оказывать своевременную социально - психолого - педагогическую помощь и поддержку детям и подросткам. находящимся в социально - опасном положении. создание благоприятного климата между всеми участниками образовательного процесса.продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«концепция социально - психологической службы »
КГУ «Троебратская средняя школа»концепциясоциально - психологическойслужбыКурманбаева Асель Урузбековна – педагог – психологс. Троебратское , 2015 г
Школьная служба : что это?
Социальная служба, действующая в системе образования области как добровольная самоуправляемая организация и реализуемая усилиями администрации, педагогов, специалистов и обучающихся образовательных учреждений.
На данном этапе реализуется в форме районного социально значимого проекта.
Для чего нам данная служба?Деятельность СПП позволяет:
своевременно выявлять школьные конфликты и латентные правонарушения;
своевременно вмешиваться в назревающий конфликт и предотвращать его эскалацию;
осуществлять конструктивное разрешение конфликтов между участниками образовательного процесса (которое не только решает проблему, но и снижает эмоциональное напряжение, восстанавливает доверие между участниками конфликта);
осуществлять профилактику агрессивных способов (таких как драка, «стрелки», «разборки», «темные») разрешения неизбежных конфликтов и противоречий между обучающимися;
применять в случае правонарушений несовершеннолетних восстановительные процедуры, которые содействуют как реальному осознанию проступка, искреннему раскаянию и воспитанию чувства ответственности за свои действия, так и восстановлению нормальных отношений между жертвой и правонарушителем (в т.ч. через моральную компенсацию ущерба и психологическую реабилитацию жертвы).
формировать способность всех участников образовательного процесса цивилизованно договариваться, разрешать споры и противоречия мирным путем, не прибегая к насилию и крайним мерам.
С чем еще может работать служба?
С длительными прогулами, возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями.
С конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса.
С разрушенными отношениями в коллективе (классе).
С разрушенными отношениями в семье учащегося.
С социально-психологической «заброшенностью» ребенка.
С криминальными ситуациями в среде подростков.
С ситуацией прихода нового ученика в старшем классе.
С ситуацией смены любимого учителя (приходом нового).
С ситуацией переформирования классов(в связи с предпрофильной и профильной подготовкой).
С ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку.
Кто будет все это делать?
Категории возможных участников службы
1. На уровне отдельного образовательного учреждения:
администрация ОУ (директор, завуч);
специалисты и педагоги ОУ (психолог, социальный педагог, школьный уполномоченный по правам участников образовательного процесса, учитель-предметник, педагог дополнительного образования, уполномоченный по профилактике правонарушений и др.);
Специалисты ИПК центр повышения педагогических кадров
Почему «оно нам надо»?
Потому что конфликты – неизбежная часть как образовательно-воспитательного процесса, так и любого социального взаимодействия.
С ними приходится иметь дело каждому педагогу, специалисту, завучу, директору ОУ.
Воспитание культуры цивилизованного урегулирования и разрешения конфликтов – основа социально-психологической
(коммуникативной) компетентности.
Миссия и цели службы
Снижение агрессии и социальной напряженности
и утверждение позитивно-конструктивных
способов социального взаимодействия
в образовательном пространстве и обществе в целом.
Цели СП службы примирения:
Утверждение новых способов социально-психологического взаимодействия участников образовательного процесса на основе культуры толерантности, диалога и мирного урегулирования противоречий.
Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.
Задачи службы
Развитие социально-психологической (коммуникативной) компетентности участников образовательного процесса.
Формирование адаптивных и эффективных стратегий социального реагирования и поведения в конфликте.
Формирование умения разрешать конфликты мирным путем.
Воспитание уважения и толерантного отношения к другому человеку, в том числе – «партнеру по конфликту».
Профилактика деструктивных и криминальных последствий школьных конфликтов.
Помощь в разрешении конфликтных ситуаций в образовательном пространстве.
Основные положения концепции примирения
Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают и подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).
Навыки, полученные подростками – ведущими и сторонами конфликта в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.
Сама ситуация разрешения конфликтов, споров, противоречий мирным путем – альтернатива криминализирующему влиянию СМИ и привычному авторитарно-манипуляционному стилю воспитания. Это новый опыт, открывающий возможность иного – конструктивного и позитивного – выбора.
Что такое медиация?
Медиация– это современная инновационная практика разрешения конфликтов (разногласий, противоречий)
с участием нейтральной третьей стороны.
Целью ее является достижение сторонами соглашения (согласия) при максимальном учете их интересов.
Технология медиации позволяет с минимальными энергетическими затратами выйти на конструктивный путь
при разрешении конфликта или урегулировании разногласий, недоразумений и противоречий между участниками совместной деятельности или коммуникации.
Это деятельность в области организации коммуникации, которая имеет свои правила, достаточно регламентированную процедуру, тщательно отработанные коммуникативные техники и стратегии.
ДЛЯ РАБОТЫ В СП НЕОБХОДИМО ОБУЧИТЬСЯ МЕДИАЦИИ!
Эффекты работы Школьной службы примирения
Просветительский –распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.
Развивающий –навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту», способность договариваться.
Воспитательный –ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.
Реабилитационный –восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.
Общекультурный (гуманитарный)–усвоение ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.
Принципы работы службы примирения
Добровольности –добровольное участие педагогов и школьников в работе службы; обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в программах службы.
Конфиденциальности –запрет на разглашение полученных в ходе программ сведений (исключение – информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности).
Нейтральности –запрет вставать на сторону одного из участников конфликта; службане выясняет вопрос о виновности или невиновностистороны, а является независимым посредником.
Ответственности –сторон за активное участие в разрешении конфликта, самостоятельный поиск и принятие решения; медиатора – за ход процедуры и соблюдение принципов.
Адресности– работа лично со сторонами–участниками конфликта.
Профессионализма–обязательное наличие профессионального сопровождения (включая обучение конфликтологии, медиации).
Функционально-содержательная модель
Модули
Виды конфликтов
Детская медиация
(медиация ровесников)
Реализаторы
Ученик – ученик
(ребенок – ребенок,
ребенок – подросток,
подросток – подросток)
Школьная медиация
Обучающиеся 8 – 11 классов
(специально обученные волонтеры-медиаторы)
Ученик – учитель
Учитель – учитель
Учитель – родитель
Учитель – директор
Родитель – родитель
Восстановительная
медиация
Специалисты, педагоги и управленцы образования, прошедшие обучение (базовый курс медиации,
2 модуля)
Ученик – ученик
Ученик – группа, класс
Ученик – учитель
Ученик – директор
(ситуации с жертвой,
криминальные ситуации)
Специалисты, педагоги и управленцы образования, прошедшие обучение
(2 модуля базового курса медиации и дополнительно восстановительный подход)
Направления деятельности
Просветительское(пропаганда службы, идей цивилизованного урегулирования конфликтов)
Образовательное(обучение конфликтологии и медиации взрослых и подростков-волонтеров)
Информационно-методическое(обеспечение специалистов методическими материалами)
Исследовательское(пилотные площадки)
Восстановительное(проведение восстановительных процедур с случае криминальных конфликтов)
Помощь в разрешении конфликтов(медиационные встречи и конфликтологическое консультирование для участников образовательного процесса)
(буклеты, памятки, информация в СМИ, сайте ГУО КОПВЦ)
Медиационные процедуры(определенные виды конфликтов)
Конфликтологическое консультирование
Бригады экстренного реагирования
(выезд в территории в особо «острых» случаях)
Вводный период создания службы (этапы)
Заключение договоренности с администрацией ОУ:
создание инициативной группы, демонстрационного материала (презентаций).презентация возможностей службы администрации образовательных учреждений территории и получение признания важности подобной деятельности
создание инициативной группы, демонстрационного материала (презентаций).
презентация возможностей службы администрации образовательных учреждений территории и получение признания важности подобной деятельности
(если есть высококвалифицированные подготовленные специалисты –
возможна презентация результатов конкретных случаев разрешения конфликтов).
(если есть высококвалифицированные подготовленные специалисты –возможна презентация результатов конкретных случаев разрешения конфликтов).
определение состава ОУ, добровольно принявших участие в проекте ШСП.
определение состава ОУ, добровольно принявших участие в проекте ШСП.
Определение целевой группы и школьных процессов, на которые будет нацелена работа службы:
проведение исследований школьных процессов и составление примерной картины о количественном и качественном составе конфликтов и правонарушений (и латентных) в ОУ, включившихся в проект ШСП;привлечение волонтеров-подростков и взрослых участников для работы в службе;подготовка ведущих и целенаправленное разворачивание программ обучения.
проведение исследований школьных процессов и составление примерной картины о количественном и качественном составе конфликтов и правонарушений (и латентных) в ОУ, включившихся в проект ШСП;
привлечение волонтеров-подростков и взрослых участников для работы в службе;
подготовка ведущих и целенаправленное разворачивание программ обучения.
Создание и утверждение подробного плана по разворачиванию службы:
разработка и утверждение нормативно-правовой документации;включение мероприятий по развитию службы в планы работы муниципальных управлений образованием и образовательных учреждений, включившихся в проект;определение резервов финансирования некоторых мероприятий по развитию службы (обучение, волонтерские смены).
разработка и утверждение нормативно-правовой документации;
включение мероприятий по развитию службы в планы работы муниципальных управлений образованием и образовательных учреждений, включившихся в проект;
определение резервов финансирования некоторых мероприятий по развитию службы (обучение, волонтерские смены).
Создание поддерживающего окружения службы
Группы поддержки . Это ребята, которые сами не проводят программы примирения, но при этом поддерживают их идеи. Могут квалифицированно сориентироваться в происходящеми направить участников конфликта в службу.
Клуб ведущих . Здесь волонтеры-медиаторы могут анализировать свою деятельность, развивать навыки ведущего, а остальные желающие – обучиться грамотному общению и поведению в конфликте.
Клубы социального обучения.Программы обучения подростков просоциальным навыкам.
Службы «Большой брат» («Большая сестра»).Старшие ребята курируют младших из «группы риска» (под руководством психолога).
Факторы устойчивой работы службы
Понимание всеми участниками миссии службы, процессов, с которыми работает служба, и собственных задач.
Изучение процессов, на которые направлена деятельность службы.
Принятие администрацией документов, утверждающих статус службы.
Разработка технологии работы со случаями в конкретной школе, выраженная в положении о службе.
Создание новой традиции разрешения ситуаций через службу.
Разработка плана по развитию службы, в частности – подготовки новых ведущих программ.
Организация рефлексии и анализа внутри службы, а также – общение между службами для накопления опыта.
Налаживание взаимодействия с другими структурами и специалистами (психологами, социальными педагогами, ПДН).
Четкая отработка каналов поступления информации в службу.
Широкое информирование о деятельности службы, ее задачах, возможностях и границах применимости (статьи в газетах, стенды, буклеты и пр.).
Принципы программы примирения
Конфликт должен быть разрешен самими участниками в ходе переговоров.
Основной фокус встречи – на нуждах пострадавшего, возникших в результате конфликтной ситуации.
Ситуация по максимуму должна быть разрешена самим обидчиком (а не родителями, педагогами или милицией); в заглаживании всех последствий правонарушения и состоит ответственность обидчика.
Акцент не на личности, а на действиях обидчика и его возможности исправить ситуацию или компенсиро-вать ущерб – должны лежать в основе воспитания при работе с правонарушениями школьников.
Способы получения информации о конфликтах
От администратора школы ( заместителя директора ). В этом случае администратор передает часть своей власти и ответственности службе примирения.
«Почтовый ящик»,в который бросают заявки все желающие.
Самостоятельные обращения какой-либо из сторон.В этом случае приходится продумывать стратегию приглашения второй стороны.
Сами участники службы – свидетели конфликта . В этом случае они сами приглашают участников на программу.
Этический кодекс медиатора
Толерантность, принятие и уважение по отношению к людям.
Вера в способность людей договариваться.
Независимость позиции.
Объективность и беспристрастность.
Ответственность – за соблюдение принципов, ведение процедуры, обеспечение безопасности сторон, свое участие в случае конфликта интересов.
Добросовестность – в подготовке, проведении и анализе работы.
Безоценочность в мыслях и суждениях; обсуждение проблемы, а не человека.
Честность, прозрачность и открытость самой процедуры медиации.
Несовмещенность с другими ролями в отношении сторон и ситуации конфликта.
Каковы условия внедренияпрактикимедиации и примирительных процедур?
Учителя должны быть готовы к диалогу.
В школе необходимо сложить иную, новую традицию работы с конфликтами.
Взрослый, курирующий детскую службу, должен поддерживать кодекс медиатора, принципы программ примирения и уметь организовать неформальную подростковую группу.
Между службой и администрацией должны быть отношения сотрудничества (администратор говорит пришедшим к нему конфликтующим сторонам (или тем, кто их привел): «Вначале обратитесь в службу примирения»).
Для формирования новой традиции необходимо, чтобы новый способ был успешен, получил огласку и был испробован многими учениками.
Важно, чтобы «хранители» старого административного или криминального способа (имеющие высокий статус) не оказывали активного противодействия новому способу.
Нормативно-правовые основания
Конституция РК (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ)
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 №273 "Об образовании в Российской Федерации"
ФЗ от 24.07.1998 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008)
ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 23.07.2008)
Положение о комплексном здоровьесберегающем и психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса