Психологический тренинг личностного роста для педагогов
« Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога».
Цель тренинга:
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Задачи:
создание комфортного психологического климата в группе;
проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности;
развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Педагог - психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы и легкого общения зафексировать свое имя на цветных стикерах. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) или то как бы вы хотели себя назвать.
Приветствие. Упражнение "Карусель"
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе общения.
Все участники встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Сообщение цели и правил тренинга
Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. быть активными.
Генератор пожеланий.
- Предлагаю обратить ваше внимание на табло «Генератор пожеланий». Первый 3 слова которые вы увидите в этом своеобразном «сканворде» вы запишите в свои визитки-генераторы которые будут пожеланиями.
Интеллектуальная игра "Мыслеголики"
Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться.
Педагог-психолог предлагает поиграть в ролевую игру. Будто все присутствующие здесь - "мыслеголики", которые страдают от этого "мыслеголизма" и хотят избавиться от него, вступив в "Общество анонимных мыслеголиков". Характер "страданий" может быть разный: кто-то страдает от того, что умнее всех окружающих, кто-то от изобилия умных мыслей, которые мешают жить, кто-то еще по какой-то причине.
Участники должны по очереди вставать и говорить примерно следующее:
- Всем привет. Меня зовут Петрович, но это не мое настоящее имя. Настоящее мое имя слишком известно. Я мыслеголик и страдают от мыслеголизма уже много лет. Страдаю, потому что.
Выслушав очередного участника, другие должны дать ему какой-нибудь "добрый совет". Кто-то, может быть, сразу поделится своим жизненным опытом.
В процессе выполнения упражнения важно поддерживать атмосферу остроумия. В конце происходит опрос участников. Спрашивается, хотят ли они - уже на полном серьезе - так или иначе прокомментировать ролевую игру, свои слова или слова других участников. Возможно, кто-то захочет выспросить подлинное мнение другого участника по тому или иному вопросу.
Межличностное упражнение "Манифестация"
Название. Межличностное упражнение "Манифестация"
Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации.
Перед началом тренинга 4-5 коротких видео с эмоциональным содержанием.
Видеоролики должны затрагивать разные чувства: смех, удивление, умиление, сопереживание, радость, огорчение, зависть, страх, любовь, ненависть, восторг, раздражение, скуку и т.д.
В начале упражнения ведущий объясняет участникам:
– Сейчас мы будем заниматься личной манифестацией. Что такое личная манифестация? Это выплескивание своих эмоций, чувств и мыслей по этому поводу на окружающих. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Очевидно, это зависит от степени этой личной манифестации и ситуации. Если вы расплачетесь на похоронах, это вполне нормально и естественно. Однако, если вы будете плакать навзрыд на совещании у руководителя, это уже покажет вас как демонстранта. Еще раз повторю: мы не будем сейчас решать вопрос, хорошо это или плохо. Мы просто попрактикуемся в этой личной манифестации. Я буду включать вам короткие видеосюжеты. И во время просмотра, и после них вы должны как можно ярче и полнее проявлять свои эмоции. В конце мы попробуем выяснить, кто же из нас наибольший мастер в области личной манифестации.
Если во время упражнения ведущий замечает, что кто-то из участников «выпадает», не занимается манифестацией, он побуждает его активнее проявлять свои эмоции.
В конце проводится обсуждение:
– Итак, кто же у нас главный манифестант?
– Как вы думаете, какие люди слишком злоупотребляют личной манифестацией?
– Сделал ли кто-нибудь для себя какой-нибудь важный вывод?
Работа в группах. Цветная сказка.
Оборудование: 4 коробки с различными мелкими предметами одного цвета, ватман для каждой группы, двухсторонний скотч для крепления деталей, фломастеры соответствующих цветов.
В отдельных коробках разложены предметы и мелкие детали сгрупированные по одному цвету (красный, синий, желтый, зеленый). Например: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое.
Цветовая сказкотерапия – это действительно невероятная возможность встретиться со своими чувствами и переживаниями и изменить их, превратив серые будни в оранжевые радости, коричневую ностальгию в синее блаженство, фиолетовую печаль в розовую мечту и т.п.
Схема, на которую можно опираться при сочинении сказок.
- Выбор главного героя (желательно дать ему имя).
- Создание места, в котором приятно находиться герою.
- Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).
- Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.
- Рассказ о главной мечте (желании) героя.
- Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?)
- Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)
По завершению работы каждая группа рассказывает свою цветную сказку.
Позитивные объявления.
Участника тренинга предлагаются разного рода позитивные «Психологические объявления».
Например:
-Возьмите то, что вам нужно храбрость, любовь, сила, верность, надежда, мечта и т.д.
-Возьми себе кусочек счастья.
-Возьми себе кусочек хорошего настроения.
-Хочешь исполнить свою заветную мечту? Возьми с собой звезду желаний
-Не держи зла. Держи шарик!
И многое другое
Рефлексия.
Актуальна ли была для вас тематика данного тренинга?
Какие задания и упражнения более всего вызвали проявление эмоций?
Прощание.