Просмотр содержимого документа
«Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте»
Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте
Старший подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.
Важнейшей задачей этого возраста, является выбор профессии. Этот период реалистической оптации. Профессиональные планы подростков весьма расплывчаты, имеют характер мечты. Они чаще всего воображают себя в разных эмоционально привлекательных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не могу.
К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессиях должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологическое устремление в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
Таким образом, для старшеклассников актуальным является личностное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между самоопределением и личностными особенностями детей старшего подросткового возврата.
Методами нашего исследования являются метод наблюдения, психодиагностическое тестирование, анкетирование и метод математической обработки данных r – критерию Пирсона.
Методы были представлены следующими методиками исследования:
Исследование проводилось на базе школа № 7 города Пензы, в исследовании приняли участие 40 школьников, учащиеся 11 классов.
В процессе качественного анализа данных было выявлено, что доминирующим типом профессионального самоопределения в данной группе испытуемых является сфера «человек-человек» 43%. Такие учащиеся выбирают в основном профессии, где ведущий предмет труда люди или группы. Это в основном профессии связанные с управлением, руководством людьми, коллективом. Профессии, связанные с обучением и воспитанием, организацией действий коллектива (все виды профессий педагога).
Отмечается преобладание профессиональной сферы «человек – знак» (20%) ведущим предметом труда у таких учащихся является – условные знаки, цифры, коды. Они выбирают в основном такие профессии, как делопроизводство, анализ текста, перекодирование.
Анализируя данные, полученные в результате диагностики индивидуальных различий личностных свойств, применяемых в профессиональном отборе, нами были получены данные представленные на Рис. 2.
Рис.2. Результаты анализа личностных особенностей старшеклассников
При оценки фактора «общительность – замкнутость», высокие баллы набрали 53% учащихся, что характеризует из, как людей готовыми к сотрудничеству, внимательными, добрыми.
Анализируя фактор «ограниченность мышления – сообразительность» высоки оценки, набрали 87% учащихся, что свидетельствует о выраженных возможностях осмысления нового материала, к обоснованным заключениям.
По третьему фактору «эмоциональная устойчивость» 52% школьников набрали средние баллы, что говорит нам о том, что такие люди уживчивы в группе, не боятся сложных ситуаций.
По шкале «смелость – робость» у 60% испытуемых результаты высокие, такие дети склонны к риску, готовы иметь дело с незнакомыми вещами.
При анализе шкалы «податливость – жестокость» 78% школьников показали средние результаты. У таких детей проявляется утонченность, субъективность, стремление к независимости.
82% старшеклассников показали низки данные по шкале «подозрительность – доверчивость», у данных испытуемых направленность интересов разносторонняя, проявляется как на себя, так и на окружающих, такие школьники умеют ладить с людьми.
Низкие балы по шкале «непрактичность – практичность» набрали 92% старшеклассников, что свидетельствует об ориентировки испытуемых на внешнюю реальность, общепринятые нормы, внимание к мелочам.
100% школьников показали средние данные по шкале «гибкость – прямолинейность», то есть такие учащиеся проявляют такие качества, как расчетливость, искушенность, непосредственность.
По фактору «тревожность – спокойствие» 66% учащихся набрали низкие балы, такие дети спокойны, уверенны в себе, нечувствительны к мнению о себе.
По фактору «самостоятельность – внушаемость», у 90% старшеклассников средние показатель, что характеризует их, как стремящихся к самостоятельным решениям, независимым взглядам и действиям.
Анализ результатов по фактору «напряженность – релаксация» показали, что 66% старшеклассников, со средними значениями, проявляют такие качества, как спокойствие, удовлетворенность от достигнутого результата, целеустремленность, мотивированность.
Кроме эмпирического анализа, был проведен корреляционный анализ профессионального самоопределения и личностных особенностей старшеклассников. После проведения корреляционного анализа были получены данные о наличии статистически значимых взаимосвязей между типами профессиональной деятельности и личностными особенностями старшеклассников, преимущественно в сферах: профессиональная сфера «человек – человек» и самостоятельность (r= 0,285, при p ≥ 0.05); профессиональной сферой «человек – знак» и доверчивость (r=0,226, при p ≥ 0.05); профессиональной сферой «человек – знак» и гибкость – прямолинейность (r=0,278, при p ≥ 0.05); профессиональной сферой «человек – художественный образ» и сообразительность (r=0,282, при p ≥ 0.05); профессиональной сферой «человек – художественный образ» и эмоциональной устойчивостью (r=0,295, при p ≥ 0.05); профессиональной сферой «человек – природа» и самостоятельность – внушаемость; профессиональной сферой «человек – человек» и радикализмом (r=-0,273, при p ≥ 0.05). В результате мы получили данные о наличии статистически значимых взаимосвязей между профессиональным самоопределением и личностными особенностями старшеклассников.
Следовательно, в ходе работы, была подтверждена выдвинутая гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь, между самоопределением и личностными особенностями детей старшего подросткового возврата.
Библиографичесий список
1. Батаршев, А. В. Психология личности и общения/А. В. Батаршев - М., 2003. 2. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог 1, 2005, С. 7-9. 3. Волков, Б. С. Психология юности и молодости /Б. С. Волков - М., 2006. 4. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология /О. Б. Дарвиш, под ред. В. Е. Клочко - М., 2004. 5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И. А. Зимняя - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 6 Ковалев, А. Г. Психология личности /А. Г. Ковалев - М., 1970. 7Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000. 8Рубинштейн, С. Л. Основы обшей психологии /С. Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2000.