ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
С 2007 года в начальной школе я провожу цикл занятий в рамках психоразвивающей программы «Понять и принять другого», направленной на развитие у детей такого качества как толерантность. Под этим термином я понимаю терпимость и принятие, уважительное отношение к другим людям. И не только по национальному признаку, а просто уважительное отношение к людям, сверстникам, которые чем-то отличаются от большинства. При этом пытаюсь донести до детей их уникальность, неповторимость, а также то, что другой человек также уникален и неповторим. Неумение терпимо и уважительно относится к людям, которые чем-то отличаются от самого ребенка, которые иначе смотрят на мир, чем ты сам, неприятие их – все это препятствует взаимопониманию между детьми, снижает качество общения, взаимоотношений между ними. В программе используется несколько основных тем, на основе которых и строятся занятия:
1. Волшебные камешки (знакомство с проблемой, проживание проблемы. Цель: активизация внимания друг к другу, снятие нервно-психического напряжения).
2. Царство гномов. Ролевая игра-обсуждение. (Цель: осознание детьми различий в их отношении с таким, как они и с другими).
3. Мультишка. Просмотр специально подобранных мультфильмов с обсуждением. (Цель: достижения понимания того, что главное в человеке – это его личные качества и что вне зависимости от его внешнего вида с ним можно достичь взаимопонимания).
Занятия адресованы учащимся 2-3 классов, проводятся со всем классом в рамках классных часов. Каждое занятие рассчитано на 45-50 минут. Присутствие классного руководителя и других учителей предметников, работающих с учащимися – обязательно. Наиболее приемлемая форма проведения занятий – игровая. Превращение любимого детского жанра – мультфильма – в увлекательное занятие очень тонко и интересно для детей расширяет их кругозор, даёт им возможность почувствовать себя успешными. Дети с удовольствием и без принуждения принимают через игру и мультфильмы поставленную на занятии проблему и достаточно эффективно решают вопросы, связанные с уважительным отношением к другим людям.
Результат: принятие детьми идеи (в т.ч. на поведенческом уровне) уважительного отношения к другим людям, друг к другу в классе.
Занятие из темы «Мультяшка». Зайчик и Топтыжка.
Цель занятия: формирование установки на то, что непохожий на тебя – это хорошо, это весело и интересно; достижение понимания того, что главное в человеке – это его личные качества и что вне зависимости от его внешнего вида с ним можно достичь взаимопонимания (таблица 1).
Таблица 1
Конспект занятия
Необходимые материалыМячик-ёжик,красная и синяя ладошки, запись мультфильма "Топтыжка", необходимое оборудование для просмотра. Длительность – 9 минут.
1.Настрой на совместную работу. Достижение контакта с детьми для создания доверительной атмосферы в классе
Это могут быть любые разогревающие игры, игры на сплочение. Можно провести игру «Снежный ком» (например, собираем любимые фрукты).
2.Просмотр мультфильма «Топтыжка».
Этот мультфильм о том, как взрослые не разрешали дружить зайчонку и медвежонку, потому что каждый считал, что они слишком разные. Но малышам это было не важно, главное, что им было интересно и весело друг с другом. В финале, заячья семья помогает в беде медвежьей, и с тех пор они стали дружить семьями.
3.Конкурс самых «внимательных и запоминательных»
Ведущий задаёт вопросы, а отвечать нужно следующим образом: если показана синяя ладошка: нужно поднять руку и ждать, пока спросят, но если показана желтая ладошка, то отвечать на мой вопрос хором:
- в какое время года происходит эта история?
- в какие игры друг с другом играли зайчик и медвежонок?
- чьи санки сломались?
- почему сердились мамы зайчика и медвежонка?
- сколько этажей было в заячьем домике?
- почему Зайчиха помогла Медвежонку?
- что делали звери после чудесного спасения?
4.Обсуждение мультфильма.
В чем суть истории, почему им не разрешали дружить? Почему им было весело? Почему они не слушали взрослых и все равно дружили? Почему потом заячья и медвежья семья стали дружить? Могли бы они подружиться, если бы не беда? Действительно ли эти зверята разные? А что у них общего? Что главное для вас в дружбе с кем-то?
Обсуждение жизненных ситуаций.
Обсуждение похожих жизненных ситуаций из опыта детей.
5. Игры
- Упражнение «Эмоциональные этюды». Вспоминаем с ребятами какие эмоциональные переживания они заметили у героев мультфильма, пытаемся изобразить эти эмоции и чувства (грусть, злость, недовольство, радость, счастье, испуг, переживание и т.д.).
- Игра «Зайчики и медвежата». Дети делятся на две группы: зайчики и медвежата. Игра выполняется без слов, общение детей только жестами. Каждый медвежонок находит себе зайчонка и играет с ним.
6. Рисование
Детям предлагается сделать рисунок любого понравившегося эпизода из мультфильма. Выставка всех работ.
Листочки формата А4, цветные карандаши
Окончание занятия
Обсуждение пережитого на занятии. Как вы думаете, а что будет дальше с этими двумя семействами? Что вы пожелаете на прощание друг другу?
Выставка рисунков ребят в классе.
Спасибо за сегодняшнее занятие!
Список литературы
1.Назин К. Терпение – это алмаз. Методические приемы воспитания толерантности у детей разного возраста // Школьный психолог, №16, 2002.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ »
Формирование уважительного отношения к другим людям через игровые технологии
Болдырева Елена Александровна
педагог-психолог
МБОУ СОШ г.Правдинска
psyholog@pravdinsk.org
С 2007 года в третьих классах я провожу цикл занятий в рамках психоразвивающей программы «Понять и принять другого», направленной на развитие у детей такого качества как толерантность. В работе школьного психолога считаю необходимым одной из задач любых развивающих занятий ставить формирование толерантности. Под этим термином я понимаю терпимость и принятие, уважительное отношение к другим людям. И не только по национальному признаку, а просто уважительное отношение к людям, сверстникам, которые чем-то отличаются от большинства. При этом пытаюсь донести до детей их уникальность, неповторимость, а также то, что другой человек также уникален и неповторим. Неумение терпимо и уважительно относится к людям, которые чем-то отличаются от самого ребенка, которые иначе смотрят на мир, чем ты сам, неприятие их – все это препятствует взаимопониманию между детьми, снижает качество общения, взаимоотношений между ними. В программе используется несколько основных тем, на основе которых и строятся занятия:
1. Волшебные камешки (знакомство с проблемой, проживание проблемы. Цель: активизация внимания друг к другу, снятие нервно-психического напряжения).
2. Царство гномов. Ролевая игра-обсуждение. (Цель: осознание детьми различий в их отношении с таким, как они и с другими).
3. Мультишка. Просмотр специально подобранных мультфильмов с обсуждением. (Цель: достижения понимания того, что главное в человеке – это его личные качества и что вне зависимости от его внешнего вида с ним можно достичь взаимопонимания).
Занятия адресованы учащимся 2-3 классов, проводятся со всем классом в рамках классных часов. Каждое занятие рассчитано на 45-50 минут. Присутствие классного руководителя и других учителей предметников, работающих с учащимися – обязательно. Наиболее приемлемая форма проведения занятий – игровая. Превращение любимого детского жанра – мультфильма – в увлекательное занятие очень тонко и интересно для детей расширяет их кругозор, даёт им возможность почувствовать себя успешными. Дети с удовольствием и без принуждения принимают через игру и мультфильмы поставленную на занятии проблему и достаточно эффективно решают вопросы, связанные с уважительным отношением к другим людям.
Результат: принятие детьми идеи (в т.ч. на поведенческом уровне) уважительного отношения к другим людям, друг к другу в классе.
Занятие из темы «Мультяшка». Зайчик и Топтыжка.
Цель занятия: формирование установки на то, что непохожий на тебя – это хорошо, это весело и интересно; достижение понимания того, что главное в человеке – это его личные качества и что вне зависимости от его внешнего вида с ним можно достичь взаимопонимания (таблица 1).
Таблица 1
Конспект занятия
Этап
Описание
Необходимые материалы
Настрой на совместную работу. Достижение контакта с детьми для создания доверительной атмосферы в классе
Это могут быть любые разогревающие игры, игры на сплочение. Можно провести игру «Снежный ком» (например, собираем любимые фрукты).
Мячик-ёжик
Просмотр мультфильма «Топтыжка».
Этот мультфильм о том, как взрослые не разрешали дружить зайчонку и медвежонку, потому что каждый считал, что они слишком разные. Но малышам это было не важно, главное, что им было интересно и весело друг с другом. В финале, заячья семья помогает в беде медвежьей, и с тех пор они стали дружить семьями.
Запись мультфильма, необходимое оборудование для просмотра. Длительность – 9 минут.
Конкурс самых «внимательных и запоминательных»
Ведущий задаёт вопросы, а отвечать нужно следующим образом: если показана синяя ладошка: нужно поднять руку и ждать, пока спросят, но если показана желтая ладошка, то отвечать на мой вопрос хором:
- в какое время года происходит эта история?
- в какие игры друг с другом играли зайчик и медвежонок?
- чьи санки сломались?
- почему сердились мамы зайчика и медвежонка?
- сколько этажей было в заячьем домике?
- почему Зайчиха помогла Медвежонку?
- что делали звери после чудесного спасения?
Две ладошки. Вырезанные из картона: синяя и желтая.
Обсуждение мультфильма.
В чем суть истории, почему им не разрешали дружить? Почему им было весело? Почему они не слушали взрослых и все равно дружили? Почему потом заячья и медвежья семья стали дружить? Могли бы они подружиться, если бы не беда?Действительно ли эти зверята разные? А что у них общего? Что главное для вас в дружбе с кем-то?
Обсуждение жизненных ситуаций.
Обсуждение похожих жизненных ситуаций из опыта детей.
Игры
1. Упражнение «Эмоциональные этюды». Вспоминаем с ребятами какие эмоциональные переживания они заметили у героев мультфильма, пытаемся изобразить эти эмоции и чувства (грусть, злость, недовольство, радость, счастье, испуг, переживание и т.д.).
2. Игра «Зайчики и медвежата». Дети делятся на две группы: зайчики и медвежата. Игра выполняется без слов, общение детей только жестами. Каждый медвежонок находит себе зайчонка и играет с ним.
Рисование
Детям предлагается сделать рисунок любого понравившегося эпизода из мультфильма. Выставка всех работ.
Листочки формата А4, цветные карандаши
Окончание занятия
Обсуждение пережитого на занятии. Как вы думаете, а что будет дальше с этими двумя семействами? Что вы пожелаете на прощание друг другу?
Выставка рисунков
Выставка рисунков ребят в классе.
Магнитная доска, магниты.
Спасибо за сегодняшнее занятие!
Список литературы
Назин К. Терпение – это алмаз. Методические приемы воспитания толерантности у детей разного возраста // Школьный психолог, №16, 2002.
Практика сказкотерапии / под.ред.Н.А.Сакович. СПб.: Речь, 2006. С.94-109.