Тема: Роль игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах
Свой доклад я хочу начать со слов выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра- постоянная спутница детства. Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых игра способна творить чудеса. Она может изменить отношение детей к тому, что кажется слишком обыденным, даже скучным. Игра помогает сплотить детей, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. Воспитывается дисциплина, также дети учатся соблюдению правил, адекватно оценивать свои поступки. В играх проявляется характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности детей. Замечая всё это, обращая внимание, можно найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. То, что не ясно на словах, в игре сразу становится лёгким и понятным.
Младший школьный возраст- возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие психических процессов, их осознание и произвольность. Повышать творческую интеллектуальную активность учащихся можно за счёт применения современных педагогических технологий. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка и литературного чтения. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. В игре самое главное заключается в том, что дидактическая задача скрыта от учащихся и внимание обращено на выполнение игровых действий.
Познавательная дидактическая игра по своей сути выполняет следующие функции:
- обучающую;
- развивающую;
- воспитывающую;
- мотивационную.
Обучающая функция способствует формированию мировоззрения, расширяет кругозор, активизирует теоретические и практические умения. Развивающая функция способствует развитию мышления, активности, памяти, смекалки. Дети учатся выражать свои мысли, развивается познавательный интерес. В воспитывающей функции воспитывается коллективизм, доброжелательное отношение к партнёрам и оппонентам по игре. Мотивационная функция побуждает к применению полученных знаний, умений и навыков, к проявлению инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Приведём примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя:
а) Игры- упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Теремок»- повторение правил частей речи, «Почта»- разбор предложения по частям речи.
б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в тексте орфографические ошибки или слова, в которых неправильно поставлены ударения. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игра- соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Пример: «Аукцион». Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определённым задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры- путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» в «Страну Азбуки», «Поле Чудес» и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра- путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя- быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения небходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Дидактические игры это не только средство психических процессов, но и игровая форма обучения.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- результат
Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи. Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Основными функциями дидактической игры является формирование:
- устойчивого интереса к учению, снятия напряжения;
- собственно учебной деятельности ребёнка;
-общественных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
- навыков самоконтроля и самооценки;
- адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Ценность дидактической игры мы определяем не только потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, но и учитываем то, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу.
Таким образом, я сделала вывод, что игровые технологии играют важную роль на уроках русского языка в начальных классах. Потому что, работая в начальных классах, можно столкнуться с различными проблемами. Дети часто игнорируют предложенное задание, не пытаются его выполнить, понять. К тому же внимание и запоминание у них слабеют. Воля и сознательность у них развиты слабо, у них повышенная утомляемость, они очень эмоциональны, впечатлительны. Поэтому надо вводить в урок игры и игровые ситуации. Психологами доказано, что знания, усеянные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.
Использование игр на уроках русского языка в начальных классах способствуют систематизации, конкретизации и обобщению приобретаемых знаний, значительно повышает эффективность речевых умений и навыков учащихся. При этом повышается интерес к учебному предмету.
Тема, выбранная мной, актуальна. Она способствует развитию у детей логически мыслить, познавать окружающий мир, хорошо усваивать пройденный материал, быть активным на уроках и достигать намеченной цели.