Игровые технологии в работе с учащимися и педагогами
Игровые технологии в работе с учащимися и педагогами
С введение ФГОС в школе появились такие термины как деятельностный подход, проектная деятельность, игровые технологии, групповая работа. Одним из примеров игровых технологий является теневой театр. Он же включает в себя деятельный пдход, работу в группах, проектирование и т. д., одновременно решает очень много задач. К тому же создается он практически "из ничего". Просто, интересно, эффективно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в работе с учащимися и педагогами »
Круглый стол для молодых специалистов
«Проблемы молодых педагогов».
Цель мероприятия: оказание помощи молодым педагогам в профессиональной и личностной адаптации.
Задачи:
- предоставление информации о льготах молодым специалистам;
- выявление, обсуждение и анализ проблем, возникающих в ходе работы педагогов, совместный поиск путей решения;
- практическое освоение современных методов и технологий работы с детьми (таких как проектная деятельность, деятельностный подход, работа в группах, игровые технологии);
- предупреждение типичных ошибок и затруднений в организации образовательного процесса;
- формирование потребности в непрерывном самообразовании.
Оборудование и материалы: затемнение на окнах, прозрачный пластик или стекло размером 100*70 см, фонарики электрические (2-3 шт.), чашка с водой, красные нитки, бумага, простые карандаши, ножницы, лист ватмана на доске, фломастеры или маркер.
Ход мероприятия.
Вступление.
Добрый день, дорогие коллеги! Мы рады приветствовать вас!
На одном из КВНов родился такой афоризм: «Есть три причины, по которым следует идти в педагоги – это июнь, июль и август». Это шутка. А если серьезно, то хочется думать, что каждый из вас выбрал работу по призванию. Кто-то проработал 2,3,4 года, кто-то работает первый год. И, конечно же, столкнулся и продолжает сталкиваться с проблемами. Разного рода. Сегодня мы коснемся проблем. По крайней мере, мы их хотя бы обозначим.
Нам сегодня помогут наши гости:
И вы, уважаемые молодые коллеги, можете задать им вопросы, которые вас волнуют, начиная правовым статусом молодого специалиста, каких-то льгот и выплат и заканчивая вопросами технической и методической оснащенности учебного процесса и методики обучения.
Нашу работу мы сегодня построим таким образом. Сначала мы предоставим слово гостям. А далее будем общаться и играть. Вернее на практике познакомимся с игровой технологией создания теневого театра.
Основная часть.
1. Предоставляется слово гостям.
2. Теневой театр.
Вступление. Современное образование отличается тем, что постоянно появляется что-то новое. И готовность принять это новое – одно из важных качеств молодого педагога. Т.е. есть такое понятие как инновационный потенциал педагога - совокупность характеристик личности, выражающих готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. В связи с введением ФГОС появились такие понятия как: деятельностный подход, создание проектов, игровые технологии, приемы и методы, работа в группах. Все это мы сегодня попробуем применить на себе. Я хочу подробно познакомить вас с технологией «теневого театра». Причем, попробуем объединить ее с нашей сегодняшней темой «проблемы молодых педагогов». Думаю, что эта технология может использоваться и на уроках, и на классных часах или классных праздниках, на семейных праздниках и даже встречах педагогов.
Итак, создаем из ничего (практически из воздуха) что – то интересное.
Правила создания теневого театра: первое – должно быть много движения (Дв); второе – постоянно меняются роли, задания, мизансцены (РЗМ); третье – работа идет в малых группах (МГр) (на ватмане в углу рисуются в виде аббревиатуры правила).
Постулаты (записываются на листе ватмана по ходу объяснения). Эта технология относится к социоигровым технологиям. При их проведении постулатами педагогического мастерства являются следующие: не учить (Не учить)(участники все делают сами), сто тридцать три зайца(133 Зайца) – решается сразу множество задач в одной деятельности, не бояться быть идиотом (Идиот-перечеркнутое), т.е. не бояться глупо выглядеть, поскольку только когда человек расслаблен, возможен полет фантазии и активная деятельность.
Если я сейчас скажу разделиться на тройки, то уверена, что практически все за малым исключением будут сидеть и чего-то дальше ждать, глядя в затылок друг другу. Массовая инициатива вряд ли будет. Здесь уже надо применять методы и приемы. А поэтому с настоящего момента и начинается сама социоигровая технология.
Шаг первый. Назвать свою «малую родину».
- Все встали! (говорится бодрым голосом). Посмотрите в потолок. Подумайте, какое место вы можете назвать своей Малой Родиной. Кто-то может, назовет край Саратовский, кто-то деревню Преображенка или город Пугачев. Все зависит от выбранного масштаба. У меня есть два места – крошечный Комсомольск в Ивановской области и Пугачев. Тот, кто нашел формулировку, берет ручку и стоя записывает ее в своей тетради, затем садится и спокойно отдыхает и жизни радуется.
Шаг второй. Объединение в тройки.
- Под надписью, которая у вас получилась, нарисуйте что-нибудь из детства. Что угодно, что можете. (Кода все начинают увлеченно рисовать, произносится): - Встали! Дорисовывайте стоя! А тем, у кого уже нарисовано, можно с открытыми тетрадями выйти из-за парты…
- А сейчас нужно найти себе задушевную тройку. Это значит, что вы сейчас должны найти двух людей, у которых в формулировках Малой Родины есть общие буквы или в рисунках есть что-то общее или рисунки хоть как-то перекликаются.
Шаг третий. Оборудование «рабочего гнездышка».
- Теперь поставив в удобном месте стулья для себя, каждая тройка может оборудовать временное «рабочее гнездышко». (Если вместо троек получается четверка или пятерка участников, то можно это допустить, поскольку есть правила и есть исключения из правил. И такое исключение – «если очень хочется, то можно»).
Теоретическая справка для ведущего: необходимо вовремя реагировать на происходящее в аудитории, вовремя «помешивать поварешкой, чтоб не пригорело», т. е. поднять сидевших, напомнить, подбодрить, подсказать.
Шаг четвертый.Сплочение малых групп.
- Сейчас мы получим индивидуальное число каждой малой группы. Для этого:
Узнайте друг у друга дни рождения;
Сложите числа всех дней рождения (только дату, без месяца и года). Это и будет персональное название каждой группы;
Направьте посыльного, чтобы он написал название группы на листе ватмана.
- Попрошу вас сдвинуть парты так, чтобы освободить середину класса.
Шаг пятый. Выписать самое-самое.
- Вернитесь в свои «рабочие гнездышки». И следующее задание. Нарисуйте в своих тетрадях то, что вы умеете рисовать лучше всего. Затем в группе вы выбираете самое-самое лучшее из рисунков, т.е. один лучший рисунок. Посыльный пишет на ватмане напротив индивидуального числа группы название рисунка - достижения, который был самым неожиданным, самым интересным или лучше всего получился.
Данное задание является профилактикой отказов, поскольку участники, когда придет время рисовать героев для постановки театра, могу говорить, что не умеют рисовать, что у них ничего не получится.
- Все эти прекрасные рисунки появились благодаря умелой, т.е. ведущей руке. У кого-то она правая, у кого-то левая. Сейчас мы свами маркируем умелую руку. Возьмите красную нитку со стола и завяжите друг другу на палец умелой руки.
Во время выполнения этого задания может возникнуть шум, говорящий о том, что участники уже могут беззаботно общаться, нарастает чувство комфортности. В этом случае для прекращения нарастания шума, предотвращения «заболачивания ситуации», автор технологии предлагает игровой хит социоигровой режиссуры. Ведущий берет стул, садится на него и начинает бубнить себе под нос: «Кто меня слы-ы-ышит, поднимите правую руку. (Пауза). Кто меня слы-ы-ышит, поднимите левую руку». Далее придумывает все, что угодно – пощелкайте пальцами правой руки, поднимите вверх левую руку, повернитесь к правому соседу, потопайте ногами и т.д. Участники постепенно по одному - два человека присоединяются и в результате дружно выполняют команды. В это время можно таким же тихим голосом сообщить, что сейчас участники на себе испытали игровой хит, который можно применять на уроках и классных часах и т. д. Главное выполнять его правильно, поскольку группа может присоединиться к выполнению только после восьмого повторения команд.
Шаг шестой. Создание сюжета.
- Подобная технология может быть использована для создания известной сказки или какого – то материала по теме урока. У нас будет сказка «Колобок на новый лад. Как Колобок с проблемами справлялся». Вы, наверное, догадались, что Колобок – это молодой педагог. Встаньте! Сейчас вам предстоит в своей тройке (малой группе) посовещавшись, предложить, какую проблему вы хотели бы обрисовать и решить сказочными средствами.
- Озвучьте, пожалуйста, ваши сюжеты, и мы выберем один, какой больше понравится.
- А теперь выбираем персонажа, каждая тройка своего. Вы можете оставить традиционных героев этой сказки или ввести своих героев. Вы совещаетесь, выбираете персонажа, и посыльный пишет его на ватмане напротив названия своей команды.
Обращаю ваше внимание на то, что при разыгрывании сказки распределять роли лучше силами самих участников, а не назначать, дабы не возникло несогласия. Если на ватмане окажутся написанными одинаковые роли, то участники, скорее всего, сами же это заметят и постараются исправить.
Шаг седьмой. Рисование персонажей.
- Пока посыльные отправляются за листами бумаги, на которых будут рисовать, тройка решает, где удобнее будет рисовать – за столом, на весу, на стуле, на полу. Займите ваши места! В ходе рисования персонажа необходимо соблюдать два условия. Первое– рисовать обязательно неумелой (не ведущей) рукой. Второе – к рисованию обязательно должен приложить свою неумелую руку каждый человек в малой группе. Прикидываете его позицию, какую роль он может играть.т. е. его мысли, чувства, поведение, слова, действия.
Итак, взяли карандаш в неумелую руку. Начали!
Шаг восьмой. Вырезание / обрывание по контуру.
- Вы можете взять ножницы у меня. Хотя их у меня меньше, чем получилось групп. Но предлагаю такой вариант, как обрывание по контуру. Авторы технологии утверждают, что тогда во время проигрывания фигуры получаются гораздо более колоритные, чем вырезанные ножницами. Как только ваш персонаж будет готов, посыльный идет к ватману и подчеркивает жирной чертой название героя – персонажа.
Шаг девятый. Подготовка зала.
В центре зала ставятся два стула и на них – прозрачный пластик или стекло. Затем опускается затемнение, и желающие могут попробовать посветить фонариком, чтобы увидеть, как это работает. Если светить далеко от стекла, то тени получаются большими. Кроме того можно добиваться разного эффекта: подпрыгивания, движения, уменьшения-увеличения, наложения теней при включении двух фонариков. Зрителям-участникам лучше находиться между стеклом и экраном, куда проецируется изображение. В противном случае все будут смотреть на вырезанные фигурки на оргстекле, а не на тени на экране.
Затем каждая тройка подходит к стеклу и прикладывает (предварительно намочив в миске с водой) контуры своих фигур. После чего фигурки убирают, оставив стекло чистым.
Шаг десятый. Построение мизансцены.
Перед спектаклем оговаривается мизансцена.
Тень должна быть большой.
Участники должны находиться перед тенью, а не перед стеклом, на которое накладываются контуры.
За экраном находится только осветитель (в каждой тройке он свой).
Тройка располагается так: перед экраном с фонариком – осветитель, по другую сторону экрана – участник, который накладывает изображение на стекло, третий участник, находясь перед экраном с тенью, озвучивает роль. Роли взаимозаменяемы, т.е., если затрудняется один, то второй или третий участники могут ему помочь.
Шаг одиннадцатый. Разыгрывание спектакля.
- Наш спектакль немного необычный. У нас нет заранее известного сюжета. И поэтому в зависимости от вашей фантазии сейчас либо получится общее действо, где есть проблема молодых педагогов, участники, и где будет предлагаться какое-то решение проблемы или проблем. Или же каждый персонаж изложит свое видение проблем и пути их решения. Тон, в котором будет происходить все действо – серьезный, грустно-лирический, сатирический, драматический и т.д. - также задаете вы сами. Итак, реальные проблемы, вымышленные персонажи и сказочное или реальное решение проблем. Пожалуйста, начинайте!
Упражнения для налаживания рабочего темпоритма.
В случае, если в самом начале у участников ярко видна оборонительная установка, т.е. они хотят защититься от инициативы ведущего, настроены быть пассивными участниками, то возможно использовать такие упражнения.
«Дружное эхо».
Без предварительных слов, преамбул, ведущий говорит упругим голосом:
- Встали! (Далее, дождавшись завершения волны вставания) – На мои звуки все в аудитории должны отвечать дружным эхом, без рикошета! (И тут же!) хлопает два раза в ладоши. (Мало кто сориентируется и повторит хлопки). – Не получилось! Приготовились! (Вновь отхлопывает какой-нибудь ритм мелодии). И так серия заданий в несколько конов, пока все участники сами поймут, что надо делать и не включатся в игру.
«Руки-ноги».
Это упражнение также помогает начать работу «с места в карьер», преодолеть недоверие, настороженность, чувство дискомфорта.
Ведущий скороговоркой говорит условия игры: один хлопок – команда рукам (поднять – опустить); два хлопка – команда ногам (встать – сесть). Поехали!
Методика «малых шажков».
Этот прием используется в данной разработке. (Встаньте! Посмотрите в потолок. Вспомните свою Малую Родину и т.д.). Это и есть прием использования «малых шажков наивного любопытства»
Прием «Кто готов, садится».
В социоигровой режиссуре востребованным оказывается прием, построенный на парадоксе. Парадокс темпоритмического эффекта якобы неудобной позы. Когда участники сидя выполняют письменное задание, и ведущий видит, что выполнение его затягивается, то говорит упругим голосом: «Встали! Продолжаем выполнять задание стоя!»
Обмен мнениями.
Применима ли подобная форма работы на практике?
Надо ли проводить подобные встречи с использованием практического блока? Ваши пожелания и предложения.