Просмотр содержимого документа
«"Эффективное общение"»
Психологический тренинг
Тема: «Эффективное общение» Цель: Способствовать осознанию воспитанниками ценности и сложности человеческого общения.
Ход занятия: Орг. момент
Здравствуйте Ребята. Мы начинаем наши занятия по формированию навыков общения и взаимодействия. Для того чтоб успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.
Правила работы группы:
Говорить по одному.
Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Основная часть
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
1.Упражнение. Имя + что обо мне никто не знает.
Цель: Открыть для участников новые грани одноклассников.
Инструкция: Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят.
Пример: « Я Маргарита Николаевна, никто не знает что я…..»
2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот, у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то, что о нем узнал. Например: Ваня, я узнала что ты…»
2.Упражнение. Продолжи фразу.
Цель: Узнать друг друга. Саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача, не задумываясь продолжить ее. Пример: Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня, потому что я….
3.Упражнение.
Цель: Показать участникам, что навыкам общения надо учиться.
Я хочу вам рассказать одну притчу:
В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
4.Упражнение «Дискуссия»
Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.
Инструкция.
Вы разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
Обсуждение в кругу
Что получилось, что нет, удалось ли договориться.
Что мешает нам общаться?
Цель: определение и отделение вербальной и невербальной информации
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить , что за чувство.
Например: Я иду играть в лото. (грустно, весело, грубо, счастливо, печально)
1.2.Упражнение. Передай чувство, только голосом.
Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.
Например: Мне дали зарплату.
1.3.Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека.
Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя. 7.Ролевая игра «Подсказка другу».
Инструкция: Ученик у доски. Группе раздаются фразы из стихотворения. Один ученик. Один учитель. Задача группы без помощи речи определить порядок фраз в стихотворении и по очереди «подсказывать» ученику. Задача ученика вербально воспроизвести стихотворение. Задача учителя сверить рассказанное стихотворение с оригиналом.
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие виды общения использовались, какие еще есть варианты.
8. Ролевая игра «На приеме у психолога»– демонстрационная по ролям: Сейчас у вас будет возможность попробовать себя в роли настоящего психолога. Приглашаю пару добровольцев. Один из вас психолог. Второй клиент. Остальные внимательно наблюдают и фиксируют использованные психологом приемы.
Инструкция. Вы психолог, К вам на прием придет клиент. Ваша задача успокоить его, используя правила активного слушания.
Можно проиграть несколько раз меняя пары.
Клиенты: Старуха шапокляк, Буратино, Мальвина, Чебурашка, Карабас Барабас, и др. Итог:Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы узнали о дистанциях комфортного общения и правилах активного слушаниях.
Упражнение «Рукопожатие»
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»