Просмотр содержимого документа
«О тенденциях в развитии современных детей»
О некоторых тенденциях развития современных детей.
Мартемьянов В.В.
30-летний опыт работы учителем в средней школе позволяет сделать некоторые наблюдения о тенденциях взросления подростков.
Конец 80-х. Дети готовы пойти на всё, ради простого двухдневного похода (вплоть до объявления родителям голодовки!). Однообразие и заорганизованность советской жизни требовали выплеска детской энергии. Чтобы собрать группу школьников не требовалось усилий. Некоторые шли на обман родителей, чтобы отпустили в поход. Большинство городских детей моментально адаптировались к походным условиям, проявляли инициативу и самостоятельность. Не составляло большого труда организовать 4-х дневные 50-км пешие походы с 10 – 12 школьниками. В году проводилось по 5 -6 походов.
Конец 20 века. Крупные социально – экономические проблемы в семьях приводили к тому, что множество детей оставались без надзора со стороны родителей, озабоченных зарабатыванием денег для выживания. В это период довольно легко можно было собрать группу детей, начиная со 2-4 класса для выходов в лес, не говоря уже о старших классах. Проблемы были в организации продуктов для питания в походе. Дети подвергались меньшей опеке со стороны родителей и больше доверяли взрослым воспитателям. Да и авторитет учителей оставался высоким со времен Советского Союза. Далее, по мере того, как изменялся и дифференцировался облик семей и воспитания от того, «что не запрещено – то разрешено» до гувернантского воспитания в обеспеченных семьях, изменялась и самостоятельность подростков. В семьях с низким уровнем достатка по-прежнему дети чувствовали себя свободнее, особенно, когда вставал вопрос о многодневном выходе в лес, тогда как дети из зажиточных семей сталкивались с проблемами гиперопеки. После резкого падения доходов учителей, после объявления, что школа – это «сфера обслуживания», упал престиж и доверие к учителю, стало труднее организовать поход. Хотя дети из семей «новых русских» получали больше свободы в развитии, но снизилось доверие родителей к учителям. Здесь, на границе двухтысячных, педагогической свободы и растущего материального достатка возникают детские группы технического экстрима – скальные (стало доступно импортное оборудование), водно - сплавного (появились в продаже лодки и катамараны), спелеологического (стала доступной информация о пещерах, появилось качественное снаряжение).
Пожалуй, самым мощным скачком в гиперопеке со стороны родителей стало массовое внедрение сотовой связи. Теперь семья любого достатка могла позволить себе снабдить ребенка телефоном. Резко возрос уровень контроля со стороны родителей, соответственно резко вырос уровень инфантильности детей. Со всех сторон (с множества телеканалов, а потом и Интернет) хлынул поток различной (иногда недостоверной) информации. Стало невероятно трудно организовать самостоятельный поход. Страх родителей за своих чад передавался и детям, которые даже в интересных походах не могли остаться без телефонного «присмотра» родителей. Спасало то, что не везде была связь. Тогда после небольшой паники, дети начинали снова чувствовать себя независимыми и самостоятельными. Но одновременно по мере роста благосостояния семей и уменьшилась потребность детей в экстремальных походах. Проще съездить с родителями в Турцию или Египет, где «всё включено», чем самостоятельно существовать в походных условиях. Проще отправить ребенка под присмотр бабушки на личную дачу. И, если раньше, была проблема, где купить хороший спальный мешок и палатку, то теперь – где взять ребенка в этот мешок. Избыток информации о всяких ужасных болезнях, укусах клещей, катастрофах, педофилах, охотников за органами, которые бегают за каждым ребенком, привел к многочисленным страхам родителей. Слова, приписываемые Л.Н.Толстому: «Избыток информации убивает душу». Теперь даже учащихся 5-7 классов трудно сагитировать в поход, всё упирается в родительское нежелание потерять ежедневный контроль над ребенком. Всё это привело к тому, что подрастает поколения «маменькиных сынков и папенькиных дочек», которые верхом экстрима считают однодневный выезд в лес на пикник. А уж живой огонёк костра – это вершина счастья. И хотя в разговорах дети по-прежнему хотят в походы, но до реальных сборов дело не доходит. Родители либо подкупают детей, либо запугивают. К 9 классу всякое желание подросткового походного романтизма угасает у большинства школьников на радость папам и мамам. Растет поколение «офисного планктона», поколение потребителей, поколение без героических запросов, которое реализует избыток энергии в фанатских оргиях, а свои фантазии и романтизм - в соцсетях и компьютерных играх. Простое сравнение количества шрамов у детей конца советской эпохи и нынешних говорит об утере собственного опыта - важнейшего воспитателя.
В связи с событиями в Карелии, боюсь, что теперь гиперопека туристических групп возникнет со стороны государства. Уже сейчас трудно организовать автобусную поездку группы детей без множества документов и согласований, теперь настанет очередь полевого туризма, когда невозможно будет организовать поход с ночёвкой без наличия лицензий и разрешений.
Ещё одно любопытное наблюдение за семиклассниками. В курсе географии при изучении Антарктиды я провожу деловую игру «Организация экспедиции в Антарктиду». Сталкиваются мнения оптимистов и скептиков. Так вот, в последние годы оптимистами и желающими экстремального похода выступают девочки, а мальчики феминизируются и становятся пессимистами. Случайное это явление или тенденция?
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(161) "Разработка урока. Основные тенденции развития мира во второй половине XX начале XXI века. "
["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-osnovnyie-tiendientsii-razvitiia-mira-vo-vtoroi-polovinie-xx-nachalie-xxi-vieka"
["file_id"] => string(6) "126620"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415200819"
}
}