К общешкольному родительскому собранию "Эффективное общение, как основной инструмент воспитания ребёнка"
К общешкольному родительскому собранию "Эффективное общение, как основной инструмент воспитания ребёнка"
Данная презентация содержит методический материал для проведения общешкольного родительского собрания. Раскрывает возможности эффективного общения родителей с ребенком, как основного инструмента воспитания ребенка. В презентации приведен теоретический материал и практические упражнения для закрепления полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К общешкольному родительскому собранию "Эффективное общение, как основной инструмент воспитания ребёнка"»
Эффективное общение, как основной инструмент воспитания ребёнка
Педагог – психолог
Грунская Елена Леонидовна
Любили тебя без особых причин:За то, что ты — внук,За то, что ты — сын,За то, что малыш,За то, что растёшь,За то, что на маму и папу похож...И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоей.
Валентин Берестов
«Кувшин» наших эмоций
Зона ближайшего развития
Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному
желанию и с интересом.
Вместе с
САМ
родителями
сам
САМ
Безусловное принятие
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, даже нежелательные. Раз они возникли, значит, есть основания.
Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.
Принципы эффективного общения
Безусловное принятие ребёнка
Ответственность за процесс общения лежит на взрослом.
- Если у ребёнка есть эмоциональная проблема, то взрослому необходимо «активно слушать» ребёнка.
- Если у взрослого возникает эмоциональная реакция на поведение ребёнка, то взрослый применяет высказывание в технике «Я – сообщение».
Активное слушание
Активно слушать ребёнка — значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначать его чувства.
Важно, чтобы глаза ребёнка и ваши находились на одном уровне.
Расстроенному или огорченному ребёнку не следует задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Повторите, что как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначьте его чувства.
После каждой реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребёнку.
обязательно повернитесь к ребёнку лицом.
Что нам мешает слушать ребёнка
1. Приказы. Команды: «Убери!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышала!» и т.д..
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Не придёшь вовремя, пеняй на себя!», «Если не прекратишь плакать, я уйду!» и т.д..
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен вести себя как подобает» и т.д.
4. Критика, выговоры, обвинения: «Всё из—за тебя!», «Зря на тебя понадеялась!», «Вечно ты!» и т.д..
5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: “Сколько раз тебе говорила. Не послушалась—пеняй на себя», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»
6. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи...», « Я бы на твоём месте ...»
7. Похвала. Нельзя хвалить оценочно («Ты молодец!»). Лучше выразить ваше чувство используя местоимения «я», «мне» («Мне нравится», «Я рад за тебя»).
8. Обзывание, высмеивание: «Какой же ты лентяй!», «Плакса—вакса» и т. д..
9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это всё из—за того, что ты…», «Небось опять подрался» и т. д..
10. Выспрашивание, расследование: « Скажи! Я всё равно узнаю», «Ну почему ты молчишь?» и т.д.
11. Сочувствие на словах, уговоры: «Я тебе сочувствую», «Не обращай внимания!»
12. Отшучивание, уход от разговора: «Как много между нами общего!»
Практическая работа «Активное слушание»
Ситуация и слова ребёнка:
«Сегодня, когда мы пошли на прогулку Ваня толкнул меня и я упала».
Чувства ребёнка: Обида, боль.
Ваш ответ:
«Когда вы пошли на прогулку Ваня толкнул тебя, и ты упала. Тебе было больно и обидно».
«
Практическая работа «Активное слушание»
Ситуация и слова ребёнка
Чувства ребёнка
1. (Ребёнку сделали укол, плачет) «Доктор плохой!»
Ваш ответ
2. (Старший сын – маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».
3. «Сегодня на занятии я ничего не поняла и сказала об этом воспитателю, а все ребята смеялись».
4. (Ребёнок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя чашечка!»
5. (Влетает в дверь): «Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»
«Я – сообщение»
«Когда…..
я чувствую…...
потому что…….
поэтому хочу чтобы……..»
Ситуация
Я - сообщение
Вы который раз зовёте дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», и продолжает заниматься своими делами.
Ты - сообщение
Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже.
У вас важный разговор с другом. Ребёнок то и дело его прерывает.
Да сколько же раз тебе надо говорить?
Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
Вы приходите домой усталая. У вашего сына друзья, веселье. На столе - следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).
Не мешай разговаривать.
Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома бардак.
Ты не можешь заняться чем то другим пока я разговариваю?
Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
Практическая работа «Я – сообщение»
Ситуация:
«По полу разбросаны игрушки ребёнка, который занят другим делом. Мама ходит и наступает на кубики».
Ваше чувство: Раздражение, боль.
Я – высказывание:
« Мне не нравится, когда после игры всё валяется на полу, потому что приходится вставать на игрушки, а это больно, поэтому, я хочу, чтобы после игры всё лежало на своих местах».
Практическая работа «Я – сообщение»
Ситуация
Ваше чувство
1. Ребёнок шалил за столом и, не смотря на предупреждение, пролил молоко.
Я - сообщение
2. Вы только что вымыли пол, а сын пришёл и наследил.
3. Вы ждёте гостей. Дочь отрезала себе кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
4. С работы должен прийти муж. Вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.
5. Дочь взяла без разрешения новую мамину косметику и вместе с подружкой учатся накладывать макияж.
Как разрешать конфликт
Этапы разрешения конфликтов
1 Прояснение конфликтной ситуации.
Сначала выслушиваем ребёнка, потом говорим о своём желании или проблеме.
2 Сбор предложений.
Начинаем с вопроса «Как же нам быть?» и даём возможность ребёнку первому предложить решения, затем предлагаем свои.
3 Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
Лучшим решением считается то, которое выбрали единогласно.
4 Детализация решения.
Уточняется кто и что будет делать.
5 Выполнение решения; проверка.
Почему не слушаются дети
Причина непослушания
Чувства, которые испытывает взрослый
Причина непослушания
Чувства которые испытывает взрослый
Борьба за внимание
Борьба за внимание
Что делать
Раздражение
Борется за самоутверждение
Борется за самоутверждение
Раздражение
Гнев
Гнев
Что делать
Ребёнком движет желание отомстить
Положительное внимание к ребёнку, игнорирование привычных непослушаний.
Ребёнком движет желание отомстить
Положительное внимание к ребёнку, игнорирование привычных непослушаний.
Уменьшить контроль за делами ребёнка. Давать свободу выбора из того, что предлагаете вы.
Ребёнок потерял веру в собственный успех
Обида
Обида
Уменьшить контроль за делами ребёнка. Давать свободу выбора между тем, что предлагаете вы.
Ребёнок потерял веру в собственный успех
Чувство безнадёжности,
Чувство безнадёжности,
Понять и устранить причину той «боли», которую взрослый причинил ребёнку.
Понять и устранить причину той «боли», которую взрослый причинили ребёнку.
отчаянья
отчаянья
Перестать требовать «полагающегося» поведения. «Сбросить на ноль» свои ожидания.
Перестать требовать «полагающегося» поведения. «Сбросить на ноль» свои ожидания.
Правила воспитания
1. Безусловно принимать ребёнка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок если он не просит помощи. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, помогите ему.
· Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
· По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.
5. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
6. Позвольте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своих бездействий). Только так он станет самостоятельным.
7. Делитесь своими чувствами. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его переживании.
8. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
9. Соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
10. Конструктивно разрешайте конфликты.
11. Используйте в повседневном общении приветливые фразы и обнимайте ребёнка не мене
4-х, а лучше по 8 раз в день.
Зона ближайшего развития Выготский Л.С.
Правила о правилах
1 Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
2 Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
3 Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
4 Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
5 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно—разъяснительным, чем повелительным.
6 Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Создавайте зону радости (совместные занятия с ребёнком, традиции, маленькие праздники и т.д.) В качестве наказания вы можете отменить их, но только если случился проступок , действительно ощутимый и вы на самом деле расстроены.
Лучше наказывать двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулём подразумевается нейтральный, ровный тон ваших взаимоотношений.
Четыре цветовые зоны
Всё то, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению или желанию
Разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определённых границ.
Такие действия ребёнка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются.
Действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.
Практическая работа «правила для вашего ребёнка»
Всё то, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению или желанию
Разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определённых границ.
Такие действия ребёнка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются.
Действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.
Что даёт эффективное общение
Исчезают или сильно ослабевают отрицательные переживания ребёнка.
Ребёнок убеждается, что взрослый его слушает, и начинает доверять больше.
Ребёнок сам продвигается в решении своих проблем.
Дети начинают сами активно слушать взрослых. Становятся внимательнее.
Родители меняются, становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка. Легче принимают его «отрицательные чувства».
Эффективное общение позволяет не допустить разлад ребёнка с миром и с самим собой. Поддерживает у ребёнка чувство самоценности.
А как насчёт дисциплины?
Правила о правилах:
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Правила (ограничения, требования, запреты,) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Безусловно принимать ребёнка.
Активно слушать его переживания и потребности.
Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
Не вмешиваться в занятия, с которыми ребёнок справляется.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами (значит доверять).
Конструктивно разрешать конфликты.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Удачи вам и душевного благополучия!
Не забывайте обнимать своих близкихи говорить им слова любви!!!
Для того, чтобы выживать ребёнку в этом мире – ему необходимо 4 объятия в день.
Для того, чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день.
Для того, чтобы интеллектуально развивался – 12 объятий в день.