"Игры на развитие психических процессов у младших школьников"
"Игры на развитие психических процессов у младших школьников"
Игры помогут психологу развить познавательную активность, целенаправленность мыслительных процессов, развить мышление и речь, двигательную память, внимательность, наблюдательность у младших школьников и повысить мотивацию к учению,вызвать чувство радости и собственной значимости, развивать восприятие величины, учить сравнивать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Игры на развитие психических процессов у младших школьников" »
Игры на развитие мышления
«Ключ к неизвестному»
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Ход игры:
Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
«Исключи лишнее»
Цель: развитие мышление
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
сахар, пшеница, вата.
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка, арбуз, палатка.
Величина:
бегемот, муравей, слон
дом, карандаш, ложка.
Материал:
банка, кастрюля, стакан
альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
конфета, картошка, варенье
торт, селёдка, мороженое
Вес:
вата, гиря, штанга
мясорубка, перышко, гантели
"Картинки-загадки"
Цель игры: развитие мышления и речи.
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
Игры на развитие памяти
"Кукловод" - развитие двигательной памяти.
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
"Сделай, как я!" (со спичками) - развитие памяти и внимания.
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.
"Опиши соседа" - развитие памяти, внимания, наблюдательности.
В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
Игры на развитие внимания
«Что изменилось?»
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.
В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.
«Заметь все»
Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).
Игры на развитие восприятия
“Волшебный мяч”
Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.
Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”. Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.
“На что похожа эта фигура”
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)
Взрослый:
Где большой грибок? Где маленький грибок?
Принеси маленький мячик, принеси большой.
Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.
“Подбери шарик”
Педагог: “Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу”.