Из опыта работы
Развитие внимания как средство
формирования УУД
Дех Татьяна Ивановна
учитель I квалификационной категории
МОАУ СОШ № 17
г.. Белогорск
Заполняя специальную анкету для родителей, в графе: «На какие особенности ребенка Вы бы хотели обратить внимание учителя». Родители пишут: «Очень рассеянный».
С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»
Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.
Позтому я взяла тему по самообразованию «Развитие внимания на уроках в начальной школе». Совместно с психологом провели диагностику- исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова), исследование объёма внимания, исследование концентрации внимания.
Для меня проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.
Тема, цель, задачи.
Внимание . Основные принципы.
РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ
Для начала необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.
(основные направления)
В этой связи можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. Предлагаемые далее задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.
РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Корректурные задания
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
Графические диктанты.
Лабиринты.
Игры «Весёлый счёт», «путешествие по клеткам», «Поиск темы»
Продолжи ряд чисел. Лабиринты. Задачи в стихах.
Развивающие задания. Обучение грамоте (диск).
Родителям
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств.
Решение этих непростых задач требует и от родителей достаточного времени и немалых усилий.
Вывод.
Повышения качества и прочности знаний учащихся.
Создание определенных стимулов для положительной мотивации к обучению.
Преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при переходе в среднее звено.
Развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность, можно воспитывать неравнодушных, отзывчивых людей.