kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекций по дисциплине «Психология общения».

Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания.

Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро, своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.

В учебно-воспитательном процессе колледжа лекция выполняет несколько функций. Важнейшими из них являются:

  • информационно-познавательная - изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в психологической литературе;
  • мировоззренческая - формирование научного мировоззрения, точнее - определение его общего идейно-теоретического направления;
  • логико-методологическая - формирование творческого мышления студентов, вооружение их методологией научного исследования;
  • воспитательная - выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;
  • методическая - изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению психологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» »

ГОУ СПО

«Самарский медико- социальный колледж»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»







Разработано преподавателем психологии:

Неженцевой Ю.А.





















2010 г.




Внутренняя рецензия

на методические рекомендации для преподавателей по проведению лекций по дисциплине «Психология общения».



Методические рекомендации по дисциплине «Психология общения» составлен преподавателем Неженцевой Ю.А. в соответствии с требованиями ГОС СПО по специальностям:

060108.51 «Фармация»,

060109.51 «Сестринское дело».


Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекций по дисциплине «Психология общения» содержат:


Перечень лекционных функций. Этапы подготовки к лекции. Задачи лекции. Специфика отбора фактов при подготовке лекционного материала.


Методические рекомендации ставят целью оптимизацию использования учебного времени на занятиях по дисциплине «Психология общения».

Методические рекомендации правильно структурированы и могут использоваться только преподавателями психологии при подготовке к теоретическому занятию, способствуя формированию таких ключевых профессиональных компетенций как социально-коммуникативная (готовность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной профессиональной деятельности) и информационная (готовность осуществить информационный поиск, обрабатывать и представлять полученную информацию).







Рецензент: зам.директора по НМР _____________________ Павлова Т.Н.




Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекций по дисциплине «Психология общения».

Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания.

Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро, своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.

В учебно-воспитательном процессе колледжа лекция выполняет несколько функций. Важнейшими из них являются:

  • информационно-познавательная - изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в психологической литературе;

  • мировоззренческая - формирование научного мировоззрения, точнее - определение его общего идейно-теоретического направления;

  • логико-методологическая - формирование творческого мышления студентов, вооружение их методологией научного исследования;

  • воспитательная - выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;

  • методическая - изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению психологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам.

Лекция должна в определенной мере выполнять перечисленные функции, она призвана решать также и специфические задачи. Поэтому в процессе преподавания психологии учебным планом может быть предусмотрено чтение различных видов лекций: установочной (вводной), учебно-программной, по спецкурсу обзорно-итоговой. Установочные лекции призваны восстановить ранее приобретенные студентами знания, а также помочь им организовать свою самостоятельную работу по изучению психологии, подготовить их к восприятию более сложных проблем.  

Учебно-программная лекция является основным видом занятий. Она обеспечивает логику и цельность курса, изложение главных узловых вопросов психологии и ориентирована на реализацию логико-методологической и воспитательной функций.

Обзорно-итоговые лекции читаются на заключительном этапе изучения психологии, чаще перед экзаменационной сессией. В них дается лишь краткий обзор изученного материала. Специфические требования к обзорным лекциям - опора на имеющиеся у студентов знания, показ связи между различными разделами учебного курса, сосредоточение внимания на обобщениях и выводах.

При подготовке лекции преподаватель руководствуется учебной программой курса психологии, рекомендациями, выработанными предметно-методическими комиссиями. Подготовка к лекции - сложный процесс, включающий несколько этапов:  

  1. сбор необходимого материала в соответствии с программой;

  2. разработку подробного плана (основные вопросы лекции утверждаются на предметно-методической комиссии);

  3. отбор материала для непосредственного использования в лекции;

  4. определение главных проблем и поиск того, чем можно пробудить интерес аудитории, на что быстрее откликнутся студенты (живая связь с жизнью, с тем, что их ждет в работе, и т. п.);  

  5. составление текста лекции, ее конспекта или других рабочих записей;

  6. определение логической последовательности основных положений учебных вопросов лекции;

  7. продумывание воспитательных возможностей и форм активизации внимания студентов;

  8. выбор необходимых ТСО. времени их применения, определение других форм наглядности;

  9. формулирование выводов и рекомендаций для самостоятельной работы.

Оформление текста лекции зависит от многих факторов, прежде всего от индивидуальности преподавателя, его научной подготовки, педагогического опыта. Для начинающих преподавателей подробный текст лекции, как правило, необходим. Педагог, имеющий опыт, может ограничиться отдельными записями. Но всегда желательно иметь подборку основных определений (дефиниций), карточки со ссылками на первоисточники, выписки из книг, журналов, газет с фактическим материалом, запись обобщающих формулировок и выводов, вопросы для активизации и т. д.

Важным и ответственным моментом в лекции является вступление, призванное заинтересовать и настроить аудиторию на ее восприятие. Вступление должно состоять из двух частей. Первая часть - это показ связи с предыдущими темами и раскрытие актуальности читаемой лекции, основанное на формулировках, показывающих необходимость и важность рассмотрения учебной темы. Приводя яркие примеры-аргументы.  

Вторая часть вступления не требует большой затраты времени, но несет существенную методическую нагрузку. Речь идет о краткой расшифровке основных учебных вопросов лекции, формулировании их структурных элементов, выражающих логику размышления и возможный объем знаний по учебному вопросу. Лектор раскрывает тему не полностью, какие-то положения сознательно опускаются, с целью, что план вопроса станет своеобразной программой для самостоятельной работы студента.

Важнейшим рабочим документом, в котором развертывается логическая структура лекции, кристаллизируется ее замысел, является план. Создание плана - ответственный творческий акт, несмотря на обсуждение его основных параметров на предметно-методических комиссиях.

Задача лекции - раскрыть важнейшие вопросы темы, которые недостаточно отражены в имеющейся учебной литературе и представляют наибольшую трудность при изучении.

Необходимо стремиться учесть все уровни знаний обучаемых. Для этого требуется:

а) излагать абсолютно необходимую суть проблемы, которую должны постичь все;

б) развертывать и наращивать содержание, понятное большинству;

в) не обходить сложности, тонкости, нюансы, первоначально доступные лишь немногим.

Изложение материала должно быть ясным, последовательным и доказательным. В ходе лекции преподаватель решает задачу заинтересованного приобщения студентов к сообщаемой информации, увлечения их психологией как особой наукой, практически необходимой специалисту любого профиля. Обучаемый должен почувствовать себя сопричастным к решаемым проблемам, вместе с преподавателем делать соответствующие выводы и заключения.

Лекция по психологии должна заставить студентов размышлять, сопоставлять различные точки зрения, иметь строгую логику. Лекция только в том случае будет способствовать развитию творческого мышления студентов, если сам преподаватель покажет образец логического рассуждения.

Условием обеспечения творческого процесса обучения и воспитания является лекция-диалог. Диалог - это поиск истины преподавателем вместе с аудиторией, это размышления, раздумья, которые способствуют активизации познавательной деятельности студентов в процессе лекции.

Диалоговая лекция возможна при проблемном изложении материала. Преподаватель в ходе лекции формулирует крупный познавательный вопрос, создает на его основе проблемную ситуацию и вместе с аудиторией ищет пути ее разрешения. При этом в одних случаях предлагается обучаемым высказать свое мнение сразу, непосредственно на лекции и сообща поискать ответ, в других - решить проблему самим во время самостоятельной работы и обсудить ее на очередном семинарском занятии.  

Заинтересованность студентов лекцией, эффективность и прочность усвоения излагаемого материала зависят во многом от аргументированности и доказательности изложения. Нередко в лекциях допускаются декларативность и назидательность. Лекция же, провозглашающая даже важные и глубокие истины, но не доказывающая их, теряет свою убедительность, более того - воспитывает начетничество, формирует у студентов негативное отношение к предмету.

Важную роль в доказательстве истинности содержания лекции играет умелое использование фактического материала.  Отбор фактов следует проводить как по их количеству, так и по качеству. Они должны быть апробированными, запоминающимися и доступными. Фактический материал должен служить раскрытию практического значения тех или иных психологических положений - принципов, категорий, для анализа событий истории и современности. 

Большие возможности для усиления воздействия на студента в ходе лекции по психологии дает умелое использование художественной литературы. Органическое включение литературных источников в лекционный материал усиливает эмоциональное воздействие на студентов. 

Образно-художественное отражение действительности богато различными оттенками, позволяющими выразить мысль наиболее точно и адекватно. 

Произведения литературы отражают сущностные характеристики природного и социального мира, концентрируют типичное и характерное в явлениях и событиях. Эмоционально-художественное и соответственно более эффективное донесение психологических проблем до студентов достигается путем увязывания их с теми или иными образами-сравнениями. Искусство - мощный источник ассоциаций. Заимствование из произведений художественной литературы тех или иных суждений в значительной степени может облегчить труд лектора.

Достоинством обладают лекции, в которых используются соответствующие технические средства обучения: персональные компьютеры, диапозитивы, диафильмы, фоно записи, телевидение и др. Основная задача применения технических средств обучения -интенсификация учебного процесса, повышение качества изучения предмета. Применение ТСО позволяет включать в ходе лекции в познавательный процесс наряду со слуховой памятью и зрительную, тем самым способствовать лучшему запоминанию учебного материала.

Лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам. Формулируются они кратко и лаконично. Целесообразно давать их под запись. Если в конце лекции у студентов не возникнет вопросов, то оставшееся время надо использовать для рекомендаций по самостоятельной работе и подготовке к очередному семинарскому или практическому занятию.

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,

Просвещение, 1994.

3. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и

Яноушека Я. М., МГУ, 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Неженцева Юлия Александровна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства