Мероприятия по профилактике и коррекции нарушений осанки
Мероприятия по профилактике и коррекции нарушений осанки
Нарушение осанки – распространенное и нуждающееся в профилактике и коррекции явление среди школьников всех возрастных групп. Особенно важно проводить профилактику нарушений осанки среди учащихся н а ч а л ь н ы х классов с целью их правильного формирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик - учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
► интеллектуальную готовность;
► мотивационную готовность;
► волевую готовность;
► коммуникативную готовность.
þ Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.
Иными словами, он дожжен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
þМотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию ор школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
þВолевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
þКоммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми Вы согласны.
1
Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2
Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
3
Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?
4
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
5
Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7
Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)
8
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?
9
Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10
Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
11
Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?
12
Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14
Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15
Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16
Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нарушение осанки – распространенное и нуждающееся в профилактике и коррекции явление среди школьников всех возрастных групп. Особенно важно проводить профилактику нарушений осанки среди учащихся н а ч а л ь н ы х классов с целью их правильного формирования.
Для предупреждения нарушений осанки проводится целый комплекс мероприятий:
Необходима рациональная организация режима школьников.
Учащиеся должны спать на ровной жесткой постели с невысокой подушкой; нельзя спать на перине, раскладушке, кровати с панцирной сеткой.
Дети должны быть вовремя вовлечены в занятия физической культурой и спортом.
Учащимся начальных классов рекомендуется носить книги не в портфелях, а в ранцах.
РОДИТЕЛИ должны:
- правильно организовать рабочее место: подобрать стол и стул в зависимости от роста ребенка, обеспечить достаточный уровень освещенности;
- следить за правильной посадкой детей при чтении и письме, запрещать читать лежа, сидеть, поджав под себя ногу.
С детьми, страдающими нарушениями осанки, необходимо проводить специальный комплекс упражнений.
Ходьба детей друг за другом с различным положением рук («руки на пояс», «руки в стороны» и т.д.)
Ноги на ширине плеч, руки развести в стороны, чтобы лопатки сходились, сделать вдох, наклоны вниз, сделать хлопок в ладоши и сделать выдох. Повторить 3-4 раза.
Лечь на спину, плотно прижимаясь к полу, руки вытянуты вдоль туловища. Подняться в положение сидя. Повторить 3 раза.
Взять гимнастическую палку, лежа на спине, поднимать руки с палкой как можно дальше за голову. Повторить 3-4 раза.
Лежа на спине, выполнять движение ногами аналогично езде на велосипеде.
Стоя, поднимать двумя руками палку вверх, посмотреть на нее, опустить палку на лопатки. Повторить 4-5 раз.
Пройти по узкой скамейке, руки вытянуты в стороны, спина прямая, голова поднята. Повторить 2-3 раза.
Подвижная игра: для двух команд детей ставят воротца. По сигналу дети должны проползти в воротца, быстро выпрямиться, добежать до какого-либо определенного места и вернуться назад.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Этот комплекс упражнений можно чередовать с комплексом дляпрофилактики плоскостопия, можно сочетать с ним.
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СВЯЗОЧНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА СВОДА СТОП
(по Е.И.Янкелевич, 1956)
Попеременное сгибание и разгибание стоп (сидя).
Круговые движения стоп (сидя).
Захват предметов пальцами ног (сидя).
Надевание носков пальцами ног (сидя).
Сгибание и разгибание стоп с сопротивлением (сидя).
Поднимание на носки.
Ходьба на носках.
Ходьба по гимнастической палке.
Полуприседания на носках.
10.Приседания на гимнастической палке.
11.Катание малого мяча стопой.
12.Балансирование и приседание на большом мяче.
13.Подскоки на носках.
14.Ходьба по наклонной плоскости.
15.Катание обруча пальцами ноги.
16.Балансирование (ходьба на повышенной опоре, т.е. по бревну, гимнастической перевернутой скамейке).
Игры на развитие памяти, внимания, речи
Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно прослушать сказку «ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК»Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л»:
«В лесу, в большой луже, жил аленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да еще и дразнился:
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом, долго смотрел, как лягушонок лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».
Игра «Сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на какую-то букву (например, «К» или «Т», или «С»). Можно называть не только целые предметы, но и их части, детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.д. Определить самые легкие или самые тяжелые предметы, мягкие и жесткие и т.д.
Игра «Повтори быстро».
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «ПОВТОРИТЕ». Далее идет быстрый диалог – «перестрелка».
- Скажите – УЛИЦА. Быстро – КОШКА. Громко – САМОВАР и т.д.
Игра «Построй в темноте».
Можно играть всем членам семьи. На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получится столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
Игра «Кто быстрее соберет».
Ведущий раскладывает пять различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязываются глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который указывает ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем и может стать ведущим.
Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить».
Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русский скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – «экзаменационных билетах».
Участники тянут билет, читаю скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.
- На дворе трава – на траве дрова.
- Архип осип. Осип охрип.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Наш Полкан попал в канкан.
- Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать.
- Мокрая погода размокропогодилась.
- Ткач ткёт ткани на шапку Тане.
- Бобр добр до бобрят.
- Ушел косой козел с козой.
- Курьера курьер обгоняет в карьер.
Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер м т.п.
Игра «Не собьюсь».
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запретное число и вовремя подпрыгнет.
Игра «Полслова за вами».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.
Например, паро – воз, теле – фон и т.д.
Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Игра «Выполни уговор строго».
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем:
- когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться
- когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди
- когда он будет грозить им пальцем, дети будут ему кланяться
- когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут
Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.