Цели:формирование самооценки внутреннего эмоционального состояния, умения управлять своими эмоциями.
Материалы и оборудование:аудиозапись с релаксационной музыкой, карандаши, слайды с фотографиями различных эмоциональных состояний.
Ход занятия.
1. Вводный этап занятия .Приветствие.
Педагог-психолог: Ритуал приветствия «Я+Я=МЫ»
По команде психолога все участники одновременно произносят слово «Я», затем хлопают в ладоши на знак «+», снова говорят слово «Я», два раза хлопают в ладоши на знак «=» затем произносят слово «Мы» и берутся за руки.
2.Коррекционно-развивающий этап занятия.
Активизирующая часть.
Сегодня на нашем занятии предлагаю вспомнить различные способы проявления эмоционального состояния у человека и как управлять эмоциями в разных ситуациях .
Основная часть.
Упражнение «Мир эмоций»
Цель: знакомство с различными способами проявления эмоционального состояния, анализ эмоций.
Оборудование : лист бумаги со списком эмоций
Психолог предлагает детям рассказать, что такое эмоции? Какие эмоции они знают? Какие эмоции бывают? Сегодня мы с вами научимся демонстрировать различные эмоциональные состояния. Психолог предлагает подросткам разбиться на пары. Упражнение делается в два этапа.
1 этап: Один из подростков демонстрирует без слов (только мимикой и жестами) какое-то эмоциональное состояние из списка, другой это эмоциональное состояние по его выразительным движениям угадывает.
2 этап: Один из подростков демонстрирует без слов (только мимикой и жестами) какое-то эмоциональное состояние из списка, другой «редактирует» выразительные средства, делает изображение эмоции более понятным, точным и ярким.
Психолог предлагает подросткам разбиться на команды (по любому признаку). Каждая команда получает карточку. На карточке описана ситуация. Задача каждой команды – разыграть описанную ситуацию в соответствии с той эмоцией, которая указана на карточке.
Ситуации:
- Потерял деньги, на которые нужно было купить хлеб.
- Опоздал на киносеанс.
- Разорвал куртку.
Обсуждение: Психолог подчеркивает, что одно и то же событие может вызвать разные эмоции у разных людей, т. е. эмоции зависят не от событий, а от отношения к ним самого человека.
Упражнение «Мой страх»
Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование умения управлять страхом.
1 этап: Психолог рассказывает подросткам о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем подростки сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
2 этап: Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким?»
Участники рисуют свои страхи, не показывая никому.
3 этап: «Чужие рисунки»
Подросткам по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись те, кто их нарисовал, и как им можно помочь.
Упражнение «Незаконченные предложения» (все учащиеся продолжают по очереди):
Я как цветок, когда…
Я как кошка, когда…
Я как ветер, когда…
Обсуждение: Были ли одинаковые ответы в группе? О чём это говорит?
Игра «Угадай, что я изображаю»
Ведущий показывает таблицу чувств. Делит участников на две группы – «скульпторов» и «изделий». Каждый «скульптор» выбирает чувство и ставит свою «модель» в позу, наиболее типичную для выражения данного чувства. Завершив работу, «скульпторы» записываю на бумаге названия своих произведений. Листки отдают «создателям скульптур» и те вместе с «моделями» читают названия. Выбираю то, которое представляется наиболее адекватным. При расхождении мнений партнеры договариваются между собой. Затем участники меняются ролями.
Таблица чувств
В конце занятия ведущий проводит рефлексию, где каждый из участников рассказывает о своих чувствах, о том насколько он понимал других.
Релаксационная часть.
Упражнение «Твой прекрасный сад».
Цели: снятие утомления; развитие умения созерцать красоту
Оборудование: магнитофон, записи спокойной расслабляющей музыки со звуками природы (щебетание птиц, шум водопада); канцелярские принадлежности для рисования, ароматизированные палочки.
Упражнение начинается словами психолога: «Сядь удобней в кресло и закрой глаза. Сделай глубокий вдох и выдох. Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садовником. Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые-самые разные. Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства. Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов… Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы. Ещё раз несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Теперь постарайся нарисовать этот сад, в котором тебе удалось не только побывать, но и стать его заботливым садовником.
3.Заключительный этап занятия. Рефлексия.
-Теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Какие знания, полученные на занятии, пригодятся вам, в каких ситуациях?
Ритуал прощания «Дерево дружбы»
Дети вместе с психологом собираются в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, дерево. По окончании строительства, не отпуская друг друга, хором произносят: молодцы!!!!