Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Развития познавательных способностей.»
Методическая разработка программ педагога-психолога по сопровождению программ в общеобразовательных школах.
ТЕМА
Развития познавательных способностей
(возраст детей - 7 - 15 лет, срок реализации1 год и творческая группа)
Составитель: педагог-психолог,
МОУ СОШ № 44
Голкина Вера Александровна
Пояснительная записка
Программа развития познавательных способностей предназначена для работы с детьми, нуждающимися в дополнительной педагогической и социальной поддержке (социально неблагополучными, педагогически запущенными, с ограниченными возможностями здоровья; детьми, испытывающими трудности в обучении чтению и письму).
В настоящее время количество детей, нуждающихся в дополнительной педагогической и социальной поддержке, возросло.
Младший и средний, старший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Яркая иллюстрация - параллелограмм развития (А.Н. Леонтьев), чем выше поднимается человек по лестнице развития, тем более опосредованы психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами, зачастую стихийно и непоследовательно начинают вырабатывать эти механизмы. И справляются с этой сложной задачей должным образом далеко не все.
Актуальность программы заключается в том, что она позволяет развить компоненты учебной деятельности детям младшего и среднего школьного возраста доступными интересными для детей средствами (игровые, интерактивные, проблемные методы обучения).
Новизна программы заключается в использовании методик анимационной педагогики как интересного вида деятельности для детей разного возраста для формирования мотивации к обучению.
На занятиях используются элементы следующих педагогических технологий:
развивающего обучения - диалоговое общение, переход от неосознаваемой деятельности к осознаваемой, формирующие активную позицию «познающего»;
проблемного обучения – «Проблемный» диалог;
коммуникативных технологий - беседа, активное взаимодействие всех участников занятия в процессе общения;
игровых;
здоровьесберегающих технологий: чередование видов деятельности, физминутки они необходимы как кратковременный отдых, короткие паузы.
Объем программы – 72часа
Программа рассчитана на цикл занятий 72 часа и творческую группу.
В творческой группе увеличивается число занятий на тренировку и развитие мыслительных и когнитивных процессов, а так же развитие процесса внимания.
Режим работы
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа с перерывом. Обучающиеся, закончившие обучение по программе, и желающие заниматься в данном объединении далее, посещают занятия в творческой группе.
Возраст детей, обучающихся по программе «Познавательное развитие» – 7 –16 лет.
Количество детей в группе объединения оговаривается нормативами специального общеобразовательного учреждения.
Цель и задачи программы
Цель программы –создание условий для развития компонентов учебной деятельности.
Цель реализуется через систему задач:
Обучающие:
расширить представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности;
научить планировать, контролировать и оценивать детьми свою деятельность, а также воспринимать обучающее воздействие.
Воспитательные:
обеспечивать возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
формирование положительного отношения к школе, учению.
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие способности произвольного структурирования (произвольного внимания) как возрастного новообразования младшего школьного возраста;
расширение «поля зрения» ребенка, развитие качеств восприятия, обучение способам запоминания;
развитие фонематического слуха.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью обучающихся.
Комплексный характер взаимодействияпедагога с детьми, родителями и преемственность содержания программы с реальным опытом ребенка, его последующей деятельностью;
Модельное представление занятия, позволяющее педагогу варьировать выбор заданий в зависимости от индивидуальных особенностей детей;
Усложнение заданий и способов отслеживания результатов самими детьми;
ориентированность заданий на причины трудностей.
Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий: любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.
Содержание программы
Учебно-тематический план 1-й год обучения
N п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие. Тестирование
2
-
2
Диагностика
Формирование положительной мотивации на обучение
6
3
3
Собеседование
Тренировка и Развитие способности произвольного структурирования(произвольного внимания)
10
3
7
Собеседование
Тренировка и Развитие
способов запоминания и видов памяти
14
3
11
Собеседование
Тренировка и Развитие фонематического слуха
14
3
11
Собеседование
Тренировка и Развитие мыслительных и когнитивных процессов
24
3
21
Собеседование
Итоговое тестирование
2
-
2
Диагностика
ИТОГО:
72
Содержание программы
Учебно-тематический план творческая группа обучения
N п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие. Тестирование
2
-
2
Диагностика
Тренировка и Развитие
процесса внимания.
16
3
13
Собеседование
Тренировка и Развитие
способов запоминания и видов памяти
22
3
19
Собеседование
Тренировка и Развитие фонематического слуха
8
3
5
Собеседование
Тренировка и Развитие мыслительных и когнитивных процессов