Педагогический совет "Стили педагогического общения"
Педагогический совет "Стили педагогического общения"
Педагогический совет
«Стили педагогического общения» (слайд 1)
Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя.
Ход педагогического совета
Введение в тему педагогического совета – упражнение «Качества».
Каждому из педагогов необходимо выбрать одно качество, в котором в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать это качество на отдельной бумажке. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек. Ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать одному, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств. У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще не раз предстоит возможность проверить себя.
«Чего ты хочешь, человек голодный?»- «Еды!»
«Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?»-«Крова!»
Педагогическое общение – профессиональное общение воспитателя с воспитанником, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений
Оптимальное педагогическое общение – такое общение воспитателя с воспитанниками в процессе воспитания, которое создает наилучшие условия для развития мотивации воспитанников и творческого характера воспитательной деятельности, для формирования личности воспитанника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в воспитательном процессе личностные особенности воспитателя.
В характере общения воспитателя с детьми наблюдаются
- авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом воспитателя, положение "над" детьми;
(слайд 2)
Авторитарный стиль руководства - когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением; допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками.
(слайд 3)
Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
- сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и воспитанниками, положение воспитателя "вместе" с детьми;
(слайд 4)
Попустительский, непоследовательный (либеральный) стили проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой детей либо идет на поводу их желаний, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с детьми, к появлению конфликтных ситуаций.
- заискивание перед детьми, неумение воспитателя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом, положение "под" детьми.
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:
(слайд 5)
• Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых уч-ся, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые уч-ся - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых уч-ся.
(слайд 6)
• Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми уч-ся, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
(слайд 7)
• Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения уч-ся с фронтальным подходом.
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Стили педагогического общения"»
Педагогический совет
«Стили педагогического общения» (слайд 1)
Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя.
Ход педагогического совета
Введение в тему педагогического совета – упражнение «Качества».
Каждому из педагогов необходимо выбрать одно качество, в котором в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать это качество на отдельной бумажке. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек. Ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать одному, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств. У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще не раз предстоит возможность проверить себя.
«Чего ты хочешь, человек голодный?»- «Еды!»
«Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?»-«Крова!»
Педагогическое общение – профессиональное общение воспитателя с воспитанником, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений
Оптимальное педагогическое общение – такое общение воспитателя с воспитанниками в процессе воспитания, которое создает наилучшие условия для развития мотивации воспитанников и творческого характера воспитательной деятельности, для формирования личности воспитанника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в воспитательном процессе личностные особенности воспитателя.
В характере общения воспитателя с детьми наблюдаются
- авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом воспитателя, положение "над" детьми;
(слайд 2)
Авторитарный стиль руководства - когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением; допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками.
(слайд 3)
Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
- сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и воспитанниками, положение воспитателя "вместе" с детьми;
(слайд 4)
Попустительский, непоследовательный (либеральный) стили проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой детей либо идет на поводу их желаний, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с детьми, к появлению конфликтных ситуаций.
- заискивание перед детьми, неумение воспитателя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом, положение "под" детьми.
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:
(слайд 5)
• Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых уч-ся, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые уч-ся - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых уч-ся.
(слайд 6)
• Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми уч-ся, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
(слайд 7)
• Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения уч-ся с фронтальным подходом.
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
(слайд 8)
• Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.
(слайд 9)
• Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых уч-ся, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у уч-ся, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.
(слайд 10)
• Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со уч-ся строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.
Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.
(слайд 11)
• Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых уч-ся, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.
• Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.
Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащихсяся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед учащимися, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах.
По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному самоанализу своего поведения и адекватной самооценке.
Остальные участники тренинга – авторитарные учителя.
Настроились на роль авторитарного учителя.
Что говорим детям? Как общаемся? Какие фразы употребляем в разговоре с ними?
Примерные ответы участников тренинга, произносимые по кругу: «Как я сказала, так и будет», «Не возражай!», «Я не потерплю!», «Только посмей сделать по-своему!».
Обсуждение упражнения: Что вы почувствовали в роли авторитарного учителя? Что почувствовал ученик?
Упражнение «Либеральный учитель».
Ведущий: А теперь все участники тренинга - либеральные учителя, которые ведут разговор с новым учеником.
Настроились на роль учителя отличающегося либеральным стилем общения. Какие ключевые слова и фразы он употребляет, какие выражает эмоции?
Предполагаемые фразы: «Как хочешь. Хочешь - выполняй, не хочешь - не надо!», «Поступай, как знаешь».
Обсуждение упражнения: Что почувствовали? О чем подумали? Что почувствовал ученик?
Упражнение «Демократичный учитель».
И наконец, происходит общение демократичного учителя и ученика.
Как себя ведет демократичный учитель? Что говорит?
Предполагаемые фразы: «Давай подумаем вместе и решим, как лучше сделать», «На мою помощь ты всегда можешь рассчитывать», «Я уверена у тебя все получится!», «Ты молодец!».
Обсуждение упражнения: Что почувствовали учитель и ученик?
Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Дети легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.
Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.
Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ребенку свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.
Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней воспитанники оценивают происходящее. Поэтому воспитатель должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Дети должны видеть, что воспитатель не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Воспитатель, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Воспитанники в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.
Далее приведена таблица, в которой указано, как дети могут интерпретировать те или иные жесты и позы педагога.
(Слайд 14-15)
Значение поз и жестов педагога.
Жесты, позы педагога
Интерпретация
Руки, раскрытые ладонями вверх
Искренность, открытость
Пиджак расстегнут (или снят)
Открытость, дружеское расположение
Руки спрятаны (за спину, в карманы)
Напряженное восприятие ситуации
Руки скрещены на груди
Закрытость от информации, общения
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)
Защита, оборона
Кисти рук расслаблены
Спокойствие
Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку
Заинтересованность
Голова слегка наклонена набок
Внимательное слушание
Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта
Желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению
Педагог ходит по классу
Функция контроля или обдумывание решения
Пощипывание переносицы
Напряжение
Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания
Неискренность, обман
Педагог прикрывает рот рукой во время слушания
Сомнение, недоверие к учащемуся
Педагог старается на вас не смотреть
Скрытность, утаивание своей позиции
Взгляд в сторону от ребенка
Сомнение, отсутствие интереса к мнению
Слушающий слегка касается века, носа или уха
Недоверие к говорящему
Педагог начинает собирать бумаги на столе
Урок окончен или разговор окончен
Ноги или все тело педагога обращены к выходу
Желание уйти
Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи
Превосходство, уверенность
Педагог жестикулирует сжатым кулаком
Демонстрация власти, угроза
Пиджак застегнут на все пуговицы
Официальность, подчеркивание дистанции
Упражнение «Попроси шоколадку» (15 минут)
Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый?
(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).
Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.
Рефлексия: (5 минут)
Какой способ просьбы оказался самым эффективным?
Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут)
3 участника игры выполняют одну и ту же простую задачу, нужно привлечь внимание окружающих. (Перебивание, Игнорирование, Интерес)
Рефлексия: (5 минут)
Как вы чувствовали себя во время своего рассказа?
(Слайд 16)
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
• принимать воспитанника таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;
• верить в способности воспитанников, стимулировать их творческую активность;
• уважать личность ребенка, создавать ситуацию успеха для каждого;
• не унижать достоинства ребенка;
• не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
• помнить, что любой может ошибаться;
• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Упражнение «Что мне не нравится в моих учениках?»
Ведущий: Мы любим своих учеников. В учениках нам многое нравится. Что-то не нравится. Напишем на листочках о том, какое качество не нравится, что не принимаем в своем ученике. Листочки не подписываются, и не пишется имя ребенка. На одном листочке пишется только одно качество. Каждый учитель может брать несколько листочков.
Учителя могут написать: ленивый, гиперактивный, равнодушный и т. д.
Ведущий: Написали? Перемешаем все листочки и переведем негативное качество в позитивное.
Например: Ленивый = У ленивого есть время подумать о вечном, он не суетится. Гиперактивный = Он все успевает.
Листочки озвучиваются. Каждый забирает себе свой листочек.
Обсуждение упражнения. Что вы почувствовали, выполняя перевод негативного качества в позитивное?
Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми.
1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если воспитанники не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.
2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное - программа или план занятия. Намного важнее - дети, их интересы, стремления.
3. Необходимо учиться видеть в каждом ребенке "изюминку", которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
4. Приходя на работу, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом детского дома.
5. Воспитатель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами воспитанников, коллег, администрации. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.
6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.
7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам воспитанников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.
8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши воспитанники вне учебы.
9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.
Упражнение №7 «Мое настроение».
Передавая игрушку по кругу, выразите свое настроение, используя для этого цветовую палитру. Объясните, почему выбрали именно этот цвет, что он для вас значит.
Спасибо, вам за работу! Думаю эти упражнения помогут вам в работе с детьми.