Формирование психологической компетентности студентов
Формирование психологической компетентности студентов
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизнь, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новы жизненный стандарт: Образование для вас, образование через всю жизнь.
Современные концепции, образования предлагают отказаться от традиционных знаний, умений,навыков и переориентироваться на ключевые компетенции в интеллектуальной, общественно-политическо, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Имидж и компетентность призваны в качестве важнейших условий успешности профессиональной деятельности личности и показателя его возможностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизнь, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новы жизненный стандарт: Образование для вас, образование через всю жизнь.
Современные концепции, образования предлагают отказаться от традиционных знаний , умений ,навыков и переориентироваться на ключевые компетенции в интеллектуальной, общественно-политическо, коммуникационной, информационной и прочих сферах . Имидж и компетентность призваны в качестве важнейших условий успешности профессиональной деятельности личности и показателя его возможностей.
Новая образовательная парадигма в качестве приоритета профессионального образования рассматривает ориентацию на личности, адекватные современным тенденциям общественного развития , а также направлена на становление профессионального имиджа: компетентности, конкурентоспособности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.
Таким образом, речь идет о переходе обучения «от науки» к обучению «от специальности». Такой переход являет собой ведущую тенденцию в развитии профессионального образования в нашей стране. Наряду с ней актуальными становятся тенденции: демократизации образовательного процесса ( или расширения пространства самоопределения учащихся и студентов, расширения организационных свобод и свобод в содержании образования);
- гуманитаризации образования(то есть насыщения образовательного процесса различного рода гуманитарного техниками);
- методологизации образования (высокие темпы смены знаний и организационная динамика современной деятельности требуют создания новых единиц и форм организации учебного содержания , прежде всего обобщенных методов мышления и деятельности , то есть перевода образования с ориентации на усвоения определенного набора схем мышления и деятельности на освоение методов создание таких схем).
В связи с указанными направлениями изменения образовательной ситуации в стране складываются новые формы организационной деятельности учителя, требующие основательной психологической подготовленности.
Психологическая компетентность педагога в настоящее время приобретает особое значение, становится одним из основных критериев профессионального мастерства.
Сегодня на рынке труда востребован высококвалифицированный специалист, профессионал.
Профессионал в современной литературе определяется как субъект профессиональной деятельности ,обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности ,имеющий высокими профессиональный и социальный статус ,динамически развивающуюся систему личностной и деятельной регуляции ,постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование ,на личностные и профессиональные достижения ,имеющие социально-позитивное значение. В воспитании и обучении наших студентов ,мы делаем акцент на то ,что специалист 21 века-высокопрофессиональная личность ,способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность . От того, насколько широко молодежь включена ,интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества ,уровень жизни населения страны .Однако многие выпускники, как молодые специалисты, часто сталкиваются с проблемами на новом малознакомом рабочем месте, невольно может возникнуть вопрос. чего не хватает сегодняшнему молодому специалисту для успешной работы? Прежде всего, высокого уровня развития и овладения общими компетециями.
Личностная компетенция –набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации(например «лидерство»)
В общем виде личностная компетенция включает в себя: принятие решений ,установление контактов ,ориентироваться на результат , установка на обучение ,уверенность в себе ,способность правильно распоряжаться своими временем(тайм-менеджмент),умение решать проблемы, умение ставить цели и достигать их, умение вовремя мобилизовать , учиться и переобучаться, адекватно воспринимать и анализировать информацию Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявлять индивидуальный поход к собеседнику и.т.д..
Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:
-владение той или иной лексикой,
-развитость устной речи(в том числе четкость ,правильность)
- развитость устной речи,
-умение соблюдать этику и этикет общения,
-владение коммуникативными тактиками,
-владение коммуникативными стратегиями,
-знание личностных особенностей и типичных проблем людей ,с которыми предстоит общаться,
-умение анализировать внешние сигналы,
-способность разрешать конфликты,
-ассертивность(удивление)
-владение ораторским искусством ,
-умение организовать и вести переговоры ,иные деловые встречи,
-эмпатия,
-умение проникнуться интересами другого человека.
Важной составляющей профессионала является его компетентность.
Компетентность –способность человека решать профессиональные задачи и получить результат.
Компетенция - следовать стандартам поведения.
Профессиональная компетентность – это сфера професиональной деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний ,позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном индивидуальную или совместную деятельность , осуществляющим профессиональные или иные взаимодействия .Высокий уровень психологическая компетентности обеспечивает успешную деятельность взаимодействия в системе «человек-человек». Именно психология призвана помочь учителю в разрешении многих стоящих перед ним педагогических задач.
Во введенных с 1996 года учебных планах в средних педагогических учебных заведениях существенно повышен статус психологии. Психологическая подготовка педагога стала более дифференцированной , структурно оформленной ,объемной.
1.Психологическая компетентность студентов педагогических колледжей представляет собой интегральное психическое образование, включающее ряд сформированных компетенций как сочетание знаний, умение, качеств и свойств личности.
2. Психологические компетенции различают по основанию видов профессиональной деятельности.
-коммуникативная
-диагностическая
- проективная
По основанию профессионально важных качеств и психических процессов, востребуемых в труде педагога
-когнитивная
- перцептивная
- эмотивная,
-рефлексивная).
Указанные компетенции дифференцируются по обращенности на детей (профессиональные психологические компетенции) и по обращенности на себя психологические самокомпетенции.
3. На формирование психологической компетентности влияет комплекс педагогических условия, оказывающих дифференцированное воздействие на различные виды психологических компетенций: когнитивная компетенция в большой мере формируется при условии профессиональной направленности содержания психологического образования и использовании систематического психологического образования и использования систематического обучающего контроля знаний. Когнитивная компетенция является основанием для формирования других психологических компетенции. Перцептивная, эмотивная, рефлексивная, коммуникативная, диагностическая и проективная компетенции формируются, главным образом, на основе когнитивной компетенции при включении приёмов обучения, стимулирующих практические умения студентов.
4. Психологическая компетентность студентов педагогических колледжей имеет специфику состоящую в ориентации знаний и умений по психологии на решении типичных педагогических ситуаций и учет возрастных особенностей дошкольников, что отличает её от психологической компетентности студентов педагогических вузов. Учет данной особенности позволит осуществлять преемственность в системе двухуровневой подготовки «колледж-вуз».
5. Психологическая компетентность студентов педагогических колледжей может быть сформирована при наличии сочетания ряда условий:
-усиление роли профессионализации психологического знания в содержании образования;
-использование систематического обучающего контроля с применением контрольных заданий, охватывающих каждую тему содержания учебного материала;
-формирование видов психологических компетенций путем активизации практических умений студентов.