Регламент работы: 1 информативная часть - 1 час 20 мин.
перерыв – 20 минут
2 практическая часть - 1 час 20 мин.
Цель психологическая:каждому участнику осознать свою способность к адаптации в новых условиях.
Цель практическая:выявить барьеры, мешающие адаптации к новым условиям работы в школе.
Правила проведения тренинга:
отключение звукового сигнала мобильного телефона
активное участие в предлагаемых заданиях и упражнениях.
выступление по одному (не перебивать)
«здесь и сейчас»
конфиденциальность
соблюдение расписания занятия. (3 мин.)
1. Ритуал приветствия. (3 мин.)
Садимся в круг. Приветливо смотрим, друг на друга, и называем свое имя по кругу, хлопнув в ладоши. Теперь все вместе хлопаем в ладоши перед собой, затем об колени, а потом, разводя руки в стороны, хлопают в ладоши находящихся рядом участников.
2. Информативная (лекционная) часть:(25 мин).
Текст лекции: «Концепция компетентностно – ориентированного образования». (И.С.Фишман)
Всем участникам предлагается представить себя в волшебном лесу, на солнечной поляне. Вы пришли в волшебный лес, где правит «Добрая фея». Она вас любит и знает, что у каждого из вас есть любимый цветок. Вы по мановению волшебной полочки феи становитесь цветами. Представьте себя своим любимым цветком. Он наполняется теплым солнечным светом, от цветка исходит любимый вами аромат, вы наслаждаетесь спокойной жизнью на солнечной поляне. Вам комфортно среди других цветов, Вы на одной из волшебных цветочных полян. Вы одно гармоничное целое, которым любуется Добрая фея. Вы дарите радость и любовь окружающему Вас миру. А он озаряет Вас теплом и светом, добротой, радостью. Постарайтесь почувствовать это и запомнить состояние, которое испытали в медитации. Оно восстановит ваши силы. А сейчас глубоко вздохнули, потянулись и спокойно выходим из медитации.
5.Рефлексия по проведенной медитации. (10мин.)
Целебными свойствами обладают только натуральные масла. Их обязательно смешивают с транспортным маслом, и тогда массаж с апельсиновым маслом подарит вам улыбку и хорошее настроение. А массаж рефлекторных зон стопы с лавандовым маслом – настоящий бальзам для уставших ног.
Перерыв 20 минут.
6. Анкета 1: Восприимчивость педагогов к новому.
Анкета 2: Информационная готовность педагогического коллектива. Анкета 3: Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.
«Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности», Игра «Фокус с конфетой» Примеры показа своего хобби по желанию. Игру можно заменить на любое развивающее упражнение.
9.Рефлексия по практическому занятию. (10 мин.)
10.Рефлексия по проведенному тренинговому занятию (10 мин.)
11.Ритуал прощания.
Стали все в круг, и положив руку рядом стоящему соседу, говоришь доброе слово на прощание. Таким образом, все взялись за руки проговариваем до встречи.
Гуманистическая психология и педагогика обусловили новую образовательную парадигму и предъявили высокие требования к уровню знаний и умений педагогов их компетентности. Разведём эти два понятия:
- компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области;
- компетенция (лат.- принадлежность по праву) – круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Таблица 1, 2 «Традиционный и инновационный подход к обучению».
В современном образовании определения понятий «результаты образования», «качество образования» отличаются рассмотрением необходимых компетенций учащихся, которыми они последовательно овладевают на протяжении всех лет обучения.
- когнитивная (теоретические и практические знания);
- функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности);
- личностная (поведенческие умения в конкрентной ситуации);
- этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).
На нашем занятии нас будет интересовать личностная компетенция (поведенческие умения в конкретной ситуации)
Компетентность учителя в сфере педагогического общения:
Постановка общения:
- взаимообмен информацией учителя и учащегося;
- взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения;
- мобилизация резервов участников общения;
- разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога;
Владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками:
- преимущественное использование организующих (по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействий;
- преобладание демократического стиля общения (в отличие от авторитарного и либерального);
- способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации;
- умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества.
Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей ИППК включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.
С целью выявления уровня ИППК был разработан и апробирован комплект анкет для учителей. Мы с вами сейчас поработаем с этими анкетами.
Анкета №1.
Восприимчивость педагогов к новому.
Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
Вы сотрудничаете с научными консультантами?
Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете её?
Вы открыты новому?
Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.
Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле: К= Кфакт : Кмакс, где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Кмакс - максимально возможное количество баллов.
Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели: критический уровень – К0,85.
Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:
- на совещаниях и семинарах;
- из средств массовой информации;
- из книг по вопросам инноватики;
- на совещаниях в школе;
- из общения с коллегами по школе;
- из общения с коллегами других школ.
Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива.
Для оценки используют следующие показатели: критический уровень – К, 0,45; низкий уровень – 0,45 0,85.
Анкета № 3.
Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.
Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то, что Вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов.
Осознание недостаточности допустимых результатов и желание их улучшить.
Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
Потребность в лидерстве.
Потребность в поиске, исследовании, лучшем поминании закономерностей.
Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
Потребность в риске, преодоление рутины.
Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т.д.
Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможность самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяйте новшеств, то каковы причины этого:
Слабая информатированность в коллективе о возможных инновациях.
Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
Плохое здоровье, другие личные причины.
Большая учебная нагрузка.
Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
Отсутствие материальных стимулов.
Чувство страха перед отрицательными результатами.
Отсутствие помощи.
Разногласия, конфликты в коллективе.
Примечание. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень ИППК.
1.Упражнение «Поиск определений».
а) Группа делиться на 2 команды. Одной из них дается задание, т.е. слово, цель игры состоит в том, чтобы по определению, составленному первой командой, вторая отгадала задуманный предмет.
Или
б) Называется какой – либо предмет. Участники игры должны придумать к нему определение, включающее существенные признаки. Несущественные признаки предмета называть запрещается.
Вариант 1 «дырка»
Вариант 2 «ветер»
Вариант 3 «глаза»
Вариант 4 «характер»
Например, по варианту; ответ может быть следующим: «Характер отражает индивидуальные и психологические особенности человека».
Если будут обсуждены все варианты решений, а правильного так и не будет найдено, первая группа должна назвать задуманный предмет и обосновать, почему не было получено правильных ответов от второй команды.
2.Упражнение «Выражение мысли другими словами».
Задается несложная фраза. Необходимо предложить несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль будет передана при помощи других слов.
Вариант 1 «Нынешнее лето будет теплым».
Вариант 2 «Девочка гуляет по улице».
Вариант 3 «Я прочитал интересную книгу».
Вариант 4 «Ракета улетела далеко от земли».
Например по варианту 1: «В самые длинные каникулы каждый день будет жарким».
Игру можно совместить с игрой в мяч. Произвольно бросая мяч, партнер произносит первоначальную фразу, а тот, кому мяч кинули, придумывает следующую фразу.