kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль организации активного досуга для сохранения здоровья учащихся" - доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов формируется новая среда обитания, новый образ жизни и новые виды досуговой  деятельности. К тому же в ходе углубления  социальной поляризации, преодоления тотальной социализации людей, нарастания многообразия индивидуальных моделей жизненастроения меняется представление о содержании досуга.

Если  ещё 20 -30 лет тому назад одним из лозунгов содержания свободного времени являлось провозглашение "всестороннего развития личности", которое не было связано с реальными условиями существования людей, то сегодня отношение к содержанию досуга изменилось, как изменился и сам досуг.

В современной России содержание досуга очень изменчиво, причем, эти изменения происходят под воздействием бурного развития средств массовой информации, появления индустрии досуга, новых информационных технологий (компьютер, Интернет), социально - экономических и культурных преобразований в обществе. Поэтому досуг теперь всё более требует  от личности  деятельностей, направленных на саморазвитие. Однако многосторонность и разнонаправленность досуговой деятельности отнюдь не свидетельствуют о развитии и  саморазвитии личности.

Изменения в сфере досуга проявляются во всех социальных группах общества. Особый интерес представляет рассмотрение досуга учащихся. Один из основателей французской социологической мысли Э. Дюркгейм считает, что свободное время восстанавливает энергию, потраченную человеком на труд. Он отмечает, что формы свободного времени связаны с простым увеселением. Свободное время, по его мнению, заставляет людей забыть о реальном мире, обществе, в котором они живут, и помогает перенестись в другой мир, где их воображение более свободно. Он утверждает, что взаимоотношения между работой, учёбой и свободным временем являются не случайными: всё указывает на то, что необходимость, а не случай, связали работу и свободное время воедино в их современной форме. Каждое требует и обуславливает другое. Их взаимоотношение носит характер функциональной взаимозависимости. Роль, которую играет работа, учеба в нашей жизни, не может сохраниться без свободного времени.

Немецкий социолог М.Вебер, как и Э.Дюркгейм не наделяет досуг прогрессивной силой для общества. Отдых имеет своё место в нашем мировоззрении, но когда он ведет к безделью и недисциплинированному веселью, он заслуживает брани. "Судьба" досуга должна быть сформирована высокими уровнями расчёта формальной обязанности, стандартизации и соблюдением установленного порядка. Определенный набор досуговых  занятий он связывает с жизненным стилем, предопределенности вариантов выбора досуговых занятий социальным положением человека и утверждает, что содержание досуга должно быть регулируемо. Однако вопрос о том, кто должен регулировать это содержание остается открытым.

Содержание и организация досуга в образовательных учреждениях в большей степени будет оставаться на педагогах. Они должны растить здоровое поколение.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагоприятная экологическая ситуация являются главными причинами этому. И поэтому организация здорового досуга во внеурочное время важная задача.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности  и важности поддержания организма в здоровом  состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового  образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также  в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также  улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Конечно - это деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышения уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счете, здоровье и информированность.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В начальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту, так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку именно в этом возрасте это еще можно сделать. Обучение ведется в воспитательном ключе с упором на пропаганду правил гигиены. Важное значение имеет психологическое  направление.

Уроки физической  культуры - основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они воздействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки. Однако обычный урок не дает особого эффекта в плане оздоровления учащихся, если во второй половине дня дети будут находиться в малоподвижном состоянии. Роль внеклассного оздоровительного досуга состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма. Вся внеклассная работа строится на организации здорового досуга учащихся. Организуются различные викторины, игры, спортивные праздники и многое другое. Игры - хороший отдых. Они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Важное значение также имеет нахождение учащихся на свежем воздухе, что способствует большому укреплению их здоровья.

Следует помнить, здоровый ребенок - хороший ученик! Таким образом, роль организации здорового досуга учащихся - этот важная ступень в воспитании и обучении детей.

Просмотр содержимого документа
«"Роль организации активного досуга для сохранения здоровья учащихся" - доклад »

В условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов формируется новая среда обитания, новый образ жизни и новые виды досуговой деятельности. К тому же в ходе углубления социальной поляризации, преодоления тотальной социализации людей, нарастания многообразия индивидуальных моделей жизненастроения меняется представление о содержании досуга.

Если ещё 20 -30 лет тому назад одним из лозунгов содержания свободного времени являлось провозглашение "всестороннего развития личности", которое не было связано с реальными условиями существования людей, то сегодня отношение к содержанию досуга изменилось, как изменился и сам досуг.

В современной России содержание досуга очень изменчиво, причем, эти изменения происходят под воздействием бурного развития средств массовой информации, появления индустрии досуга, новых информационных технологий (компьютер, Интернет), социально - экономических и культурных преобразований в обществе. Поэтому досуг теперь всё более требует от личности деятельностей, направленных на саморазвитие. Однако многосторонность и разнонаправленность досуговой деятельности отнюдь не свидетельствуют о развитии и саморазвитии личности.

Изменения в сфере досуга проявляются во всех социальных группах общества. Особый интерес представляет рассмотрение досуга учащихся. Один из основателей французской социологической мысли Э. Дюркгейм считает, что свободное время восстанавливает энергию, потраченную человеком на труд. Он отмечает, что формы свободного времени связаны с простым увеселением. Свободное время, по его мнению, заставляет людей забыть о реальном мире, обществе, в котором они живут, и помогает перенестись в другой мир, где их воображение более свободно. Он утверждает, что взаимоотношения между работой, учёбой и свободным временем являются не случайными: всё указывает на то, что необходимость, а не случай, связали работу и свободное время воедино в их современной форме. Каждое требует и обуславливает другое. Их взаимоотношение носит характер функциональной взаимозависимости. Роль, которую играет работа, учеба в нашей жизни, не может сохраниться без свободного времени.

Немецкий социолог М.Вебер, как и Э.Дюркгейм не наделяет досуг прогрессивной силой для общества. Отдых имеет своё место в нашем мировоззрении, но когда он ведет к безделью и недисциплинированному веселью, он заслуживает брани. "Судьба" досуга должна быть сформирована высокими уровнями расчёта формальной обязанности, стандартизации и соблюдением установленного порядка. Определенный набор досуговых занятий он связывает с жизненным стилем, предопределенности вариантов выбора досуговых занятий социальным положением человека и утверждает, что содержание досуга должно быть регулируемо. Однако вопрос о том, кто должен регулировать это содержание остается открытым.

Содержание и организация досуга в образовательных учреждениях в большей степени будет оставаться на педагогах. Они должны растить здоровое поколение.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагоприятная экологическая ситуация являются главными причинами этому. И поэтому организация здорового досуга во внеурочное время важная задача.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Конечно - это деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышения уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счете, здоровье и информированность.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В начальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту, так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку именно в этом возрасте это еще можно сделать. Обучение ведется в воспитательном ключе с упором на пропаганду правил гигиены. Важное значение имеет психологическое направление.

Уроки физической культуры - основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они воздействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки. Однако обычный урок не дает особого эффекта в плане оздоровления учащихся, если во второй половине дня дети будут находиться в малоподвижном состоянии. Роль внеклассного оздоровительного досуга состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма. Вся внеклассная работа строится на организации здорового досуга учащихся. Организуются различные викторины, игры, спортивные праздники и многое другое. Игры - хороший отдых. Они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Важное значение также имеет нахождение учащихся на свежем воздухе, что способствует большому укреплению их здоровья.

Следует помнить, здоровый ребенок - хороший ученик! Таким образом, роль организации здорового досуга учащихся - этот важная ступень в воспитании и обучении детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Роль организации активного досуга для сохранения здоровья учащихся" - доклад

Автор: Черникова Елена Николаевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166665

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства