kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме: "Развитие познавательных способностей на уроках математики".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разрабртке приведены примеры заданий на развитие познавательных способностей на уроках математики. Задания можно тиспользовать во время урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Развитие познавательных способностей на уроках математики".»

Развитие познавательных способностей на уроках математики.


Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.


П.Хаббард—американский, писатель.



Важную роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление.

Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость включения в урок развивающих упражнений, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.

Упражнения, которые применяются на уроке, направлены на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

К уроку отбираются задания логически-поискового характера, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, закономерности, делать выводы. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания можно разбить на несколько направлений:

--- задания на развития внимания;

--- задания на развития памяти;

--- задания на совершенствования воображения;

--- задания на развития логического мышления.

Задания на развитие внимания.


К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и расширения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трёхходовые задачи.


Задания, развивающие память.



В урок включаются упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, обучающиеся учатся пользоваться своей памятью и применять приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.


Задания, развивающие мышление.


Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью включаются упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмом.


Система упражнений применяемых на уроках позволяет решать все три аспекта дидактичекой цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.


Познавательный аспект.


Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необходимые способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассматрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.


Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развивать пространственное восприятия и координацию.


Воспитывающий аспект.


Восприятие системы нравственных межличностных отношений.


Таким образом, включая в урок математики задания создаются условия для развития познавательных интересов, формируется стремление ребёнка к размышлению и поиску. И это вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

В результате этих упражнений обучающиеся достигают успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяются в учебной работе. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.




Литература.

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей.-М.: Издательство РОСТ, 2012 г.


О. А. Холодова, М.В. Беденко. Математика. Экспресс-контроль. –М.: Издательство РОСТ, 2013г.


Т.П. Быкова. Нестандартные задачи по математике: 4 класс.ФГОС. –М.:Издательство «Экзамен»,2015 г.






















Задания используемые на уроках.


Числа от 1 до 1000.

Нумерация.


  1. Запиши числа.

-- На сколько самое большое двузначное число меньше самого маленького трёхзначного числа?

-- На сколько самое большое трёхзначное число больше самого маленького двухзначного числа?

-- Запиши число, имеющее только один делитель.

-- Запиши число, которое не делится на самоё себя.

-- На сколько наименьшее нечётное число меньше наименьшего нечётного трёхзначного числа?

-- Какое число делится на любое другое число?

-- Запиши двузначное число и трёхзначное число, между которыми нет других чисел.

--Запиши двузначное и трёхзначное числа, между которыми находятся два трёхзначных числа.

--Запиши число, «соседями» которого является чётное двузначное и чётное трёхзначное числа.

--Запиши числа, называемые при счёте перед наименьшим трёхзначным числом и после наибольшего трёхзначного числа.




Задания позволяет активизировать знание детей о нумерации чисел, развивает логическое мышление.




  1. Расшифруй число YBA, если известно, что цифры, используемые для его записи, следуют при счёте друг за другом, одна цифра обозначает наибольшее однозначное число и справедливы следующие неравенства:

ABYYA AYYA


Задание направлено на повторение и обобщение знаний о сравнении многозначных чисел, развитие логического мышления, умение работать с абстрактными моделями.




Арифметические действия.

Числовые выражения.


  1. Одно из перечисленных под каждым примером чисел является правильным ответом. С помощью предварительной оценки результата определи, что это за число. Проверь свои выводы вычислениями.


324:3+125-12*13 (855:3-189)*7

7,77,777,237 472,67,162,672


Задание направлено на формирование умения выполнять предварительную оценку результата. Работа над заданием способствует формированию навыков самоконтроля.





  1. Расставь в выражениях скобки так, чтобы неравенства были верными. Проверь вычислениями.


48+28*12-34637*13-369

322:14-12*5561:3+247



Задание направлено на формирование вычислительных навыков, навыков самопроверкит самоконтроля.


  1. Продолжи ряд чисел.


7,128,14,64,28,32…

13,384,39,96,...

28,286,65,249,102,212,…



Задание направлено на развитие логического мышления и математической интуиции, формировать умение анализировать, сопоставлять, выявлять закономерность.




Величины.


  1. Имеется 9 кг крупы и гири 50г и 200г. Как в три приёма отвесить на чашечных весах 2 кг крупы?



Задача направлена на формирование и совершенствование навыка работы с единицами массы. Задание способствует развитию логического мышления, формированию умения планировать свои действия.




  1. В старину на Руси пользовались такими единицами измерения длины, как верста, сажень, аршин. 1 верста приблизительно равнялась 1 км 67 м и содержала в себе 500 саженей или 1500 аршин. Сколько метрам равна 1 сажень? Сколько сантиметров составляет 1 аршин?



задание направлено на умение работать с величинами. Задание знакомит учащихся со старинными мерами длины, что способствует расширению кругозора, любознательности, формированию познавательных интересов.



  1. В древнеегипетском календаре високосный год продолжался ровно 365 сут., а астрономический год, т.е. время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, продолжается 365 сут. 5 ч. 48 мин 46 сек. Какой излишек времени сверх 365 сут. накапливается в древнеегипетском календаре за 4 года?



Задание направлено на формирование познавательного интереса,

,на развитие их любознательности, потребности в получении новой информации.


  1. Великий русский математик Н.И. Лобачевский родился в 18 веке и прожил 64 года, из которых 56 он жил в 19 веке. Определи год его рождения и год его смерти?



Задание направлено на формирование умения решать текстовые задачи, на развитие логического мышления.




  1. Прочитай текст. Представь содержащую в нём информацию в табличной форме. Ответь на вопросы после текста.



Звери-великаны.

Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. .К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех живущих. животных – синий кит. Его длина достигает 33 м, а вес – до 150т. Пасть у синего кита огромна.

Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом деле—это безобидное животное.

Они питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши—африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост всего около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.



Вопросы и задания.


-- Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его вес достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя?

на сколько килограммов синий кит тяжелее бурого медведя?

-- Один из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г.

Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога?

Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя?

На сколько граммов хомячок легче слона?

-- Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100г. Сравни вес такой обезьянки с весом каждого из встретившегося в тексте животного.




Задание направлено на формирование информационной культуры, развитие любознательности, познавательного интереса, расширение общего кругозора.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Пахаева Елена Ивановна

Дата: 08.06.2018

Номер свидетельства: 472716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Творческий отчет учителя  по теме "Педагогика сотрудничества на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(95) "tvorchieskii-otchiet-uchitielia-po-tiemie-piedaghoghika-sotrudnichiestva-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "122549"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414266837"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Методическая разработка открытого урока по математике на тему "Перпендикуляр и наклонная" "
    ["seo_title"] => string(99) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-pierpiendikuliar-i-naklonnaia"
    ["file_id"] => string(6) "161752"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422271857"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок математики по теме:"Скорость как единица измерения" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-matiematiki-po-tiemie-skorost-kak-iedinitsa-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "143760"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418578934"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства