kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2007 года в начальной школе я провожу цикл занятий в рамках психоразвивающей программы «Понять и принять другого»,  направленной на развитие у детей такого качества как толерантность.  Под этим термином я понимаю терпимость и принятие, уважительное отношение к другим людям. И не только по национальному признаку, а просто уважительное отношение к людям, сверстникам, которые чем-то отличаются от большинства. При этом пытаюсь донести до детей их уникальность, неповторимость, а также то, что другой человек также уникален и неповторим. Неумение терпимо и уважительно  относится к людям, которые чем-то отличаются от самого ребенка, которые иначе смотрят на мир, чем ты сам, неприятие их – все это препятствует  взаимопониманию между детьми,  снижает качество общения, взаимоотношений между ними. В программе используется несколько основных тем, на основе которых и строятся занятия:

1. Волшебные камешки (знакомство с проблемой, проживание проблемы. Цель: активизация внимания друг к другу, снятие нервно-психического напряжения).

2. Царство гномов. Ролевая игра-обсуждение. (Цель: осознание детьми различий в их отношении с таким, как они и с другими).

3. Мультишка. Просмотр специально подобранных мультфильмов с  обсуждением. (Цель: достижения понимания того, что главное в человеке – это его личные качества и что вне зависимости от его внешнего вида с ним можно достичь взаимопонимания).

Занятия адресованы учащимся 2-3 классов, проводятся со всем классом в рамках классных часов. Каждое занятие рассчитано на 45-50 минут. Присутствие классного руководителя и других учителей предметников, работающих с учащимися – обязательно. Наиболее приемлемая форма проведения занятий – игровая. Превращение любимого детского жанра – мультфильма – в увлекательное занятие очень тонко и интересно для детей расширяет их кругозор, даёт им возможность почувствовать себя успешными. Дети с удовольствием  и без принуждения принимают через игру и мультфильмы поставленную на занятии проблему и достаточно эффективно решают вопросы, связанные с уважительным отношением к другим людям.

Результат:  принятие детьми идеи (в т.ч. на поведенческом уровне) уважительного отношения к другим людям, друг к другу в классе.

Занятие из темы «Мультяшка». Зайчик и Топтыжка.

Цель занятия: формирование установки на то, что непохожий на тебя – это хорошо, это весело и интересно;  достижение понимания того, что главное в человеке – это его личные качества и что вне зависимости от его внешнего вида с ним можно достичь взаимопонимания (таблица 1).

Таблица 1

Конспект занятия

Необходимые материалыМячик-ёжик,красная и синяя ладошки,  запись мультфильма "Топтыжка", необходимое оборудование для просмотра. Длительность – 9 минут.

1.Настрой на совместную работу. Достижение контакта с детьми для создания доверительной атмосферы в классе

Это могут быть любые разогревающие игры, игры на сплочение.  Можно провести игру «Снежный ком» (например, собираем любимые фрукты).

2.Просмотр мультфильма «Топтыжка».

Этот мультфильм о том, как взрослые не разрешали дружить зайчонку и медвежонку, потому что каждый считал, что они слишком разные. Но малышам это было не важно, главное, что им было интересно и весело друг с другом. В финале, заячья семья помогает в беде медвежьей, и с тех пор они стали дружить семьями.

3.Конкурс самых «внимательных и запоминательных»

Ведущий задаёт вопросы, а отвечать нужно следующим образом: если показана синяя ладошка: нужно поднять руку и ждать, пока спросят, но если показана желтая ладошка, то отвечать  на мой вопрос хором:

- в какое время года происходит эта история?

-  в какие игры друг с другом играли зайчик и медвежонок?

- чьи санки сломались?

- почему сердились мамы зайчика и медвежонка?

- сколько этажей было в заячьем домике?

- почему Зайчиха помогла Медвежонку?

- что делали звери после чудесного спасения?

4.Обсуждение мультфильма.

В чем суть истории, почему им не разрешали дружить? Почему им было весело? Почему они не слушали взрослых и все равно дружили? Почему потом заячья и медвежья семья стали дружить?  Могли бы они подружиться, если бы не беда? Действительно ли эти зверята разные? А что у них общего? Что главное для вас в дружбе с кем-то?

Обсуждение жизненных ситуаций.

Обсуждение похожих жизненных ситуаций из опыта детей.

5. Игры

- Упражнение «Эмоциональные этюды». Вспоминаем с ребятами какие эмоциональные переживания они заметили у героев мультфильма, пытаемся изобразить эти эмоции и чувства (грусть, злость, недовольство, радость, счастье, испуг, переживание и т.д.).

- Игра «Зайчики и медвежата». Дети делятся на две группы: зайчики и медвежата. Игра выполняется без слов, общение детей только жестами. Каждый медвежонок находит себе зайчонка и играет с ним.

6. Рисование

Детям предлагается сделать рисунок любого понравившегося эпизода из мультфильма. Выставка всех работ.

Листочки формата А4, цветные карандаши

Окончание занятия

Обсуждение пережитого на занятии. Как вы думаете, а что будет дальше с этими двумя семействами? Что вы пожелаете на прощание друг другу?

Выставка рисунков ребят в классе.

Спасибо за сегодняшнее занятие!

Список литературы

1.Назин К. Терпение – это алмаз. Методические приемы воспитания толерантности у детей разного возраста // Школьный психолог, №16, 2002.

2.Практика сказкотерапии / под.ред.Н.А.Сакович. СПб.: Речь, 2006. С.94-109. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ »

Формирование уважительного отношения к другим людям через игровые технологии

Болдырева Елена Александровна

педагог-психолог

МБОУ СОШ г.Правдинска

psyholog@pravdinsk.org


С 2007 года в третьих классах я провожу цикл занятий в рамках психоразвивающей программы «Понять и принять другого», направленной на развитие у детей такого качества как толерантность. В работе школьного психолога считаю необходимым одной из задач любых развивающих занятий ставить формирование толерантности. Под этим термином я понимаю терпимость и принятие, уважительное отношение к другим людям. И не только по национальному признаку, а просто уважительное отношение к людям, сверстникам, которые чем-то отличаются от большинства. При этом пытаюсь донести до детей их уникальность, неповторимость, а также то, что другой человек также уникален и неповторим. Неумение терпимо и уважительно относится к людям, которые чем-то отличаются от самого ребенка, которые иначе смотрят на мир, чем ты сам, неприятие их – все это препятствует взаимопониманию между детьми, снижает качество общения, взаимоотношений между ними. В программе используется несколько основных тем, на основе которых и строятся занятия:

1. Волшебные камешки (знакомство с проблемой, проживание проблемы. Цель: активизация внимания друг к другу, снятие нервно-психического напряжения).

2. Царство гномов. Ролевая игра-обсуждение. (Цель: осознание детьми различий в их отношении с таким, как они и с другими).

3. Мультишка. Просмотр специально подобранных мультфильмов с обсуждением. (Цель: достижения понимания того, что главное в человеке – это его личные качества и что вне зависимости от его внешнего вида с ним можно достичь взаимопонимания).

Занятия адресованы учащимся 2-3 классов, проводятся со всем классом в рамках классных часов. Каждое занятие рассчитано на 45-50 минут. Присутствие классного руководителя и других учителей предметников, работающих с учащимися – обязательно. Наиболее приемлемая форма проведения занятий – игровая. Превращение любимого детского жанра – мультфильма – в увлекательное занятие очень тонко и интересно для детей расширяет их кругозор, даёт им возможность почувствовать себя успешными. Дети с удовольствием и без принуждения принимают через игру и мультфильмы поставленную на занятии проблему и достаточно эффективно решают вопросы, связанные с уважительным отношением к другим людям.

Результат: принятие детьми идеи (в т.ч. на поведенческом уровне) уважительного отношения к другим людям, друг к другу в классе.

Занятие из темы «Мультяшка». Зайчик и Топтыжка.

Цель занятия: формирование установки на то, что непохожий на тебя – это хорошо, это весело и интересно; достижение понимания того, что главное в человеке – это его личные качества и что вне зависимости от его внешнего вида с ним можно достичь взаимопонимания (таблица 1).

Таблица 1

Конспект занятия

Этап


Описание

Необходимые материалы

Настрой на совместную работу. Достижение контакта с детьми для создания доверительной атмосферы в классе

Это могут быть любые разогревающие игры, игры на сплочение. Можно провести игру «Снежный ком» (например, собираем любимые фрукты).

Мячик-ёжик

Просмотр мультфильма «Топтыжка».

Этот мультфильм о том, как взрослые не разрешали дружить зайчонку и медвежонку, потому что каждый считал, что они слишком разные. Но малышам это было не важно, главное, что им было интересно и весело друг с другом. В финале, заячья семья помогает в беде медвежьей, и с тех пор они стали дружить семьями.

Запись мультфильма, необходимое оборудование для просмотра. Длительность – 9 минут.

Конкурс самых «внимательных и запоминательных»

Ведущий задаёт вопросы, а отвечать нужно следующим образом: если показана синяя ладошка: нужно поднять руку и ждать, пока спросят, но если показана желтая ладошка, то отвечать на мой вопрос хором:

- в какое время года происходит эта история?

- в какие игры друг с другом играли зайчик и медвежонок?

- чьи санки сломались?

- почему сердились мамы зайчика и медвежонка?

- сколько этажей было в заячьем домике?

- почему Зайчиха помогла Медвежонку?

- что делали звери после чудесного спасения?

Две ладошки. Вырезанные из картона: синяя и желтая.

Обсуждение мультфильма.

В чем суть истории, почему им не разрешали дружить? Почему им было весело? Почему они не слушали взрослых и все равно дружили? Почему потом заячья и медвежья семья стали дружить? Могли бы они подружиться, если бы не беда? Действительно ли эти зверята разные? А что у них общего? Что главное для вас в дружбе с кем-то?


Обсуждение жизненных ситуаций.

Обсуждение похожих жизненных ситуаций из опыта детей.


Игры

1. Упражнение «Эмоциональные этюды». Вспоминаем с ребятами какие эмоциональные переживания они заметили у героев мультфильма, пытаемся изобразить эти эмоции и чувства (грусть, злость, недовольство, радость, счастье, испуг, переживание и т.д.).

2. Игра «Зайчики и медвежата». Дети делятся на две группы: зайчики и медвежата. Игра выполняется без слов, общение детей только жестами. Каждый медвежонок находит себе зайчонка и играет с ним.


Рисование

Детям предлагается сделать рисунок любого понравившегося эпизода из мультфильма. Выставка всех работ.

Листочки формата А4, цветные карандаши

Окончание занятия

Обсуждение пережитого на занятии. Как вы думаете, а что будет дальше с этими двумя семействами? Что вы пожелаете на прощание друг другу?



Выставка рисунков

Выставка рисунков ребят в классе.

Магнитная доска, магниты.

Спасибо за сегодняшнее занятие!


Список литературы

  1. Назин К. Терпение – это алмаз. Методические приемы воспитания толерантности у детей разного возраста // Школьный психолог, №16, 2002.

  2. Практика сказкотерапии / под.ред.Н.А.Сакович. СПб.: Речь, 2006. С.94-109.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Автор: Болдырева Елена Александровна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175876

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-pozitivnykh-ustanovok-k-razlichnym-vidam-truda-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "169506"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423415133"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности, кружка "Умелые ручки". "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-i-ktp-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-umielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "246275"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319455"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс для тувинских школ по учебнику Г.М.Селиверстовой "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-tuvinskikh-shkol-po-uchiebniku-g-m-sielivierstovoi"
    ["file_id"] => string(6) "118344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413116619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства