Причины и мотивации девиантного поведения детей и подростков. Методы коррекции по средствам искусства. Арт-терапия.
Денисова И.А.- учитель ИЗО
МАОУ СОШ № 45
г. Калининград 2014год (слайд1)
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации.
Девиантное поведение - действия и поступки людей, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения.(слайд 2)
- Проявления девиантного поведения: агрессия;
- отклонение от учебы;
- уходы из дома;
- пьянство и алкоголизм;
- наркотизация;
- антиобщественные действия;
- попытки суицида..(слайд 3)
Факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения:
Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам
- Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные
требования к себе.
Трудности в общении со сверстниками в школе и на улице
- Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию
приятелям.
- Навязчивые формы поведения; азартная и компьютерная
игромания.
- Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями,
мозговая патология.
- Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
- Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье..(слайд 4)
Характеристики семей, вызывающих
девиантное поведение детей:
- семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.
- семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия
- семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку;
- семьи с авторитарным воспитательным воздействием направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;
- семьи с чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля..(слайд 5)
Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938), при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности..(слайд 6)
Арт-технология – это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Арт-технология использует «язык» виртуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны.(слайд 7)
Основными функциями арт-технологий являются:
– катаристическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
– коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирования адекватного межличностного поведения, самооценки);
– профилактическая. (слайд 8)
Суть арттерапевтического воздействия состоит в том, что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств искусства и художественной практики с помощью психотерапевта находит своё внешнее выражение, доводиться до катарсистической разрядки, вследствие чего облегчается состояние клиента.
Реабилитационные и коррекционные возможности искусства по отношению к подростку связаны прежде всего с тем, что является источником новых позитивных переживаний подростка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей и подростков, активизация потенциальных возможностей ребёнка в художественной практической деятельности и творчестве – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Социально-педагогическое направление реабилитационной, профилактической, коррекционной работы с подростками посредствам искусства осуществляется двумя путями:
- путём воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;
- путём деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализовано-игровой). (слайд 9)
- На уроках ИЗО и Искусства достаточно часто подростки работают в технике «коллаж». Во время работы учащимся предлагается возможность самим выбирать средства для изобразительной работы (карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, постеры, журналы, газеты, ленты, ткань и т.д.). Использование техники коллажа помогает подросткам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт подросткам чувство защищённости, поскольку они не так отожествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. (слайд 10)
Арт-технологию можно разделить на две основных группы: индивидуальная и групповая. Обе эти формы работы активно применяются на уроках ИЗО. (слайд 11)
Все виды искусства, с которыми ребёнок с проблемами соприкасается влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Реабилитационный и коррекционный эффект воздействия искусства на ребёнка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить в новый путь отношений с окружающим миром. (слайд 12)
Интернет-ресурсы: http://www.inflora. https://ru.wikipedia http://psihomed.com (слайд 14)