Просмотр содержимого документа
«Основные направления работы с учащимися девиантного поведения»
Основные направления работы с учащимися девиантного поведения
Девиантное поведение
- поведение отклоняющееся от условно принятых норм: культурных, этнических, моральных, юридических, религиозных, экономических и др.
Деликвентное (антисоциальное) поведение – поведение противоречащее правовым нормам, угрожающего социальному порядку и благополучию окружающих людей. Включает в себя любые действия и бездействия, запрещенные законодательством
Аморальное (асоциальное) – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлечение в азартные игры, бродяжничество, иждивенчество
Аутодеструктивное (саморазрушительное) – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Выступает в различных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость и тд.
Психологическое здоровье
Аддиктивное поведение – Стремление уйти от реальности, искусственным путем изменить свое психическое состояние, что создает иллюзию безопасности, восстановления равновесия
Гиперактивное поведение – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность, в основе которой лежат микроорганические повреждения мозга, возникшие в результате осложнения беременности и родов, истощающего заболевания раннего возраста, физических и психических травм.
Психическое здоровье
Психическое здоровье
Педагогика
Психология
Медицина
Норма, адекватность,
работоспособность
Развитие, творчество,
коммуникабельность
Гармония, уверенность,
уравновешенность
«Здоровье» - это не только отсутствие болезней и дефектов но и состояние
полного душевного, физического и социального благополучия.
Психическое здоровье
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.
Психическое здоровье - состояние динамического равновесия индивида с окружающей средой, когда все заложенные в его биологической сущности способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью
В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций :
1) употребление алкоголя, никотина;
2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;
3) участие в азартных играх, включая компьютерные;
4) сексуальное аддиктивное поведение;
5) переедание или голодание;
6) “работоголизм”;
7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
8) политика, религия, сектантство, большой спорт;
9) манипулирование со своей психикой;
10) нездоровое увлечение литературой в стиле “фэнтези”, “дамскими романами” и т. д.
Совершенно естественно, что не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по своему значению и последствиям для человека и общества. Этого иногда не понимают, приравнивая, например, увлеченность рок-музыкой к наркомании. Здесь имеется общее аддиктивное звено, однако это совершенно разные по своему содержанию, развитию и последствиям явления.
Аддиктивный подход к разрешению проблемных ситуаций зарождается в глубине психики, он характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. Человек нуждается в эмоциональном тепле , интимности, получаемых от других и отдаваемых им. При формировании аддиктивного подхода происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты.
Адекватно переживаемым чувствам
Психическое и психологическое здоровье
Основой «психического здоровья» является полноценность развития и функционирования психических и соматических систем жизненобеспечения, а основу «психологического здоровья» человека нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе
Психическое и психологическое здоровье
Психическое здоровье – генетически обусловлено
Психологическое здоровье – производное социального развития
Теоретические конструкции концепции психологического здоровья – антинаркотической устойчивости
Жизненные кризисы (Э. Эриксон);
Иерархия потребностей (А. Маслоу);
Интернальность-экстернальность (Д. Роттер);
Потребностные циклы (Ю. В. Валентик);
Развитие личности: психосоциальные стадии (Э. Эриксон)
Человек проходит через несколько стадий развития.
Каждая стадия развития сопровождается кризисом.
Кризис содержит позитивный и негативный компонент.
Поведение обусловлено тем каким образом разрешается кризис.
Развитие личности: психосоциальные стадии (Э. Эриксон)
Поздняя
зрелость
65-смерть
Средняя зрелость
26-64 года
Ранняя зрелость
20-25 лет
Юность
12-19 лет
Цельность Я-
отчаяние
Продуктивность-
инертность
Школьный возраст
6-12 лет
Возраст игры
3-6 лет
Близость-изоляция
Идентичность-
ролевое смешение
Ранее детство
1-3 года
Трудолюбие-
неполноценность
Младенчество
рождение-1 год
Инициативность-вина
Автономия-сомнение
Базальное
доверие-недоверие
Иерархия потребностей (А Маслоу)
Потребности
в самоактуализации
Потребности
в самоуважении
Потребности
в принадлежности и любви
Потребности
в безопасности и защите
Физиологические потребности
Локус контроля (Д. Роттер)
Локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.
Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами
Люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями
Локус контроля (Д. Роттер)
Локус контроля
Экстерналы
Интерналы
Средний
локус контроля
Внешний
локус контроля
Внутренний
локус контроля
Психогенетическая модель личности (Ю. В. Валентик)
Психика формируется и функционирует в рамках процесса развертывания генетической программы
Личность формируется с помощью ЗДЛ – значимые другие лица.
Индивид помещает в себя социальный опыт.
В структуре личности выделяются устойчивые состояния – личностные статусы
Свертывание отношений с ЗДЛ ведет к дефициту ресурсов
Я-телесное
Я-Ребенок
Я-Гендерное
Я-Партнер
Я-Родитель
Я-
Профессионал
Психогенетическая модель личности (Ю. В. Валентик)
Я тебе говорил, что будет, если ты будешь продолжать?
ПОДДЕРЖКА
УГРОЗА
Алгоритм беседы
Ставим ребенка на свое место, себя – на его
Искусственно создаем ситуацию выбора
Спрашиваем: какой выбор? Почему?
(А я бы сделал так, потому что…)
Обоснование своих действий и выбора. Примеры из жизни других людей
Окончательное соглашение (Попробуем изменить свое отношение? ДА – я тебе помогу; НЕТ- Подумай еще над нашим разговором, надеюсь ты примешь верное решение), возвращение ответственности
Контроль результата (Как дела? Что нового произошло? Не хочешь пообщаться?)
ЛЕКЦИЯ – Групповая интерактивная работа
Субъектный опыт+ компетентностный подход. Задача: сформировать компетентность в вопросах профилактики преступности, наркомании и т.д.
Условия:
Информация должна быть доступной, конкретной
Проблема ставится руководителем
Просим разработать пути решения
Рефлексия (резюмирование) обязательна после выступления каждой группы
(дети направляются на продуктивные решения)
5. Принимаются конкретные меры, направленные на изменение ситуации,