимание как средства формированияУУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Из опыта работы

 

 

Развитие внимания как средство

 

 

 

 

 

 

формирования УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дех Татьяна Ивановна

учитель I квалификационной категории

МОАУ СОШ № 17

г.. Белогорск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняя специальную анкету для родителей, в графе: «На какие особенности ребенка Вы бы хотели обратить внимание учителя». Родители пишут: «Очень рассеянный».

 

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»

Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

Позтому я взяла тему по самообразованию «Развитие внимания на уроках в начальной школе». Совместно с психологом провели диагностику- исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова),  исследование объёма внимания, исследование концентрации внимания.

Для  меня проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

 

Тема, цель, задачи.

 Внимание . Основные принципы.

 

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала  необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

 

(основные направления)

 

В этой связи можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их системати­ческое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. Предлагаемые далее задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.

 

  РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

 

 Корректурные задания

 

  Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

 

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

 

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп­повым.

 

 Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

Графические диктанты.

Лабиринты.

Игры «Весёлый счёт», «путешествие по клеткам», «Поиск темы»

Продолжи ряд чисел. Лабиринты. Задачи в стихах.

Развивающие задания. Обучение грамоте (диск).

 

Родителям

Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его познавательной активности и интереса к  интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств.

Решение этих непростых задач требует и от родителей достаточного времени и немалых усилий.

 

Вывод.

 Повышения качества и прочности знаний учащихся.

  Создание определенных стимулов для положительной мотивации к обучению.

  Преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при         переходе в среднее звено.

  Развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность, можно воспитывать неравнодушных, отзывчивых людей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внимание как средства формированияУУД »

Развитие внимания как средство формирования УУД Дзех Татьяна Ивановна МОУ СОШ №17 учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Развитие внимания как средство формирования УУД

Дзех Татьяна Ивановна

МОУ СОШ №17

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Цель работы: изучение особенностей внимания младших школьников, обусловленных их возрастными и личностными параметрами.

Цель работы:

изучение особенностей внимания младших школьников, обусловленных их возрастными и личностными параметрами.

Задачи:

Задачи:

  • вычленить ведущие проблемы, основанные на входной диагностики;
  • проанализировать результаты коррекционной работы в соответствии с принципами поэтапного формирования умственной деятельности; показать эффективность использования действия контроля для формирования произвольного внимания;
  • разработать систему использования разных видов учебной работы, в которой недостатки внимания учащихся особенно ощутимы;
Внимание   это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком – либо объекте восприятия  ( А.В. Петровский).

Внимание

это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком – либо объекте восприятия

( А.В. Петровский).

Основные принципы развития внимания:

Основные принципы развития внимания:

  • Деятельности – любое развитие происходит в деятельности.
  • Психологической комфортности.
  • Сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.
  • Индивидуальности.
  • Последовательности – предлагать сначала простые упражнения
Основные принципы развития внимания:

Основные принципы развития внимания:

  • Поэтапности – сначала включать упражнения для развития объема и концентрации внимания, затем устойчивости и распределения, переключаемости интенсивности.
  • Цикличности – включать развивающие упражнения в уроки необходимо определенными циклами, продолжительность которых в среднем 2 месяца. Повторять 2-3 раза в месяц.
Причины недостаточного внимания:

Причины недостаточного внимания:

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
  • Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Переутомление и перегрузки.
  • Возрастные ограничения в развитии.
  • Недостаточная мотивация выполнения деятельности.
  • Отношение к данному виду деятельности ( страх, повышенная тревожность).
  • Слабо развиты навыки саморегуляции.
Основные направления работы:

Основные направления работы:

  • Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
  • Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания Игра «Весёлый счет»

Упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания

Игра «Весёлый счет»

Игра «Перепутанные линии»

Игра «Перепутанные линии»

Игра «Путешествие по клеткам»

Игра «Путешествие по клеткам»

Упражнения на развитие устойчивости и объема внимания

Упражнения на развитие устойчивости и объема внимания

Игра «Поиск темы урока»

Игра «Поиск темы урока»

Упражнения на распределение и переключение внимания

Упражнения на распределение и переключение внимания

Родителям:

Родителям:

  • Заботится о развитии внимания ребенка, проявлять интерес к его занятиям, его жизни.
  • Наблюдать, как ребенок выполняет домашние задания.
  • Занимайтесь с ребенком систематически.
Вывод:

Вывод:

  • Повышения качества и прочности знаний учащихся.
  • Создание определенных стимулов для положительной мотивации к обучению.
  • Преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при переходе в среднее звено.
  • Развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность, можно воспитывать неравнодушных, отзывчивых людей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Внимание как средства формированияУУД

Автор: Дзех Татьяна Ивановна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства